Владение (Tenure)

on 04 Август 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Tenure
Дата релиза: 2008г.

Жанр: комедия
Режиссер: Майк Милио
В ролях: Люк Уилсон, Гретхен Мол, Дэвид Кокнер, Саша Александр, Боб Гантон, Розмари ДеУитт, Майкл Кудиц, Уильям Богерт, Эндрю Дэйли, Эллен Тоби

Выпущено: США
Продолжительность: 01:29:33
Озвучивание: любительское (одноголосое)

Слоган: "He's having a mid-term crisis" ("У него есть временный кризис")

Скачать фильм (после регистрации на сайте) можно здесь

Формат: AVI(XviD)
Видео: 720x400, 1549 kb/s
Звук: AC3, 384 kb/s, 6 ch (русский, английский)


Сюжет

Поддавшись на уговоры своего лучшего друга, чья одержимость на снежном человеке поставила крест на его шансах получить тенюре, профессор университета Грей Чарльз Фербер вступает в соперничество с недавно нанятой коллегой в борьбе за тенюре. Шансы на которое и так невелики из-за неважных отношений с другими преподователями и неспособности Фербера опубликовать хоть что-то…

Психологический анализ

Мое внимание этот фильм привлек сразу, потому что фильмы о педагогике и преподавателях я сразу фиксирую в поле зрения. Потому что я сам преподаватель психологии вуза. Мне интересны проблемы героев ленты, как он освещены в фильме, как они их решают? Фильм "Владение" никогда не станет хитом проката в виду своей специфичности. В своем психологическом анализе я не рассказываю содержательную линию (кому интересно - скачают и посмотрят), своей целью я ставлю выделение изюминки фильма, психологическое ядро, некое послание (messages). Поняв послание фильма, расширяется осознание своей реальности и жизни. В этом весь смысл! Итак, сначала обратим внимание на название фильма в русском переводе. Я уже раньше неоднократно возмущался вольностью перевода, при котором теряется идея ленты. В нашем случае все так и вышло. На самом деле, фильм, как вы видите из постера, назвается "Тенюре". Честно говоря, я не знал его значение и кинулся в сеть, где есть все. Однако, в интернете дефиниция "тенюре" ясно не прописана. По обрывкам фраз и собственной интуиции выводим, что тенюре означает включение преподавателя в штат постоянных сотрудников университета. Такое включение дает постоянный стабильный зароботок и уверенность преподавателя в завтрашнем дне.

В нынешней ситуации вузы должны выживать самостоятельно, тщательно стараются сэкономить на всем, где есть возможность. Студенты платят за обучение хорошие деньги, но львиная их доля уходит на всякие таинственные выплаты, налоги, содержание администрации. Преподаватель же за свой труд получает весьма скромные суммы. Обычный факультет состоит из декана и методиста. Все преподаватели оплачиваются согласно часам их работы. Зачастую преподаватели работают только за идею, на свой интерес. Кроме того, конкуренция на этом рынке труда очень высока! Факультет должен иметь в своем штате несколько преподавателей - и все они должны быть с научными степенями, ибо каждый вуз должен отчитываться по этому критерию когда проходит лицензирование. Без степени преподаватель будет не защищен и его в любой момент могут попросить покинуть учебное заведение. Просто откажутся заключать продление годового договора - и все.

Герой Люка Уилсона - Грей Чарлз Фербер имеет степень профессора. И пусть их степень ниже нашей, но главное, что она есть. Однако, для отчетности администрация требует от преподавателя научных публикаций. Вот тут-то и проблема Фербера - классическая наука его не интересует, а его притягивает неведомое. Вместе с коллегой (несколько маргинальным преподавателем) они пытаются поймать снежного человека. Писать научные статьи по этой теме просто смешно. Если переводчики в этом уловили жанр фильма и обозначили его как комедийный, с ними можно согласиться. А так, я бы сказал, что это просто жизненный фильм про вузовских преподавателей в эпоху личного кризиса (какая уж там комедия?). Обращаем также внимание на слоган фильма и видим, что кино посвящено личностному кризису мужчины-преподавателя.

В университет приходит недавно нанятая коллега, симпатичная молодая женщина, о которой начальство говорит "Нам повезло, что мы получили ее!". Она более сильный преподаватель, более харизматичная, к тому же печатающаяся. Наш герой не хочет признать это и вступает с ней в противостояние. Но что бы он и его приятель-маргинал не придумывали, она сильнее и мудрее. А что они придумывали? Забросать туалетной бумагой дерево на газоне начальника, спустить камеры автомобиля коллеги, прийти на работу в оранжевом спортивном костюме (полностью нарушить дресс-код университета!), упрекать коллегу-девушку в мелкой краже (случай в учительской с банкой кока-колы) - все эти эпизоды напоминают проделки сорванцов-школьников, а не поведение взрослых мужчин. Женщины-коллеги в лице пожилой сотрудницы оказывают психологическое давление на Фербера в учительской (я имею в виду упрек в том, что якобы он описал унитаз в учительском туалете). Этот эпизод демонстрирует нам агрессию женского коллектива по отношению к мужчине + показывает меру этического уровня этих женщин. Тут поднимается проблема агрессивности женского коллектива. Действительно, бывает так, что всю свою злобу и неудовлетворенность педагоги-женщины могут повесить на одинокого мужчину, высмеяв его и сделав изгоем. Это жестоко, неправильно и неэтично. На моих глазах такие тетушки, аллегорически говоря, загрызали коллег-мужчин. Что есть-то есть..

Вот что получаешь, если не развиваешься - ты теряешь должность и сдаешь позиции... Я лично вижу, как Фербер не дает студентам хорошей обратной связи, находится как будто в полувыключенном состоянии. Личной жизни у него нет, хотя живет он в своем личном доме. Эпизод, где девушка с телевидения исполняет роль его подруги на вечер за 250 долларов является одновременно и смешным и грустным. Ферберу было стыдно признаться, что у него нет девушки - так появилась идея о договоре с незнакомкой. Незнакомка оказалась очень вульгарной девушкой. Вот так, Фербер по привычке держит планку (да и личное Эго тоже влияет) преподавателя, а получается только хуже. Фербер как профессионал: вроде бы студенты его любят, но свой литературный кружок он ведет без задора, без драйва.. Мне кажется, что Фербер как-то выдохся, перекрыл себе каналы для развития - и вероятно, речь может идти о психологическом выгорании его как педагога. Для педагогов очень актуальная тема и проблема. Главный герой страдает от своего же негативизма, соперничества. Например, коллегу, которую он воспринял в качестве конкурента и ввязался в бесполезную борьбу с ней. На самом деле, между ними могли бы быть отношения сотрудничества и даже любви! От нее он научился бы новому подходу в педагогике и преподавании и стал бы счастливым мужчиной заодно.

На протяжении фильма мы наблюдаем, как решается проблема главного героя с отцом и в конце фильма есть положительная динамика. Фербер забирает отца из приюта и тот оказывает ему психологическую поддержку. На самом деле, Фербер очень даже неплохой преподаватель и очень душевный человек. Он понял свое призвание - нести знания людям и выйдет из страданий своего кризиса изменившимся. Я почему-то уверен в этом. Почему? Фербер на протяжении всего фильма держит какую-то этическую планку. Он знает, что красивая студентка влюблена в него, но он не пользуется ситуацией, чтобы воспользоваться ее чувствами. Когда маргинал-коллега пытается показать ему видеозаписи новой сотрудницы в эротическом плане, он отказывается смотреть. Его маргинальный друг будто искушает его сбиться с истинного пути, но главный герой держится. Пока в человеке есть нравственное начало, совесть - это не пустой звук, есть этика жизни - то я уверен, что все у такого человека будет хорошо! Личностный кризис Фербера обусловлен, по-моему, тем, что он закрылся в своей скорлупе, потерял путеводную звезду своей жизни, какие-то высшие смыслы.. Фильм про это - как он их искал, как сопротивлялся соблазнам. Хочу посмотреть продолжение Тенюре, но знаю, что его не будет. Такая вот получилась педагогическая история...