Хроники Нарнии: покоритель зари

on 12 Декабрь 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Хроники НарнииОригинальное название: The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader (Очевидно, что и здесь прокатчики для России "похимичили" с названием)
Жанр: фэнтези, приключения, семейный
Режиссер: Майкл Эптид
В ролях: Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Бен Барнс, Уилл Поултер, Гари Свит, Терри Норрис, Брюс Спенс, Билли Браун, Лаура Брент, Колин Муди Выпущено: США, Twentieth Century Fox Film Corporation
Продолжительность: 01:45:19
Слоган: «Назад в волшебство. Назад к надежде. Назад в Нарнию.»

Психологический анализ - "Билет в Царствие Небесное"

Фильм имеет ярко выраженную психологическую линию, есть о чем сказать, но в плане психологии это неглубокое кино. Для развития Я герои сталкиваются со злом в себе "Только преодолев зло в себе его можно преодолеть в мире". Но понятие зла здесь весьма относительно, это просто какое-то личное несовершенство, дефект на уровне убеждений или вектор стремлений.

Больше всего в плане личностной трансформации выиграл кузен Юстас. Интересный паренек, надо сказать - на лицо писательские задатки, и вместе  с тем такая педагогическая запущенность! Для главных героев Эдмонда и Люси тоже есть свои испытания и свои несовершенства, но проблемы Юстаса возвышаются как Эверест над равниной. Мышонок с мечом становится его Учителем. Как повезло Юстасу!  Образ мышонка получился таким достойным, что можно было бы снять кино отдельно про него. В конце фильма мышонок осознанно уходит в более продвинутую реальность - мир льва Аслана. Он, как зрелая личность, нуждается в другом мире, чтобы развивать себя. Однако, его в Нарнии особо ничего не держит, нет ни личной жизни, не семьи. Вот так он всю жизнь со своим мечиком и пробегал.. Может быть, он был такой гуру, которому это не нужно? Только путь Воина и все?

Другой вопрос хотелось бы обсудить сейчас. Интересно, что Нарния существует только для детей из нашего мира? Старший паренек (и девочка) из предыдущих частей уже не составил компанию бывалым путешественникам. Он стал взрослее и ему уже это не нужно. Но неужели личностный рост происходит только в юности и детстве? Такая же неверная установка имеется у создательницы эпоса о Гарри Поттере. Вырос парнишка, стало ему 19 лет - стал взрослым, работа/учеба/зарплата/невроз..и это все? Я считаю, что личностный рост может идти всю жизнь. "Предела нет!", - как говорил Морфеус из небезызвестного фильма. Кстати, в самой Нарнии как и в нашем мире представлены любые возрасты. То есть Нарния - это не царство детей в прямом смысле. Странно, что взрослых людей из нашего мира туда не приглашают.

Загадка фильма - что же представляет собой мир волшебного льва Аслана? Может быть, это нирвана буддистов или Царствие Божие? Это неизвестно и сам лев не дает комментариев о своем мире. Но мы склонны думать, что это более совершенный мир, чем наш. Таким образом, сказка о Нарнии приучает нас к мысли о многомерности реальности, для нашего времени это прогрессивная идея. Я имею в виду не многомерность психологической реальности, но и на физическом плане. Сам по себе лев Аслан по фильму является высшей сущностью, самодостаточной и справедливой. Все благовеют перед ним, он является когда считает нужным и все понимают, что он знает больше, чем говорит. Вполне возможно, что Аслан может менять свой образ как перчатки, для него это не проблема. Но по сказке он так и закрепился как собственно лев. Но нам понятно, что это вовсе не лев, а настоящая сущность высшего порядка. И он один такой, ему равных нет. Вот это очень интересно.. Ипостась Бога? Трудно сказать...

Теперь об общем восприятии кинофильма: смотрится зрелищно, картинка везде добротная, нет халтуры. К сожалению, сюжетная линия такая же как у Гарри Поттера - как есть, но как бы и нет. Нет такого "Ах!", чтоб вырвалось из груди. Просто наблюдаешь за происходящим, как все сказочно и классно сделано. По крайней мере, на мой взгляд.

Обобщаем все вышесказанное: мышонок поднялся на новую ветвь своей эволюции, Юстас вышел из архетипа "Проклятого мальчика". Структура мира осталась загадкой. Подросшие герои Нарнией игнорируются - почему? Наверно, создатели фильма и не стремились копнуть поглубже, а просто сняли зрелищную сказку?.. а ведь можно было..! Например, "Алиса в стране чудес" - как раз стала такой продвинутой сказкой с многослойным подтекстом, почти магическим текстом, хотя изначально задумывалась как обычная сказка для детей. Раз уж речь зашла об Алисе, то нельзя не заметить, что и "Хроники Нарнии", "Приключения Алисы" содержат параллели между обыденной реальностью и миром магии и приключений. Одна стезя, можно сказать..просто копать нужно глубже. Уверен, что текстовка "Нарнии" не разойдется на цитаты в человечестве, как "Приключения Алисы". Я думаю, что снимая кино, нужно стремиться не только к кассовым сборам, но и оставить след в кинематографе, в человеческой культуре. Потенциал у картины вроде бы есть, но не сложилось..