Лучшее предложение
Оригинальное название: La migliore offerta / The Best Offer
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
В ролях: Джим Стёрджесс, Дональд Сазерленд, Джеффри Раш, Сильвия Хукс, Филип Джексон, Лия Кебеде, Дермот Краули, Кируна Стамелл, Майлз Ричардсон, Линн Суонсон Выпущено: Италия / Paco Cinematografica, Warner Bros., Business Location Sudtirol Alto Adige
Продолжительность: 02:10:58
IMDB 7,7/10 (7878 голосов) / Кинопоиск 8.058 (8649 голосов)
Сюжет
В любой подделке есть что-то подлинное"
Основная тема фильма посвящена отношениям пары с разницей в возрасте. При взгляде со стороны, Вёрджил и Клэр воспринимаются как отец и дочь. Как правило, общество табуирует такие отношения, участники не получают одобрения от своих родных и социального окружения. Но размышления о разнице в возрасте имеют логический источник, эмоции же бывают ближе к природе и истине. Имеет значение, кто старше в отношениях: мужчина или женщина?
Отношения, в которых старше мужчина, воспринимаются как более «правильные», чем отношения, в которых старше женщина ("закон природы"). На протяжении всего фильма, таким образом, поддерживается саспенс – неопределенность, двусмысленность, зритель гадает, станут они любовниками или нет, напряжение не уменьшается. Отношения, начавшись с чисто деловых и формальных, эволюционировали в доверительно-интимные. Постепенно выкристаллизовывается главный козырь отношений Вёржила и Клэр, когда любовь стирает все ограничения логики, не знает преград ума – и мы насладились бы приемлемым хэппи-эндом. И действительно, основные участники истории: Вёрджил, Клэр, Роберт значительно сблизились и для нас остается загадкой вопрос о том, мучали ли обманщиков угрызения совести?
В любой подделке есть что-то подлинное! Начавшись как многоходовая обманная махинация для Роберта и Клэр, в дальнейшем игра наполнилась новым личностным смыслом в ходе общения и взаимодействия с мистером Олдманом. Было очевидно, что Вёрджил им нравился как человек – Клэр ходайствовала Роберту для Олдмана «более оптимистичный финал», а Роберт с удовольствием делился секретами знатока женской психологии с благоволением внимавшему ему Верджилом. В самом деле, откуда могли возникнуть враги у Олдмана? Конечно, речь о давнем знакомом, может быть, друге Олдмана, художнике Билли. Есть все основания полагать, что именно Билли стал заказчиком заговора против Верджила.
Основной мотив Билли двояк: с одной стороны, он считает себя непризнанным гением живописи, и накопил достаточное количество обиды на весь мир, с другой стороны, банальная зависть к более успешному Олдману, которому приходится подыгрывать на торгах в аукционах, и жажда мести. Обида, зависть и месть являются ведущими мотивами для Билли, для Роберта же и Клэр – изначальный главный мотив - в материальной выгоде и удовольствии от участия в игре. Роберт и Клэр настолько увлечены игрой, что Роберту удается длительное время дистанциироваться от ревности к Вёджилу, но в последствии появляется желание отомстить жертве за интим с Клэр, потому что связь между Робертом и Клэр очевидна. После наблюдения ужина Вержила с Клэр, видя как пожилой мужчина очаровал его девушку своим вниманием, тактичным ухаживанием, умением излагать свои мысли психолог-инженер ревнует Верджила к Клэр, называет его «прирожденным обольстителем». Могла ли Клэр перейти в лагерь Олдмана, сдав Роберта? Размышляла ли она об этом, боялся ли Роберт потерять Клэр? Каким образом Роберту удалось удержать Клэр в рамках данной роли?..
Очевидно, у Роберта появляется личный мотив ревности и желание отомстить Олдману. Наименее эмоционально вовлеченным членом шайки является старина Фред, исполняющий роль привратника Клэр. Его задача – создавать контекст Клэр-аристократки, страдающим психическим расстройством.
Роберт постоянно купается в женском внимании, очевидно, что он пользуется популярностью у девушек, их в нем привлекает интеллект и порочность, некая дерзость..
Навряд ли остальные девушки были в доле в игре против Олдмана, слишком со многими пришлось бы делиться, слишком много людей в игре повышает возможность ошибки. Одна из девушек (мулатка) из ревности сдает Роберта Олдману, что фактически приводит к разрыву отношений между Верджилом и Робертом.
Теперь, когда мы получили представление о мотивации криминальных лиц сюжета, рассмотрим психологический портрет Олдмана, чтобы понять его сущность. Сирота и одиночка, сумевший не только выжить в мире конкурентного капитализма, но и стать лучшим в своем деле, настоящим экспертом, успешным предпринимателем в области бизнеса на искусстве. Однако, как мужчина он не развивался, остался девственником, страх перед близостью и интимностью поселился в его душе.
Психологическая проблема Олдмана из области психологических идей перешла в сферу психосоматики, которая выражается в том, что Верджил боится заразиться, даже ужинает в перчатках, мобильный телефон берет в белый платочек. Наблюдаем признаки нозофобии – страха заразиться, ипохондрии – страх перед жизнью, другими людьми, страх быть близким и доверять кому-то. Но при всем этом, образ Верджила вызывает сочувствие и уважение. Он пытается помочь Клэр освободиться от своего недуга, оказывает ей постоянную поддержку, общаясь с Робертом, Олдман не показывает своего аристократического снобизма, а с готовностью учится у молодого человека искусству общения с прекрасным полом.
Две ситуации, повторяющиеся в бытии Олдмана определим как психодиагностические:
1. «Пирог» - отмечание дня рождения: эта медитация на свечку, а ведь свечка символ жизни, в полном одиночестве, не может не впечатлить внимательного зрителя!
2. «Картинный тайник» - в котором собрана коллекция картин молодых женщин, которыми Олдман любуется, один-единственный на Земле!
Согласно принципам психологического исследования, мы проанализируем тестовые ситуации «Пирог» и «Картинный тайник» в начале и конце фильма, проанализируем изменения во внутреннем мире Олдмана.
Рассмотрим основные задумки Роберта, которые привели его у успеху в деле Олдмана. Итак, приманка – старый замок с интересными артефактами искусства с невменяемой девушкой в придачу.
На бессознательном уровне старый дом - это проекция самого Верджио, там одиночество и запустение, древние вещи и дырявые потолки..но где-то в нем прячется желание любить и быть любимым, которая олицетворяется в лице Клэр.
Роберт, без сомнения, располагал досье на Олдмана, знал, что жертва в студенческие годы защитил диплом по французскому механику и изобретателю Жаку де Вокансону (Jacques de Vaucanson) – создателю механических игрушек, который в 1738 году сделал первых механических роботов — уток, которые могли пить, есть пшеницу и испражняться (!!!). Логично, что если в молодого Верджио интересовала эта тема, то и сейчас он подберет рассыпанные по подвалу замка Клэр шестеренки и тогда в игру подключится и талантливый инженер.
Отдадим должное Роберту, он легко входит в контакт с любыми людьми, получает их доверие, очевидно есть мужская харизма, поэтому Роберт получает статус активного игрока и доверенного лица Олдмана, ненавязчиво консультирует его по личным вопросам.
Два процесса: сближение Олдмана и Клэр / и сборка андроида идут рука об руку, синхронистично. Роберт через Фреда подкидывает нужные шестеренки, Олдман потом приносит их Роберту, где получает новый набор инструкций. Клэр получает свои инструкции по мобильному телефону от Роберта.
Ее миф, ее легенда тоже достойна восторженного ликования зрителя! Бедная девушка, тоже сирота, как и Олдман, страдает агорафобией, беззащитна, но ей нужно помочь продать кое-какие старинные вещи. Роберт проинструктировал Клэр, что она должна внушать Олдману идею их похожести:
Ее агорафобия должна ассоциироваться со нозофобией Олдмана
- Она также одинока как и жертва
- Также любит быть в тени, как и Верджио
- Сирота, как и Олдман
- Сексуально одинока как и главный персонаж.