Июньский жук

on 17 Декабрь 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Junebug
США, 2005
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Фил Моррисон
В ролях: Эмбет Дэвидц, Дэвид Кун, Алессандро Нивола, Джерри Майнор, Мэтт Бессер, Уилл Олдхэм, Фрэнк Хойт Тейлор, Скотт Уилсон, Бенжамин МакКензи
Продолжительность: 01:46:50

Сюжет

Мадлен, энергичная владелица галереи искусств из Чикаго, только что вышла замуж за Джорджа — практически идеального франта южанина. Когда однажды Мадлен приходится поехать в Северную Каролину по работе, Джордж решает познакомить ее со своей семьей: раздражительной матерью Пег, неразговорчивым отцом Юджином, эксцентричным братом Джонни и его наивной беременной женой Эшли, которая сразу приходит в священный трепет от своей гламурной невестки. Однако присутствие Мадлен нарушает хрупкое равновесие в семье и заставляет всплыть на поверхность все скрытые обиды и тревоги.

Психологический анализ "Ничего себе - жуки!.."

Когда Мадлен знакомится с членами семьи Джорджа, я подумал - "Хорошо, что она не психолог." Почему же? К сожалению, семья Джорджа глубоко патологична. Шизофрения пустила свои корни в ней. Мадлен можно было бы задуматься - куда ее несет? Она делает бизнес на творчестве душевнобольных и связывает свою жизнь человеком из этого мира.
Как вы понимаете, никакой комедии я в фильме не увидел. А что смешного в клинической психологии и психиатрии? Психические расстройства доставляют страдание человеку, юмора не вижу вовсе. Картины душевнобольных (шизофреников, аутистов) ценятся эстетами-интеллектуалами за необычность, неординарность. У меня есть (спасибо за подарок психологу Ирине Логиновой!) книга с репродукциями таких художников "Фрейд. Новые иллюстрации. Произведения пациентов психиатрических клиник" (Москва, 1990). В этих картинах душевная боль, какая-то тайна, изнанка нашего мира, но в целом картины страшные и холодные эмоционально. Даже ужасные. Бывают эротичные моменты, но они также страшны как и все остальное.
Для эстетов такое творчество - это просто фишка, забавно. Будет висеть в гостиной такая картина, но никто про нее не вспомнит. Но зато гостям можно с помпой показать, удивить.. Но вернусь к фильму про жука.

Раз уж я принялся с начала за Мадлен, то продолжу тему. Героиня будто не замечает содержания картин своих художников, конкретно, пожилого мужчины, контракта с которым она добивается весь фильм. А мужчина изображает постоянно сцены группового насилия, сексуальной распущенности, массовой бойни! Но - это не бойня, не блуд! Потому что, Мадлен занимается бизнесом, это просто бизнес. Кроме того, Мадлен ценит творчество ненормального художника именно как творчество, вы понимаете? Девушка перестала замечать очевидное, она научилась это делать. Научилась отключать мозг и не верить глазам своим. Конечно, идеология реабилитации подобных людей раскручена средствами СМИ. И она под гипнозом этого маховика внушений!..

Я вовсе не зато, чтобы с людьми с психическими расстройствами делали что-то особенное. Прятали их в лечебницы, в концлагеря или вовсе не замечали. Я не знаю, но и делать вид, что эти люди вменяемы, нормальны и у них нет проблем - тоже как-то не правильно. Понимаете, одно дело - насморк, шизофрения - немного другое! Каждый живет - как может, вот и все. Но это другой мир. Есть мир глухих, мир слепых, мир людей с ДЦП и т.д. Есть еще мир голубых, мир алкоголиков.. Мир шизы - это тоже свой мирок. И мы дожили до того, что на этом мире тоже можно делать бизнес. Не находите, что это круто? Если вы понимаете, о чем я.

Таким образом, Мадлен постепенно прощается с миром обычных людей (намеренно избегаю слова "нормальных") и рискует перейти в мир психопатологии: у нее может родится ребенок с вероятностью развития шизофрении, потому что  наследственность в этом расстройстве доказана. Понимает ли она это? Я не говорю, что это как-то плохо, но надо понимать последствия. Как-никак, она родилась в семье американского дипломата, всю жизнь провела в гламуре, в высших сферах. Отношения Мадлен с младшим братом Джорджа приобретают интимный подтекст, который она тоже старается не замечать и шаг за шагом обольщает младшего брата до того момента когда он кладет ей руку на попу. Все понимают, что это не жест расположения родственника. В пиковой ситуации девушка разыгрывает невинность. Одним словом, Мадлен (тот еще жучок!) обладает просто огромной  способностью к вытеснению и живет в своем мире. В психоанализе Фрейда вытеснение - это защитный механизм психики - неприемлимый для сознания материал вытесняется в подсознание.

Теперь пару слов о ее муже Джордже. Психологически он не принял сторону жены, а остался в родительской семье. В семье шизофреников часта такая эмоциональная отчужденность друг от друга, нет дружбы между собой. Драма Мадлен в том, что она не знает Джорджа, не замечает психопатологии его семьи и его, надо думать, какой-то личной патологии. Мадлен списывает все на то, что "все люди братья, все хорошие. Мы живем в обществе равных возможностей и свободы". Но весь этот слоган забит в подсознание СМИ. Где вы видели равные возможности и какая свобода вам гарантирована? Все относительно. Семья Джорджа тоже хороша - у меня складывается ощущение, что для Мадлен эта семья как холодный душ. Абсолютно другие люди, отчужденные, неумеющие общаться между собой, любить друг друга. Когда жена брата потеряла ребенка, Джордж пытался поддержать брата, а тот думала только о ремонте своей автомашины. Кстати, и жена брата тоже "шизо". Вижу разорванность мышления, инфантильность, быструю переключаемость мышления с потерей нити разговора и т.п. Шизофрения - в принципе и есть конгломерат нарушений мышления, а также дефект воли и эмоциональной сферы. Но жена брата ничего не теряет, она сама такая же как и остальные члены рассматриваемой семьи - неклинические шизофреники. То есть, они не нуждаются в госпитализации, способны хоть как-то адаптироваться в обществе. Например, брат Джорджа не может работать головой (учиться, написать реферат), а работает в супермаркете, пакует там продукты, домашнюю утварь.

Когда жену брата увезли в роддом и вся семья поехала с ней, Мадлен проявляет эмоциональную холодность - уезжает делать бизнес. Тоже шизо-признак, между прочим. Еще интересной фишкой шизосемейства является никотиновая привычка. Потихоньку эта привычка перекидывается на Мадлен и Джорджа - вот так среда влияет на человека! И эта семья влияет нехорошо..Когда супруги уехали из родительского дома, Джордж будто бы освобождается от эгрегора семьи и становится таким, каким его раньше и знала Мадлен.

Такую вот американцы сняли драму, каждый увидит там свое. Кто-то трогательные отношения родственников, креатив психического народа. А я увидел модели мира. Но можно взглянуть по-другому (без клиники, в общем ключе): в каждой семье есть свои скелеты в шкафу, свои секреты, свои Гамлеты и Золушки. Обычно такие вещи напоказ не выставляются, но как увидишь, то вздрогнешь. Если же ты живешь всю жизнь среди этого, то маразм семьи воспринимается незаметно, "малиной пахнет".