Догвилль

on 13 Январь 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

1930-е годы. Спасаясь от гангстеров, юная Грэйс оказывается в городке Догвилль где-то в Скалистых горах. Местные жители нехотя соглашаются приютить беглянку, если она будет работать на них, но затем их запросы становятся непомерными, а страх разоблачения превращает обывателей в жестоких подонков. Постепенно Грэйс становится рабыней тихих обитателей Догвилля, убеждаясь, что в этом городе у доброты есть оборотная сторона. Однако никто не знает, как опасна может быть Грэйс. Вскоре Догвилль пожалеет, что посмел обнажить свои клыки...

Оригинальное название: Dogville
Слоган «A quiet little town not far from here.» (Тихий небольшой город недалеко отсюда)
Жанр:
триллер, драма, детектив
Режиссер:
Ларс фон Триер
В ролях:
Николь Кидман, Пол Беттани, Филип Бейкер Холл, Стеллан Скарсгард, Харриет Андерссон, Лорен Бэколл, Блэр Браун, Патриция Кларксон, Шаван Фэллон

Выпущено: Дания, Норвегия, Франция, Швеция/2003 г.
Продолжительность:
02:57:54

Психологический анализ в двух версиях

Версия 1. Догвилль как социальное Я

Эпилог

Фильм снят в необычной манере: наподобие театральной, без декораций. Чувствуешь себя зрителем в партере. Лента держится только на мастерстве актеров и сценарии. Фильм делится на главы, как в книге. Таким образом, Догвилль - это сплав кино, театра и книги. Очень любопытный ход!
Сюжетная линия напомнила Пауло Куэльо "Дьявол и синьорита Прим" - тоже маленький захолустный городок, жители которого гордятся своей праведностью, но вот возникает ситуация искушения и каждый показывает чего он стоит в этой жизни. С другой стороны, есть ассоциация на "Эксперимент" (2000, 2010г.) - с той лишь разницей, что в "Эксперименте" ситуация создается искусственно инициативами экспериментатора, а во Догвилле - спонтанно. "Догвлилль" - очень сложно закрученный фильм, но попробую разобраться в нем, а читателей приглашаю к обсуждению затрагиваемых проблем в комментариях. Как всегда я буду называть вещи своими именами, чтобы лучше отразить суть.

Социально-психологическая подоплека

С психологической точки зрения мы наблюдаем ту же групповую динамику. Суть групповой динамики в том, что члены группы ощущают себя целым существом, все они энергетически связаны, каждый занимает свою определенную нишу в группе, есть система групповых норм и ожиданий. Группа структурируется: выделяется лидер, может быть и контр-лидер, шестёрки, средний класс, неприкасаемые и изгой. В группе человек ведет себя не так, как он бы вел себя частным образом.
Кто такие - люди, живущие в Догвилле? Они живут общиной. Каждый знает про другого все и даже больше, вместе отмечают День независимости и другие американские праздники, приходят на собрания, в церковь. Шериф их не тревожит, никто особо в их город не рвется, так они варятся в собственном соку. По большому счету, никто ничем не занимается: одна семья искусственно старит стаканы для сувенирного бизнеса, другие собирают крыжовник и ковыряются в огороде. Гештальттерапевтам "Догвиль" интересен с точки зрения демонстрации того, что происходит с человеком, который не защищает свои границы. Гештальтисты любят понятие границ. Показано, что даже неплохие, вроде бы, люди при ситуации безнаказанности и когда сама личность не защищается, способны на самые низкие поступки. Добро должно быть с кулаками, как говорят на Руси.

Том как философствующий лузер

Молодой человек - Том, тоже как все - мнит себя замечательным писателем, но ничего не в состоянии написать. Том, как и все, мается бездельем в этом городке - и так можно жить, запросы у жителей небольшие, на жизнь хватает. Том считает себя олицетворением всех благодетелей какие только есть на свете, проводит собрания для жителей общины, на котором "зажигает" свои демагогические диспуты дабы актуализировать в жителях стремление к моральному совершенствованию.

Жители Догвилля воспринимают его деятельность как определенного вида тусовку, повод собраться вместе и мило провести время. Из Тома мог бы получиться неплохой психолог философского типа (при получении соответствующего образования)- ему нравится общаться с людьми, направлять их. И как бы там ни было, Том затронул главную проблему общины - низкий уровень этики горожан, но ведь и у Тома этот уровень не выше, чем у остальных. В начале фильма Том вызывает симпатию - эдакий философ, пытающийся достучаться до сердец людей, думает о чем-то большем. Но чем по ходу сюжета нарастает разочарование по его поводу и я понимаю, что Том не дотягивает до той планки, на которую претендует. Может быть, именно он является причиной гибели жителей городка, а не Грэйс? Ведь, не было бы Тома, не было бы истории с Грэйс.

Предлагаю посмотреть - как живет Том? Витает в высоких материях, но что происходит в реальной жизни? И тут у меня возникает догадка, что Том - пародия на интеллигенцию. Вспомните его обыденное развлечение. Он заходит к умственно недалекому Биллу, чтобы в очередной раз обыграть его в шашки и пофлиртовать с его сестрой. И для Тома - это норма жизни, все в порядке вещей!  Том всегда жил двойной моралью: в мире своих фантазий он "шахтер" - пробивающийся сквозь породы человеческих несовершенств, а в реальности - пустоцвет ничего не понимающий в жизни, мало осознающий свое существование.

Заметки на полях о лузерах, чудаках и дураках 

Том на собраниях любуется сам собой, очень внутри тщеславный и нарциссичный молодой человек. Короче говоря, настоящий духовный лузер. Пусть читателя не коробит данное литературное слово. Под ним я понимаю человека, который не понимает самого главного в жизни. И это не дурак, потому что дурак - более инфантилен и проще устроен. В русском эпосе дурак - главный герой сказок, он духовно чистый, добрый и смелый парень. "дуРАк" - дословно: в нем живет РА - Солнце, это солнечный человек. Обычно он страдает от интриг своих братьев-манипуляторов, затем проходит различные испытания-приключения и получает пол-царства и невесту царя в придачу. Но Том не дурак.

Чудаком можно считать странного человека, чьи поступки, речь вызывают недоумение, кажутся окружающим нелогичными, это может быть легкая степень сумасшествия (простая форма шизофрении). Чудак, кроме того, устроен не так, как все: его мотивация скорее всего непонятна, ниточка причина-следствие изломана. Про таких еще говорят "не от мира сего". Но чудак - это все же не лузер. Чудак - это стиль жизни, а быть лузером можно на определенный возрастной период. Обычно такой период совпадает с юностью и молодостью - личностной незрелостью. Кроме того, данный нелестный термин касается именно мужской половины человечества. Девушек, женщин не называют таким термином. Лузеры делятся на страдающих (тех, кто догадываются, что они такие - это относительно умные  лузеры) и тех, кто не догадывается. Не трудно догадаться к каким относится Том! Это искренний лузер, инфантильный тип. Для большинства взрослеющих мужчин лузерское состояние проходит с возрастом, но особо упертые остаются на всю жизнь такими. Для меня остается загадкой участь Тома, если бы он дожил до преклонного возраста, могу только фантазировать на эту тему.

Подытоживая абзац про лузера, чудака и дурака, отметим их различное значение, но нельзя не увидеть и сходства этих понятий -так или иначе, это лузерная характеристика. В ней есть что-то изгойное, унизительное для мужчины (если не вдаваться в детали). Теперь рассмотрим поступки Тома, что он сделал, как он реализовался в сюжете?

Том ведет двойную игру между общиной и Грэйс: с одной стороны, строит ей глазки, а с другой - не защищает ее от сексуальных домоганий Чака. Том подставляет Грэйс в эпизоде с кражей денег, также Том звонит мафии, хотя девушка запрещала ему это. Том - образец добродетели Догвилля, но и подлец. Когда Том приводит в городок Грэйс, у него есть выбор: быть с ней, жениться на ней, ведь и Грэйс хотела этого - сбежать от тирана-отца и выйти замуж за хорошего парня и жить вдали от всех, особенно от отца. Но вместо Том использует Грэйс в своих интересах - представляет ее на собрании (повышает рейтинг своего шоу), людям, которым на нее просто наплевать. Чем они и будут заниматься до своего жалкого финала. Том делает подлости по отношению к Грэйс и всегда оправдывает себя через рациональное объяснение - почему это надо было сделать. Он лжет самому себе, к нему не достучаться. В конце фильма он пытается сблизиться с Грэйс, которую уже многократно насиловали мужчины Догвилля, когда он смотрел на это сквозь пальцы. Но это было уже пошло.

Что на самом деле нужно Тому - просветление, духовность, высокие отношения?.. Конечно, нет, хотя на первый взгляд все только что названное вроде бы является ценностями Тома. А вся фишка в том, что не является!  Духовность - только маска, ширма, показуха, за которой прячется его воля к власти, ему хочется наслаждаться властью, упиваться ею. Из таких лузеров эволюционируют в Гитлеры! Гитлер ведь тоже был таким - первый парень на деревне, но последний в городе - и страстно мечтающий повелевать людьми! Таким образом, нетрудно предположить участь Грейс в этих "высоких" отношениях, проводя параллели с положением девушки фюрера Евы Браун. Ева плохо кончила, sorry за каламбур, и кроме того, у нее кажется, были "куриные мозги", ей до Грейс расти и расти. Но у Грейс на столько мощные заморочки-скелеты в шкафу, чего не было у Браун, что вот этого Том не ожидал и обломался.

Про мужчин и женщин Догвилля

Пару слов о некоторых колоритных горожан Догвилля. В самом начале фильма житель города - мужчина Чак ругает детей, что они угостили собаку костью, с остатками мяса. Он готов перегрызть глотку ребенку из-за косточки  с мясом, сам напоминает мрачного пса, которому хочется спустить свою злобу на кого-нибудь, да вот беда - не на кого! Позже Чак выступает насильником Грэйс. Чак уже не подпадает под категорию мудаков, потому что последние по сути - безобидные люди, они не совершают зла сознательно. Такие как Чак должны сидеть в тюрьме, может быть, она научит их - где Добро, а где Зло? Вообще, мужчины Догвилля просто ужасны, я бы сказал, что это такой как бы антимужской фильм. Женщины пакостят по-мелкому и делают Зло руками своих мужчин.

Отец Тома - бывший врач, погрузился в ипохондрию, придумывает себе болезни. Страх постепенно пожирает его душу. Кстати, он самый неплохой человек из общины Догвилля. Но тоже живой труп, на его глазах происходила вся эта вакханалия над Грэйс и он не заступился, не поговорил с сыном, не наставил его на правильный путь. Все-таки отец Тома как врач обладает каким-то авторитетом и уважением общины, но он им не воспользовался.

И другие жители городка тоже напоминают таких душевнобольных, которым никто не поставил диагноз, но они сгнили уже давно. Их душа уже в жалком состоянии, а они даже не догадываются об этом! К сожалению, жители Догвилля так никогда и не узнают правды о своей душе - в конце фильма их мафия покрошит в салат..но не будем забегать вперед.

Община Догвилля постепенно поняла, что Грэйс находится в ее владениях на положении безропотного существа, рабыни, - и они заставили бедняжку вкалывать по полной программе. Каждый житель манипулировал ей как хотел, мужчины использовали ее в сексуальных  интересах.
Даже дети Догвилля - казалось бы, невинные еще существа, уже оказались отравлены этой заброшенной помойкой. Мальчик с мазохисткими наклонностями открыто манипулирует Грэйс.

Когда матери этого мальчика-подонка соседка говорит, что в ее ребенке и правда есть мазохистские наклонности и Грэйс не лжет, матери не нужна правда, она твердит свое - что ее бедного мальчика избивали и Грэйс виновата. Матери не нужна правда, для нее важно, что ее сынок - хороший, а Грэйс нет. Другая женщина отчитывает Грэйс за то, что она прошла не по той дорожке. Хотя по этой дорожке ходят все, но Грэйс не положено, потому что она - чужая. Видно, что для этой женщины важно сказать гадость просто из принципа. Чак через шантаж насилует Грэйс, а слепой пенсионер распускает руки. При этом женщины Догвилля считают, что именно Грэйс является соблазнительницей. Королевство кривых зеркал! Что я могу сказать?...

О Грэйс

Личность самой Грэйс - загадка для вдумчивого зрителя. Нам не известна ее life-story и Догвилль даже не пытается узнать ее. Все знают, что у нее проблемы с законом: ее ищет шериф и мафия, главное - что ей некуда деваться, она беззащитна и ее можно эксплуатировать. Встреча с папой-мафиози открывает нам глаза на тайну происхождения девушки, что она дочка влиятельного бандита и не хочет жить его жизнью. Диалог отца и дочери в машине дает нам ключи к пониманию сущности Грэйс. Отец и дочь находятся по разную сторону баррикад, но все же на одной улице. И она, и отец - "высокомерны", но с противоположными знаками. Отец-мафиози относится к людям как к материалу, а дочь все прощает им, оправдывает их, но все с той же позиции высокомерия. Грэйс по сути является настоящей принцессой, но не гордячкой, не знаю, корректно ли слово "высокомерие" на самом деле? Эту сцену разговора дочери и отца в машине я буду пересматривать время от времени, там спрятаны ключи понимания фильма.

Когда она понимает низость и подлость жителей Догвилля, то просит уничтожить общину в полном составе. Причем настаивает, чтобы мальчика убили на глазах матери, а если она заплачет, то чтобы убили и ее. Меня лично шокировал этот эпизод. Но не только шокировал, но и напомнил некое библейское событие.

Я имею в виду уничтожение Господом злачных городов Содома и Гоморры около 4000 лет тому назад. Эти города были наказы за порочность их жителей. Но и в случае с Содомом и Гоморрой, и в случае с Догвиллем - то, что случилось (их уничтожение), это было оправданно. Вот в этом, по-моему, и есть фишка фильма. Конечно, я выражаюсь аллегорически, не в прямом смысле, что уничтожение городов это правильно. Тут есть своя тонкая грань, которую должен понять или не понять каждый. Где грань, за которой нет прощения? За которой расплата - только кровь и отнятая жизнь?

Снова вспоминается фильм "О чем говорят мужчины"  в тех моментах, когда один из четырех главных героев говорит о метафорических фашистах, расстреливающих за неправду. Зачистка Догвилля очень похожа на действия этих фашистов. Мне было жалко погибающих жителей Догвилля во время бойни, потому что внутри сработал привитый социумом гуманизм, но в душе сострадания не было, а было скорее облегчение, чувство освобождения от скверны.


Жители Догвилля жили в мире, где все им было позволено. Безнаказанность была повсюду. Чак даже не думал, что совершал преступление под названием "изнасилование", а Том не думал, что его кража - это тоже преступление, и оно карается законом, что есть статья за это. Каждый воспринимал себя как члена группы, общины, действовал как ему хотелось, и не отвечал за свои поступки.
Уничтожение общины Догвилля воспринимается не как акт террора, а скорее - зачистка, действительно после такой зачистки мир стал лучше, светлее и чище.
Но есть другой вопрос, нуждающийся в прояснении - провокационное поведение Грэйс. Оно выражалось в ее безропотности, безотказности, послушности, в неготовности постоять за себя. Когда все прощаешь людям, они могут сесть тебе на голову.

О жертвенности Грэйс

Грэйс во время проживания в Догвилле реализовалась через свою жертвенность. Кроме того, она даже не хотела уезжать с отцом, хотя и пыталась сбежать сама. С Грэйс все непросто, не ищет она легких путей... Жертва - это роль со своим сценарием, поведением, мироощущением и развязкой, расплатой. Грэйс вошла в роль Жертвы, а община - в роль Палача. А в конце ленты они поменялись местами. В этом психологическом моменте и заключается послание режиссера для зрителя - если в человеке есть полярность "Жертва-Палач", то сценарий на эту тему когда-нибудь реализуется и люди соответствующие подберутся. Когда Грэйс стала Палачом и лично застрелила Тома: "Прощай, Том!", я думаю, она вышла из этого замкнутого круга, освободилась от сценария. Так освобождаются от сценария: сначала прочувствуют на своей шкуре одну полярность, потом другую (противоположную) - и осознание поднимает человека над полярностью и она схлопывается, и человек обретает свободу от нее.

Изнанка жертвенности Грейс - это ее высокомерие, гордыня. И она НЕ перевоспиталась, но обагрила себя кровью мерзких, но все-таки людей. Ее карма итак наполнялась через непомерную гордыню, а когда она отдала приказ зачистить Собачий хутор, то и через край может ливануть. Согласно теории Александра Свияша о сосуде кармы, Грейс наверняка ждет или несчастный случай или ужасная болезнь. Выйдя из сценария жертвы, она все равно осталась такой же высокомерной и, вообщем, неадекватной. И, ведь действительно, после всех этих изнасилований в Собачьем хуторе, как можно оставаться адекватной? Ей бы к психиатру, психоаналитику, чтоб пройти курс лечения, расчистить завалы в своей психике.. психушка для Грейс - это выход лучший, чем погибель от какой-либо причины, тем более, что все же она - светлая личность, со своим сложным внутренним миром и личной трагедией.   

 Догвилль внутри инфантильных личностей?

Догвилль внутри нас активизируется, когда незрелые люди являемся частью небольшой группы и проявляем свое социальное Я. То есть, когда поведение человека в группе показывает его истинное лицо, которое в обычной жизни спрятано под маской, которую Юнг называл персоной - суть ее благопристойный имидж, обеспечивающий социальную желательность, социальную адаптацию в обществе. Но не думаю, что зрелый человек, осознав себя частью группы, обязательно пустится во все тяжкие, но от инфанилов падение норм весьма предсказуемо. 

Вместо заключения

Таким образом, сюжет фильма можно анализировать как он есть, но можно посмотреть и с психоаналитической (внутренней) стороны. Сильная работа актрисы Николь Кидман и режиссера Ларса фон Триера заслуживает самой лестной оценки. Такое кино хочется пересмотреть снова - вдумчиво и не торопясь (также как и "Господин Никто"). В качестве черного юмора вспоминается эпизод в конце фильма, когда Том пытается торговаться с бандитами за то, что сдал Грэйс, пытается урвать свои 30 серебренников! Вообще, что происходит в голове Тома - это отдельный разговор. Мог бы Том исправиться, стать лучше со временем когда-нибудь - или его разум был отравлен навсегда этим Догвиллем? Была ли в нем хоть какая-то духовная основа, отчего можно было бы оттолкнуться? И вообще, так ли все тихо и спокойно в этих маленьких уютных городках недалеко отсюда? Или имя ему - Легион?

Высокомерие Грейс и алчность к власти Тома не очевидны - в этом вся прелесть фильма, но эта особенность их личности все объясняет и помогает лучше понять персонажей ленты.

******************************

                                        Версия 2. Битва Титанов

Фильм посвящен Тому и Грейс, но не чувству их возможной любви, а реализации их внутренних комплексов и идей. Население Догвилля - это лишь декорации, насекомые. Том объявил себя крутым игроком и Вселенная устроила ему Большую игру. Том считал себя пастырем, наставником и гуру этого городка. Грейс для него - только инструмент самоутверждения, шаг к Власти. Он как мужчина мог бы полюбить ее и Игры бы не было, но Том ведь не такой! Конечно, Грейс в такой игре была бы обречена: она одна, без поддержки, девушка без документов и вне закона. Она жила в иллюзии, что Том - близкий человек для нее, и Том подыгрывал ей, но на самом деле  был Кукловодом.

Финальная развяка сюжета ставит Тома в тупик - оказывается, что Грейс не простушка, а сбежавшая принцесса, у которой есть своя козырная карта - "ломик в рукаве" (папа с братками). Грейс, наверно, получила свое наслаждение от мести, потому что она всегда знала, что она более сильная личность, чем Том. И поэтому играла в поддавки осознанно. Я понимаю, что это странно звучит. Однако, в этом и заключается парадокс настоящей Игры, в которой было прописано два варианта событий: в одном Том - порядочный мужчина (хэппи энд), а во втором - нет.  Гибель населения Догвилля не оставляет сожаления, потому что их сознание на микроуровне, они бедные, так и не поняли, что проиходило на самом деле. И до Тома дошло, что не какой он не Кукловод, не пастырь, а такое же насекомое как и все догвилльцы.

Титаном оказалась только Грейс, но ее выигрыш не радует душу, потому что комплекс внутри остался как и был. Папина дочка, высокомерная и упёртая. Эта ее упёртость - мужская черта, ведь женщины по природе своей - гибкие существа. Интересная получилась битва - вроде бы Том помогает Грейс, и Грейс тоже старается быть паинькой, но потом в конце всё ж расставляются точки над "i"!