Ежегодная выставка "Дизайн и реклама" и PR-технологии, или почему основы психологии полезно изучать всем

on 23 Апрель 2010. Posted in С миру по нитке

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

….Рассказать анекдот? Как –то раз Крыса спрашивает Хомяка: «-Хомяк! Ведь мы с тобой – практически одинаковые грызуны! Почему люди покупают тебя за деньги, оберегают, кормят, лечат – а меня травят?!»; а Хомяк ей отвечает: «- Просто у меня PR хорошо поставлен!»

….Никому уже не надо объяснять, что такое реклама и PR, насколько прочно вошли они в нашу жизнь. Привычно мелькают картинки в телевизоре (прерывая фильм на самом интересном месте, и, к слову скажем, сбивая настроение и обнуляя эффект от просмотра умного фильма ). Привычно мелькают картинки вдоль полосы дорог  (портя пейзаж). Кто – то назойливо бубнит по радио про что- то высококачественное, что непременно надо купить, но не разобрать, что. Назойливость рекламы можно сравнить с облаком гнуса в тайге летом, которое образует эдакое облако, зудящее и жалящее, вокруг каждого теплокровного существа – раздражает, но ощутимого вреда не приносит, к тому же участвует в экологической цепочке, да и город вроде украшает – вон щитом рекламным прикрыли покосившийся забор (это, как Вы уже догадались, не про комаров).  Словом, Реклама была всегда, она – Двигатель Торговли и её существование так же естественно, и оправдано, и необходимо, как существование кровососущих в природе. К слову сказать, в европейских городах – Риме, Венеции, Берлине – рекламы на улицах исторического города вы не встретите. Рекламу можно размещать только в витринах или на окраинах – покрывать ею заборы, огораживающие всевозможные строительные площадки. Законодательство европейских стран охраняет эстетический вид старых городов.

Все на свете развивается. Поначалу реклама была наивной и забавной. Она обращалась к нам прямой речью, в повелительном наклонении, призывая покупать все самое лучшее. Шли годы, и реклама стала изощренее, и, как сейчас выражаются, креативнее: она блистала юмором,  выдумкой. Помню, как на предыдущих ежегодных выставках «Дизайн и реклама»  были и причудливые стенды, участники рядились в костюмы, сувениры были один другого прикольнее.  А фестиваль  рекламных роликов «ночь пожирателей рекламы»! Но время идет, и всякой веселой ярмарке , увы, суждено превратиться в строгий супермаркет, а потом и в торгово- развлекательный центр – там тоже может быть весело, но не всем, и за совсем другие деньги.

В этом году на выставке «Дизайн и реклама» не было девушек, наряженных лисичками или кошками, дизайн некоторых буклетов и сувениров перекочевал из прошлогодних, прошлогодними же были стенды и рекламные конструкции, и вообще – выставка уменьшилась в своем объеме на 9\10 – что поделаешь, кризис… Но зато были организованы семинары по технологиям продвижения товара, про мировые тренды и прочая –прочая -прочая… (одна из возникших тем разговора, кстати, звучала так – как увеличить покупательную способность детей?). Основным лейтмотивом всех докладов была мысль  - воздействие на сознание потребителя должно быть скрытым, чтобы он сам, не замечая того, принимал нужные решения, считая при этом, что эти решения – его собственный выбор.

Конечно, мы с вами уже – стреляные воробьи, и осознали давным-давно, что PR-технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже не утруждаем мозг для того, чтобы отличить свою волю от навязанной: покорно покупаем Tide (вдруг в дом ввалится кто-нибудь незваный на ночь глядя?), мажем на хлеб сыр «Президент», вяло поругивая рекламную паузу посреди прерванного фильма.   А за окном – то дождь, то снег… на дорогах жуткое месиво, с неба сыпется фиг знает что, и мандарины, как в Италии, на улицах не растут… Несправедливость! Пожаловаться бы, да некому. Так и рынок – стихия, и PR- технологии уже – объективная реальность, жалуйся - не жалуйся, они уже есть, возмущаться бесполезно.

Остается покорно, по-бараньи склонить голову и, щелкнув пультом, переключить канал с рекламой, заглушая тошноту. Кстати, а почему –же все-таки так тошнит? Ведь ни для кого из взрослых людей не секрет, что воздействие на общественное мнение происходило всегда, сколько существует такое понятие, как «государство»?  Кто сомневается – прочтите  «Психология народов и масс» Гюста?ва Лебо?на.

Наверное, тошнит так сильно потому, что впервые потребитель оплачивает манипуляции с собственным сознанием из собственного кармана. Для продвижения товара создается фирменный стиль стоимостью от 1000 $ и выше, превращение этого товара в бренд, куда входят интернет реклама, рекламные ролики на ТВ, на радио, наружная реклама, упаковка – все эти мероприятия могут стоить не одну сотню тысяч долларов,   и все это приплюсовывается к себестоимости товара, а значит, к его цене.

Когда рекламное агентство получает заказ на разработку рекламной компании какого- либо товара, оно получает описание товара из рук производителя. Дальше идет разработка привлекательных образов, но никакой ответственности рекламное агентство за качество рекламируемого товара не несет. Рекламщики даже не имеют никакого понятия  о реальных свойствах товара, они его зачастую в глаза не видали, и полезной информации в рекламе вообще не содержится. Рекламное агентство просто создает красивый фантик, ну а что там будет, конфета или некая другая субстанция – это уже не входит в их рекламную компетенцию.

Ну и наконец, навязчивость. Если тучу гнуса можно побрызгать  антикомариным спреем, то единственное спасение от потоков рекламного флуда – переселиться на необитаемый остров. Вы практически шагу не можете вступить без того, чтобы не подвергнуться информационной атаке. Хотите почитать про неведомые страны – в каждом абзаце увидите название турфирмы, которая готова вас туда отправить, причем журналист, которому эту статью заказали, услугами фирмы не пользовался и ответственности за добросовестность фирмы не несет. Хотите получиться делать ремонт собственной квартиры? С периодичностью в 10 минут прослушайте, будьте добры, про преимущества мебели фирмы «Икея». Хотите посмеяться над забавным клипом в интернете и поделиться с друзьями? Ну уж нет, прежде надо сходить куда-то там по ссылке и ознакомиться с фиг знает чем.  Впустую прочитанная статья, потерянное время на просмотр рекламного ролика – маленькие, злобные комариные уколы раздражения нарастают в снежный ком мрачного расположения духа. PR- это украденная радость.

Конечно, раздражение притупляется и человек привыкает ко всему. Злиться 24 часа в сутки невозможно, наша психика не выдержит. Интересно, есть ли другие способы, помимо привычки, противостоять насильственной покупке фантика от конфеты? Ведь психология, как наука, доступна всем. Есть масса книг по психологии, написанных для простого читателя, и те приемы, которыми пользуются деятели от PR, вы сами можете, обладая определенными знаниями, без труда разгадать, ведь законы психики для всех одни. Научившись же распознавать плоды неустанных трудов пиарщиков, вы можете сами вдоволь над ними посмеяться.

 

статью написала дизайнер Ольга Коробова

23.04.2011