Искусственный разум

on 18 Декабрь 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Artificial Intelligence: AI
Год выпуска:
2001
Жанр:
фантастика, драма
Режиссер:
Стивен Спилберг
В ролях:
Хейли Джоэль Осмент, Фрэнсис О`Коннор, Сэм Робардс, Джэйк Томас, Джуд Лоу, Уильям Херт, Кен Люн, Кларк Грегг, Кевин Суссман, Том Галлоп
Слоган «Do not speak the seven-word activation code unless you mean it.» «Не говорите кодекс активации с семью словами, если Вы не имеете в виду это.»
IMDB: 6.9/10 (88,185 votes)
Выпущено: США
Продолжительность: 2:25:52
Сюжет
В будущем мире вырвавшегося из-под контроля глобального потепления и пугающих достижений науки, смертные живут бок о бок с удивительными и сложными роботами. Но когда продвинутый прототип робота-ребенка по имени Дэвид программируется на проявление бескорыстной любви, члены его человеческой семьи оказываются неготовыми к последствиям такого чувства.
Неожиданно Дэвид оказывается один в странном и опасном мире. С помощью уличного робота Дэвид пускается в поиски загадки своего собственного происхождения.

***Любопытные факты (спасибо Кинопоиск.ру)***

  • Фильм был задуман Стэнли Кубриком в далеком 1969 году. Тридцать лет Кубрик вынашивал эту идею, а к началу создания картины ушел из жизни, но его друг, Стивен Спилберг, в память о великом режиссере воплотил его намерения в жизнь.
  • Фильм снят по мотивам рассказа Брайна Олдисса «Суперроботы живут все лето» («Supertoys Last All Summer Long»).
  • К написанию сценария был привлечен сначала сам автор рассказа, Брайан Олдисс, а затем Кубрик обратился за помощью к Артуру Кларку, но и из этого творческого тандема ничего не вышло.
  • «Искуственный разум» выиграл в пяти номинациях кинопремии «Сатурн», включая номинацию «Лучший научно-фантастический фильм», а также номинировался на «Оскар» в 2002 году за «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший оригинальный саундтрек».
  • В фильме присутствует диалог между Дэвидом и Тэдди: (Дэвид) А папа и мама — настоящие? (Тэдди) Не задавай глупых вопросов. Никто не знает, что это такое — «настоящие». Это точная цитата из рассказа фантаста Брайана Олдисса, по мотивам которого снят фильм.
  • Журнал Rolling Stone назвал картину Стивена Спилберга «подлинной работой настоящего кинематографиста».

    Психологический анализ "Преодоление конфликта между Создателями и их Творениями"

Необычайно сильный фильм, произвел на меня впечатления в 2001 году, без потрясения не мог смотреть и в 2010. О ленте можно говорить часами,
рассматривая в разных аспектах. А я скажу только об одном моменте, но с моей точки зрения, самом главном. Это моя фишка - замечать самое главное Улыбаюсь, но выпадающее из виду. Это фильм о нас, о людях, о том, как мы относимся к другим существам, отказывая им в праве на существование. Отсюда и название статьи. Во времена моего детства в прессе под такой рубрикой печатались статьи с соответствующим содержанием. Но, конечно, фильм не проповедует идеалы фюрера в чистом виде. Зато показывает их скрытые корни - как мы отказываем другим формам жизни в праве на жизнь.
В науке есть различные определения психики: панпсихизм (психика присуща всему), антропопсихизм (психика есть только у человека), нейропсихизм (психика существует только у тех, у кого есть нервная система). Эгоцентризм и нарциссизм давно был присущ человечеству. Только человек обладает разумом и психикой, он - царь природы и может делать с природой, что хочет: уничтожать, калечить, утилизировать, преобразовывать и т.д. Животным было отказано в праве иметь психику. Рене Декарт считал их животными автоматами без души. Ближе к современности, когда зоопсихологи (опыты В.Келера и др.)  в первой половине ХХ века провели исследования интеллекта животных, уже было трудно отказать им в наличии психики. Но подразумевалось, что это как бы не та психика, которая присуща нам, людям. Психика животных как бы второго сорта, а психика человека - высшего сорта. Таким образом, человечество все равно "на гребне волны". Вторая мировая война показала, как одни люди готовы уничтожать других просто за принадлежность к другому этносу, расе. Та война давно в прошлом и кажется, что выводы сделаны, но у меня есть сомнения в этом. Массовое сознание людей так и осталось антропоморфным, эгоцентрированным и нарциссичным. Таким же каким оно было и до Адольфа Гитлера!

Отношение людей к цивилизации роботов иллюстрирует эту идею. Это самый настоящий геноцид и фашизм  - только на бессознательном уровне. Мы не можем признать за этими роботами, которых сами же создали так удачно, их прав, свобод как мыслящих и чувствующих существ. Нам хочется себя ощущать элитным созданием Бога или эволюции, а роботов - лишь бездушными предметами, которым можно всегда  сделать "выкл". А нам не привыкать - ведь животных же мы уничтожаем на котлеты и колбасу в промышленных масштабах! Кстати, A.I. не является таким уж одиноким фильмом со своей идеей критики нарциссизма человечества - "Планета обезьян" (2001, реж. Тим Бёртон) и "Двухсотлетний человек" (1999, реж.Крис Коламбус) также развивают эту мысль.

Люди, как вы считаете - мы сами человечны на самом деле? Или внутри мы само воплощение СС?
Наше отношение к Природе, животным заставляет задуматься.. Заканчивая статью, призываю читателя осознать "фашиста-гуманиста" (термин, предложенный журналистом Невзоровым. Я имею в виду его фильм про отношение человека к лошадям) в себе, чтобы сделать выбор. Кем больше хочется быть?

На данный момент сюжет фильма является самой настоящей научной фантастикой, но очень даже может быть, что в недалеком будущем она станет реальностью - ведь IT-индустрия очень бурно развивается. Кто знает, что будет в мире через 50 лет? Очень здорово, что гениальный режиссер поставил эту проблему уже сейчас. В самом начале фильма Спилберг обозначил эту проблему как этическую. И эта проблема действительно есть, и никто не знает, как она решится.
На данный момент я не призываю ни к чему конкретному, я хочу просто подчеркнуть нашу человеческую эгоцентрическую тенденцию, потому что человечество Природе не сможет сделать "Delete" или "Выкл" (хотя и пытается постоянно это сделать). Скорее подобное произойдет с нами, исчезнем с лица планеты как динозавры, останутся только сказочные города, вызывающие восхищение у пришельцев. Подытоживая, делаю вывод, что фильм "A.I." о духовности человечества с пессимистическим прогнозом. В фильме идет речь об отношении людей к технической цивилизации, которую они сами создали. Я же распространил рамки и на отношение к Природе вообще и к животным в частности.
В эзотерике есть мнение (Эдвиг Арзунян "Бог был инопланетянином"), что приход техногенной цивилизации неизбежен для любой развивающийся культуры. Подобно тому как человеческое общество подменило собой законы биологической эволюции социальной лестницей, так и наше социальное общество будет ступенькой к техно-цивилизации с искусственным разумом. Таким образом эволюционируют все цивилизации Вселенной, это общая закономерность. На первых порах раса-прородительница не хочет признавать свое детище, значит, возможны конфликты. Фильм "Терминатор" как раз повествует о таком конфликте, который вылился в масштабную войну с применением ядерного оружия. Не находите ли вы, что библейская история о сотворении человека повторяется? Бог создал людей, поместил их в райский сад. Потом был конфликт, люди нарушили табу и потом следует проклятие Бога и изгнание от себя.
В фильме "Искусственный разум" происходит тот же сценарий: люди создали роботов, чтобы те обслуживали их интересы и любили их, потом роботы проштрафились, как бы случайно нарушили табу и, изгоняются с глаз долой - из сердца вон. Конфликт отцов и детей разворачивается драматично и трагично. Но разум и самосознание роботов/детей развивается в результате данной драмы, они выходят из мира семьи человека и познают все тяготы и лишения жизни на своей шкуре. В общем, кроме темы фашизма-геноцида в фильме АI мы находим повторение библейской притчи на новом уровне. Приходится корректировать название статьи (первоначально было "Обыкновенный фашизм").

Уникален ли феномен когда одна раса создает другую, когда один вид разумных существ создает другой вид? В древней мифологии (например, в греческой) утверждалось, что боги, существовавшие изначально, создали титанов, титаны тоже дали жизнь другим видам разумных существ. Кроме осознания этого факта важно и другое - мотивация создателей. Либо изначально они создают себе рабов, слуг, покорных исполнителей своей воли, либо они создают себе партнеров, друзей.  Стоит понять это дилемму и сделать из нее правильный вывод - и не будет драм изгнания или ядерных войн, а будет сотрудничество и любовь! И библейский сюжет, наконец, перестанет повторяться снова и снова.
На заре истории США тоже был подобный эпизод, когда из Африки завозили чернокожих людей для эксплуатации. Неграм было отказано в праве называться человеком. Сколько потребовалось времени для искоренения этого предрассудка? Даже другой цвет кожи и ментальность были трудным барьером для понимания, а здесь мы имеем даже более большую пропасть: различие между органической и неорганической жизнью.
Существа, решившие для себя этическую проблему, которая оказалась не по силам человечеству, это инопланетяне, появившиеся к концу ленты. От пришельцев исходит любовь, принятие, они говорят Девиду "Ты важен для нас". Конечно, уровень духовного развития их цивилизации значительно превосходит уровень нашей цивилизации. Их уровень развития - этот тот маяк, к которому можно стремиться с надеждой!.. Просто удивительно  - сколько важных откровений заложено в A.I.!  Оно и немудрено, фильм ведь прошел стадию подготовки в целых 30 лет!
Роль робота из этого фильма сыграл Хэйли Джоэл Осмент. Интересно, как сложилась его судьба? В сети мне удалось раскопать кое-что. Хэйли Джоэль Осмент вырос, можно сказать, в артистической семье. Его отец, Юджин Осмент, актер, а мать Тереза - учительница. У Хейли есть младшая сестра Эмили, которая тоже снимается в кино. Карьера Хэйли началась, когда родители привели его на прослушивание на рекламу "Пиццы-Хат". К слову сказать, они едва было не ушли домой - ждать на студии им пришлось очень долго и они уже теряли терпение. Но прослушивание все же состоялось и четырехлетнего Хэйли взяли в рекламу.
А через какое-то время в этой рекламе его заметил известный режиссер Роберт Земекис ("Назад в будущее"). Он взял Хейли в нашумевший фильм "Форрест Гамп" ("Forrest Gump", 1994), где тот сыграл Форреста Гампа младшего.
После "Форреста" Хейли стали приглашать в кино. С этого момента и до самого 1999 года Хейли снимался постоянно, хотя и в небольших ролях.
Но подлинный успех принес ему фильм "Шестое чувство" ("Sixth Sense", 1999), где он сыграл мальчика, которого преследуют призраки, умершие люди. Его игра была настольно талантливой, что его даже выдвигали на соискание "Оскара" за роль Коула. Его фильмографию вы можете посмотреть. В рунете даже есть сайт, посвященный молодому актеру.

Видно, что талантливый актер. Его имя еще не на слуху, но это будет Звезда! В свои 22 года он сыграл столько ролей, просто невероятно! В связи с ним вспоминается другой парнишка, сыгравший в фильме "Один дома" - Маколей Калкин. Одно время мне казалось, что слава и звездная болезнь в конец сломали его - алкоголь, наркотики и все такое.. Хорошо, что он остался в профессии, но похоже, что ушло его время...