Студентам

Особенности внеаудиторной работы

on 28 Март 2010. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Особенности внеаудиторной работы, направленной на оказание педагогической поддержки
студентов туристского вуза

Каким образом можно заинтересовать внеурочными занятиями студентов, спешащих после лекций домой по своим делам? Насколько внеаудиторная работа со студенчеством возможна на принципе добровольности? Ответ на этот вопрос находится в области мотивации – если педагог способен заинтересовать, даже заинтриговать обучаемых, то проблем с посещаемостью не будет. Прежние методы работы с молодежью отошли в прошлое как и строй их породивший. В данной статье мы рассмотрим некоторые методы внеаудиторной работы педагога и требования к личности самого педагога, потому что дело не столько в действенности методов, речь о которых пойдет ниже, но и в том, какой человек, специалист, педагог их проводит.
Первый метод назовем участие студентов в синема-группе. Синема-группа – это условный термин, под которым предлагается понимать группу открытого типа, собирающуюся для просмотра и обсуждения художественных фильмов,  анализа своих переживаний и мыслей с целью самопознания и саморазвития. Можно сказать, что синема-группа – это клуб любителей кино, склонных к рефлексии.
Истоки коллективного просмотра и обсуждения кинолент стали практиковать преподаватели вузов с середины 90-х годов. Профессор д.пс.н. Л.А.Петровская из МГУ собирала группы для просмотра «Пролетая над гнездом кукушки». И другие специалисты при различных учебных заведениях и психологических центрах проводят подобные встречи. На ОРТ с 2007 года существует специальная программа «Закрытый показ» с ведущим Александром Гордоном. По его словам, программа рассчитана на «широкую и глубокую аудиторию». Обычно передача представляет собой обсуждение фильмов. Приглашённые Гордоном гости сначала смотрят какое-либо кино, а затем высказывают мнения по поводу его просмотра. Чаще в обсуждении участвует две стороны: «за» и «против» фильма, состоящие из 6 человек различных профессий: драматурги, писатели, режиссёры. Также в студии присутствуют режиссёр и актёрская команда. В конце программы в дискуссии могут принять участие и зрители «Закрытого показа», непосредственно присутствующие на передаче. Для «закрытого показа» характерно очень живое и активное обсуждение, что рождает большой интерес к передаче. Кроме того, перед просмотром фильма ведущий программы предлагает сторонам рекомендовать или не рекомендовать его к просмотру. Следует отметить, что и сам Гордон принимает участие в дискуссиях и его позиция относительно кино не бывает нейтральной. Однако, психологический подтекст кинолент не включается в процесс обсуждения. Обсуждение фильмов в синема-группе туристского вуза происходит по-другому.
Конечно, участники и ведущий такой группы ценят хорошее кино, но им хочется поговорить об увиденном, они ценят возможность открыться другим участникам, быть услышанными и понятыми и услышать и понять других.   
Таким образом,  в группе рождается взаимопонимание относительно наиважнейших ценностей, которые начинают разделять участники синема-группы, что генерирует эффект внутригрупповой поддержки.
Какими качествами должен обладать ведущий группы? В психолого-педагогической литературе [12, 14] называют такие качества как эмпатичность, харизматичность, демократичность и другие, но я бы выделил помимо прочих такое качество как способность к импровизации.    Педагогическая работа со студентами не может быть детально прописана в сценарии встречи, русло общения может повернуть в совершенно неожиданном направлении. Педагогу нужно уметь с достоинством выходить из двусмысленных ситуаций, колких под час замечаний молодых людей.             Ведущий синема-группы ненавязчиво направляет ход обсуждения, течения мыслей участников на краеугольные сцены фильма, которые могут принести расширение осознания для группы. Педагог отвечает за весь процесс рефлексии целиком, будет ли «сухой остаток» обсуждения? И действительно, в ходе таких дискуссий студенты учатся рефлексии, умению мыслить и излагать свои мысли. Обратная связь от участников группы и ведущего учит прислушиваться к мнению окружающих, умению отстаивать свои взгляды, если потребуется.
Кроме того, один из немаловажных моментов в работе синема-группы – это грамотный, психологически удачный подбор кинопродукции для видеопоказов. Фильмы должны быть близкими по содержанию и проблематике для аудитории; желательно, чтобы они были не слишком банальными и не слишком заумными. Кино, направленное на сиюминутные впечатления, экшн может интересно смотреться, но ничего не дать на рефлексии. Значит, важна и сюжетная канва, сценарий ленты. Вопрос, который для ведущего должен быть путеводной звездой – про что на самом деле просмотренное кино, что я вынес из него, какой «сухой остаток»?  Есть ли связь между фильмом и лично каждым из присутствующих? Рекомендуемые фильмы для просмотра и обсуждения: «Неадекватные люди»(2010), «Догвилль»(2003), «Планета Ка-Пекс» (2001), «Искусственный разум» (2001), «Господин Никто» (2009), «Эксперимент»(2001; 2010) и др. В арсенале педагога могут быть и фильмы советского периода нашей страны, в то время было снято много талантливых картин, в том числе и для воспитания молодежи «Плюмбум» (1986), «Чучело» (1983) и др.  Метод синема-группы весьма эффективный, но единственный в арсенале педагогической поддержки туристского вуза. Следующий метод, который мы рассмотрим – использование социально-психологического тренинга и групповой динамики в качестве педагогической поддержки студентов туристского вуза.
Студенты первого и второго курса проходят сложный период адаптации к новой развивающей среде, но адаптация будет легче проходить, если группа будет восприниматься не как определенное количество чужих людей, совместно посещающих лекции, но и будет содействовать установлению личных приятельских или дружеских отношений. Участники выполняют большое количество активных упражнений, заданий, каждое из которых по-своему является вызовом для игроков, требует от них сплоченности, смекалки, поддержки друг друга, умения договариваться и многого другого. Кроме того, сам опыт тренинговой работы помогает по-новому осознать себя и свои паттерны поведения в сложных жизненных ситуациях, содействует личностному росту.
Какие еще тренинги могут быть в арсенале педагога туристского вуза?
1. Личностно-ориентированные тренинги: тренинги личностного роста [8], лидерства, уверенности в себе [10], внутренней свободы [4], тренинг неадекватной самооценки, повышения креативности  - развивают студента как личность, повышают самоосознание, научают определенным навыкам, но главное – учат тому, как работать над собой, делать свое поведение эффективнее, успешнее.
2. Профессиональные тренинги – позволяют развивать навыки, необходимые для профессиональной деятельности. Так как по профориентационной типологии Е.А. Климова [5] студенты туристского вуза подпадают под категорию «Человек-человек», то и тренинги можно подобрать соответствующие специфике вуза: тренинг профессиональных продаж [9], тренинг преодоления конфликтов [7], тренинг делового общения и профессиональных коммуникаций [9], тренинг публичных выступлений [7], тренинг убеждения, влияния, а также НЛП-тренинги [13] и тренинги с использованием транзактного анализа. Тренинг управления временем – тайм-менеджмент [7], это технология организации времени и повышения эффективности его использования. В некотором роде это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире. Стресс-менеджмент [7] – тренинг профилактики стресса, обучение навыкам снятия психологического напряжения (релаксация по Джекобсону, коррекция автоматических мыслей). Модный среди бизнесменов сегодня тренинг «7 качеств высокоэффективных людей» [6] позволяет развивать в себе качества личности, позволяющие достигать успеха в любом бизнесе, в том числе и в туризме.
В современных условиях во внеаудиторной работе педагога должны присутствовать инновационные технологии, новые методы работы, соответствующие духу времени, потому что прежние методы перестали быть эффективными. Организация и проведение синема-группы и групп социально-психологического тренинга позволит заинтересовать студентов заниматься с педагогом во внеаудиторные часы. Новые методы внеаудиторной работы предъявляют свои требования к профессиональной компетентности педагога, а также к его личности и мировоззрению [12].

Список литературы     

  1. Вагин И., Глущай А. Тренинг лидерства. Поднимись над толпой, СПб, Питер, 2006;
  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов, СПб, Речь, 2007;
  3. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций, СПб, Речь, 2005;
  4. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала, СПб, Речь, 2005;
  5. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, М, Академия, 2004;
  6. Кови С.Р. 7 качеств высокоэффективных людей, СПб, Питер, 2008;
  7. Ладанов И.Д. Практический менеджмент, М, Элник,1995;
  8. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста, М, Форум-Инфра-м, 2007;
  9. Ребрик С. Тренинг профессиональных продаж, М, ЭКСМО, 2005;
  10. Смит Дж.М. Тренинг уверенности в себе, СПб, Речь, 2002;
  11. Суховершина Ю.В. Тренинг делового общения, М, Трикста, 2006;
  12. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга, СПб, Речь, 2002;
  13. Холл М. НЛП-тренинг: увеличение силы ваших способностей, СПб, Еврознак, 2007;
  14. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса, СПб, Питер, 2008.

Опубликовано:

Сигаев, С.Ю. Особенности внеаудиторной работы, направленной на оказание педагогической поддержки студентов туристского вуза[Текст] /С.Ю. Сигаев //Вестник Московского университета МВД России. – 2011.-№4 – C.33-35.