Студентам

Компьютерная зависимость или аддикция?

on 24 Февраль 2011. Posted in Статьи в стол

Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Что такое компьютерная зависимость, по каким критериям можно диагностировать ее возникновение и так ли она страшна для здоровья и психологического состояния ребенка? Каковы плюсы и минусы виртуальной реальности для человека вообще? Можно с большой долей уверенности предполагать, что компьютер, а вместе с ним и интернет, вошел в каждый дом, в каждую семью. По данным информационно-аналитического журнала «Современные телекоммуникации России» [10] в 2006 году количество пользователей сети интернет в России составило  25 млн. чел., в 2007 г. – 35 млн.чел., 2008 г. – 48 млн.чел., 2010 г. – 60 млн. чел. при населении 140 тыс.чел. Таким образом,  42,8% населения России являются пользователями интернет. И сохраняется тенденция к нарастанию данных показателей. Показатель проникновения интернета в массы является важным в геополитическом смысле и, я думаю, в недалеком будущем подберется к заветным 99,9% пользователей.

Итак, компьютер (и все с ним связанное – в том числе и интернет) стал нормой современной жизни. Фактически в каждой семье есть компьютер в какой-то его спецификации (системный блок, ноутбук, нетбук, планшет, смартфон) и не один. Даже судя по названию РС – «персональный компьютер», это предмет личного пользования. То, что персональный компьютер – вещь нужная доказывать уже никому не нужно, но другой вопрос – каким образом люди используют возможности своего железного друга? Компьютер нужен для удовлетворения различных потребностей, назовем их:

Потребность в информации: интернет можно рассматривать как кладезь разнообразной информации. С помощью компьютера этой информацией можно пользоваться и обрабатывать. Отдельную категорию юзеров, заинтересованную в информации, можно выделить студентов: они пишут рефераты, курсовые и дипломные работы. Большой популярностью пользуется хостинг видеофайлов YouTube, юзерам доставляет удовольствие просмотр видеороликов  и присвоение ему какой-то оценки. По любой области жизнедеятельности существуют определенные сайты: по воспитанию детей, по психологии и т.д. Пользователи часто обращаются к библиотекам (Википедия, Куб и др.).

Потребность в общении: юзер (от своего имени или инкогнито) может общаться по ICQ, Skype, м-агенте, а также различных социальных сетях: Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Мой мир, Мой круг, ЖЖ, Твиттер и др. Социальная потребность особенно актуальна для подростков, в половом отношении женщины более общительнее мужчин. Очень большую аудиторию насчитывают сайты знакомств, на которых люди общаются с целью найти партнера. Также распространены форумы по определенным проблемам, на которых обсуждаются какие-то темы, сюда же можем отнести всякие блоги и т.п. Особенно незаменимо интернет-общение для удаленных регионов, когда оплата городских звонков по телефону очень высока.

Потребность в развлечениях: компьютер используется как медиацентр для прослушивания аудио/видео записей, компьютерные игры: стратегии (WarCtraft, StarCraft), шутеры (Call of Duty, Crysis) и т.п. Потребность в развлечениях очень важна для человека, но при условии, что у него есть какое-то свободное время.

Потребность в общности: интернет может помочь обзавестись виртуальными (иногда и реальными) друзьями. Если в реальной жизни у человека нет друзей, своего круга общения, он одинок, то сеть дает возможность скрасить одиночество в виртуальном мире.

Потребность в творчестве, самореализации, признании и самоактуализации: можно сделать свой сайт, продвигать его, писать для него статьи, снимать и загружать видеоролики..

Профессиональный рост: изучение компьютерных программ, необходимых в профессиональной деятельности. Возможность вести дела через интернет, не выезжая на работу (для некоторых профессий).

Сексуальная потребность – не секрет, что становлению интернета способствовал интерес к соответствующим порносайтам или сайтам знакомств. А навязчивая порнореклама может блокировать работу компьютера. Порнопродукция опасна для детей и подростков. Вообще, такие сайты рассчитаны на определенную часть мужской аудитории и широко востребованы. Что поделать – какие люди, такие и сайты в интернете..

Потребность облегчения пользования услугами и банковской системой. По интернету возможно воспользоваться широким  спектром услуг: интернет-магазины (шопинг), заказ авиабилетов, бронирование мест в гостиницах (туризм). Государственные   административные учреждения тоже запускают свои сайты с нужным для населения сервисом и контентом. Под услугами можно понимать самый разнообразный спектр возможностей: узнать прогноз погоды и программу телепередач – это тоже услуга.

Перевод классических форм в электронный вид: я имею в виду электронную почту и электронные книги. Электронная почта доходит не знает расстояний и прочих преград, доходит почти мгновенно, а электронные книги уже не пылятся на полках, а не зримо хранятся на компьютере. Все стало удобней!

Таким образом, мы видим, что компьютер способен удовлетворить многие потребности человека, а в удовлетворении других способен сильно поспособствовать. Причем, некоторые виртуальные потребности компьютер формирует и прививает юзеру: реальные личные контакты могут невольно подменяться виртуальными, реальные отношения могут заменяться виртуальными, реальные деньги подменяются виртуальными, настоящие книги заменяются электронными  и т.д.

Так по уровню развития люди разные, то у них и уровень потребностей разный и попробуем классифицировать юзеров по критериям использования компьютерных технологий.

Классификация пользователей

1. Пользователь (далее – «юзер», от англ. «user») начального уровня «Слон». У юзера не сформированы виртуальные потребности и поэтому он не понимает – зачем вообще компьютер нужен? Но так как чувствует дух времени (zeitgeist), то не хочет отстать от жизни. Не понимает логики работы в компьютерных программах и злится на них как на человека, ведущего подрывную деятельность: «Я только на эту кнопочку нажала, а он!..». Юзер начального уровня напоминает известного персонажа из детского фильма «Приключения Электроника» своей знаковой фразой: «Где же у него кнопка?». Такой пользователь наивно полагает, что любую программу легко освоить, если знать на какую кнопочку нажать. А считает он так, потому что видел как работают за компьютером опытные юзеры и со стороны ему так и видится работа профессионала – нажимает нужные кнопочки - и дело сделано. Кроме того, чисто психологически, для юзера базового уровня характерен – страх перед компьютером. Потому что непонятно из чего он сделан, по каким принципам он работает и чего от пк можно ожидать. Из игр такой пользователь предпочитает аркады типа Zuma и предпочитает простые, детские, понятные. Это игры без сюжета, с минимальными требованиями интеллекта и графики – побыстрее шарики выбить и заработать побольше количество очков. Юзер может даже гордиться тем, что не играет в хорошие игры – ведь он не игроман, как некоторые. Есть повод для личной гордости.Скачкой контента юзер не занимается, но может работать в Word, методом слепой печати не владеет, не имеет своей личной электронной почты (а зачем оно мне надо?). Взаимодействие с компьютером такого юзера напоминает ловлю черной кошки в темном подвале: нет драйва жажды познания, действия носят хаотичный бессистемный характер, надеется на удачу, что все само собой получится. Знание и навыки пк не являются ценностью.

2.Пользователь базового уровня «Лиса»

Уровню пользователя «Лисы» обычно соответствуют классические офисные работники, что подразумевает ежедневное использование Microsoft Office (без печати вслепую), проведение времени с социальных сетях и просмотра медиаконтента (фильмы, музыка). Берется такой контент у коллег, Лиса ничего не скачивает сама.
Играет Лис в те игры, которые за бесплатно предлагают ему социальные сети, это уже не Zuma, но и не Starcraft пока еще..
На что еще способен пользователь базового уровня? Уже начинает просыпаться потребности в информации: Лиса бродит по сайтам в поисках интересного, однако глаз еще на наметан, Лиса сама не знает- чего она хочет от сети на самом деле.
Лиса в полной мере уже пользуется принтером, но обычно не утруждает себя сканированием. При возникновении затруднений или сбоев в работе Лиса уже не обзывает бедный процессор последними словами и проклятиями, а обращается к более опытному юзеру за советом, т.е. пытается конструктивно решать свои проблемы.
Так или иначе, по сравнению со Слоном – Лиса это уже прогресс. Лиса начинает получать удовольствие от проведения времени за компьютером. Молодая Лисичка ставит на свой смартфон мобильную версию м-агента, аськи, чтобы всегда находится в зоне общения с ровесниками. Может сформироваться потребность быть в интернете, прийти осознание себя как «интернетного человека».
Про устройство пк юзер начинает уже догадываться и немного интересоваться. Может даже создать сайт в целях саморекламы или общения, хорошо, что сегодня для создания сайта можно не знать языков программирования, а просто зайти на ucoz или google и нажать кнопочку «Создать свой сайт». Содержание сайта будет такое: я такая-то, вот моя собачка и я выбираю пепси.
Вообщем, Лиса уже начала вхождение в виртуальность и гордится этим.

3.Продвинутый пользователь 1 уровня «Сорока»

Сорока собирает по безбрежным просторам интернета разнообразный контент, сама скачивает файлы. Интересуется миром софта, умеет инсталлировать и  удалять программы, обрабатывать фотки в Photoshop, записывать диски в Nero, сканировать в FineReader, имеет понятие об антивирусной защите, а некоторые Сороки даже документы набирают методом слепой печати.
Схематически Сорока знает из чего состоит компьютер, как выглядит процессор и материнская плата, видеокарта и жесткий диск.
В некоторых случаях юзер этого уровня может «зависать» в компьютерных играх и достаточно серьезных «Heroes of Might and Magic 6», WOW, StarCraft 2, разнообразные шутера и прочие, прочие с впечатляющей графикой, возможностями и требованиями к железу. Сороке уже не жалко денег на апгрейд пк, он уже хочет экспериментировать с оперативной системой, с железом, чтобы узнать, что ему лучше подходит, а что будет если сделать то-то и то-то? Windows будет рушиться, а Сорока будет ее заново устанавливать, а заодно и весь софт и драйвера. Только после таких бессонных ночей, иногда полных отчаяния, приходит опыт юзера!

4. Продвинутый пользователь 2 уровня «
Зубр»

Зубр эволюционирует из Сороки и на работе обычно занимает должность системного администратора. Это уже фанат компьютерного дела. Постоянный читатель компьютерных журналов «Железо», «Чип», «Upgrade» «Computerbild» и им подобных. Сборка компьютеров и их ремонт становятся хобби и работой. Его советуют знакомым и он чем может помогает людям. В запаснике у Зубра всегда найдется что-то из комплектующих (на всякий случай): память, мать или  проц. Зубр каждый день мониторит форум по железу, чтобы прикупить интересные детали. Сборка компьютера для него – не работа, а акт созидания, творчество и драйв со своими рисками и наградой.
Стоимость уже редко сдерживает юзера от покупки нового корпуса или видеокарты, но благодаря способности оказывать платные услуги населению, его увлечение не наносит сокрушительного удара по бюджету. Постоянно осваивает новые компьютерные программы
Задачи  и трудности, которые возникают в процессе работы на пк, воспринимаются как возможность научиться чему-то новому, понять что-то. В социальных сетях Зубр не стремится получить как можно больше друзей, потому что осознает их виртуальность, но контакты с друзьями, на которых можно положиться – для него святое. Зубр играет в компьютерные игры, но игроманом не становится. Может плотно интересоваться альтернативным ПО (Linux).
Так как уровень пользователя очень высокий, то у него сформированы все виртуальные информационные потребности и многие обычные потребности он реализует через интернет, с помощью высоких технологий.
5. Исключение из правил – стоящий особняком пользователь, владеющий каким-то одним набором программ, например, графическим пакетом типа Adobe Creative Suite. Пакет такой весьма сложен и уважает профессиональный подход, но потребности юзера ограничиваются только использованием компьютера по профессиональной надобности – например, таковой может стать профессия верстальщика какого-нибудь популярного журнала, например «Psychologies». Назовем такого узкого профессионала – «Дятел», потому что он делает свое дело, долбит то, что ему нужно – и не больше. Дятел не использует пк для общения (только изредка, символически), не просматривает медиа-контент, не занимается скачкой фильмов, не изучает прочий soft, не углубляется в hard и не играет в игры. Дятел в совершенстве владеет всем, что нужно ему по работе, но никакие виртуальные потребности не сформированы. Для него пк – это всего лишь инструмент для решения определенных задач по работе. Соответственно, никаких аддикций к компьютеру не возникает.

Отдельная категория – программисты:  «Дикобраз», «Орел» и  «Грифон»

Все представители предыдущих типов сознательно или подсознательно завидуют программистам, потому что последние владеют сокровенным знанием как писать программы. Программисты бывают разные, среди них можно составить свою классификацию.
6. «Дикобраз» может быть по уровню знаний не выше Зубра, просто он пишет свои базы данных, знает свой язык программирования MySQL – и все. Можно сказать, что Дикобраз – это тот же Дятел, но – программист.
7.Хакеры – это программисты, взламывающие чужие программы, сайты, сервера – назовем такого специалиста «Орел». Орел может работать в солидной софтовой компании (например, лаборатории Касперского), но в свободное время реализует себя в хакерской деятельности потому что это ему интересно. Орлы – настоящие интеллектуалы, свободолюбивые и Мне кажется, Орел находится практически на вершине сокровенных компьютерных знаний, выше только – небожители, пусть это будут..
8.«Грифоны». Грифоны – это необычайно талантливые программисты типа создателя Facebook  - Марка Цукерберга. Такие люди работают в Майкрософт, создают Wondows и зачастую оторваны от реальности и страдают формой аутизма - синдромом  Аспергера. По сравнению с Грифонами – Зубры просто дети, но они на своем детском уровне что-то могут понять из их понятий.
Конечно, данная классификация в некоторой степени произвольна, но построена исходя из опыта общения с пользователями и личных наблюдений и может помочь в ориентировке в данной среде.

Теперь рассмотрим понятие компьютерной зависимости у подростков и выделим критерии и виды такой зависимости, раскроем ее механизмы и опишем профилактику данной проблемы.

Определение компьютерной аддикции

Давайте разберемся в значении понятия зависимость и правильно расставим акценты. В некотором смысле, каждый из нас зависит от чего либо, что нам нравится и не существует абсолютно независимых людей. Человек зависит от удовлетворения биологических, социально-психологических и многих других видов потребностей. И компьютер, интернет тоже помогают нам реализовывать свои потребности и мы естественным образом зависимы от них. Однако, в понятии аддикции ставится акцент на проявлениях навязчивости в этой зависимости. Именно эта навязчивость, паталогическое пристрастие отличают аддикцию от простой потребности.
В международных классификациях болезней МКБ-10 и DSM-IV компьютерная аддикция не присутствует, но хорошо описана сама суть аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение относится к наркомании, игромании, шопоголизму, обжорству, гиперрелигиозности, существует даже любовная аддикция (патологическая зависимость от близкого человека, выражающаяся в патологической ревности) [6].

Причины аддикции

В психологии [4,6] причинами аддикций считаются:

  • Механизмы компенсации личности;
  • Следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра-интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;
  • Нарушение воспитания в семье и образовательных институтах;
  • Формирование аддикций по механизму научения вредным привычкам.

Вместе с вышеизложенными причинами аддикций, можно было бы серьезно отнестись и к врожденному предрасположению к такому типу поведения.

Ведущие психологические школы о природе формирования аддикций

По З.Фрейду [8], когда требования Эго, Ид и Суперэго,
не совпадают друг с другом. И более того противоречат друг, другу возникает личностный конфликт. И если Эго не может рационально справиться с этим конфликтом, то человек включая механизмы психологической защиты. Если же механизмы психологической защиты не помогают, то человек использует объекты способные утешить его (увести в мир иллюзий, где нет проблем). Постепенно он привыкает к ним и становится зависимым от них.
С точки зрения другого психоаналитика Эрика Эриксона [7] зависимое поведение объясняется как неразрешенный конфликтзависимость – независимость (автономность). Так же на возникновение зависимого
поведения влияет проблема идентификации своего Я.
Ученик З.Фрейда – Альфред Адлер [1] первым обратил внимание на
феномен неполноценности как источник самосовершенствования».  Он считал, что для того, что бы понять поведение человека, надо выяснить, в чем человек чувствует себя неполноценным и как он преодолевает свою неполноценность, а также какие цели он ставит при ее преодолении. Аддиктивное же поведение с точки зрения индивидуальной психологии – это бегство от реальности, вызванное стремлением человека преодолеть свой комплекс неполноценности. Подросток может самоутверждаться (преодолевать свой комплекс неполноценности) через компьютерные навыки как через область где он добивается определенного успеха. Ребенок становится увереннее, если знает, что ориентируется в виртуальной реальности, интернет, может найти требующуюся информацию, пользоваться софтом.

В гуманистической психологии [5] аддиктивное поведение рассматривается как следствие общей личностной незрелости, инфантильности. Применительно к компьютерной аддикции психологи гуманистической школы считают, что такие подростки страдают дефектной эмоциональной сферой: они не понимают своих эмоций и чувств, отрезаны от своих чувств и не могут их выразить.
Бихевиоральная  теория (ключевая формула «Стимул-Реакция») полагает ведущую роль в компьютерной аддикции как результ ат деструктивной привычки, а теория социального научения Альберта Бандуры [2] наболее способна объяснить формирование компьютерных аддикций для большинства подростков с точки зрения социальных факторов.
Суть теории научения в этой связи происходит через подражание сверстникам, установление моды на компьютерные игры и общение через интернет. Через механизмы формирования условного рефлекса закрепляется привычка удовлетворять свои потребности через компьютерные технологии и получать определенное удовольствие (подкрепление – в терминах бихевиоризма) за это поведение. Удовольствие подросток получает от прохождения уровня в игре, победы над монстрами (их называют «боссами»), добычи атрефактов, от своей популярности в сети – которая выражается количеством просмотров его веб-странички, сайта, голосования за отснятое им видео и фотоматериалы. Т.е. теория Бандуры рассматривает социально-психологическое влияние на личность и его тоже нужно учитывать в помощи аддиктивным подросткам.
Таким образом, психологические школы трактуют причины компьютерной аддикции исходя из своей картины мира. Далее мы рассмотрим психологические особенности подросткового возраста и проведем сравнительный анализ зависимости и аддикции.

Психологические особенности личности подростков

Психика подростка неустойчива, организм находится в переходной стадии между детством и юностью, личность подростка также находится в стадии формирования и становления. Согласно теории ведущей деятельности [3] подросткам свойственно на этом периоде возрастного развития стремление к интимно-личностному общению со сверстниками, а социальная ситуация развития направлена на определение своего места в мире взрослых и общественных отношений [4].
Подросток живет в мире стрессов: все возрастающая нагрузка в учебе, подготовительные курсы и кружки, отношения со сверстниками, накаляются отношения с родителями и учителями. Компьютер в этом мире может стать своего рода отдушиной от жесткого мира стрессов или окном в новую, виртуальную реальность компьютерной игры, где можно совершать подвиги, но безопасным для своего реального Я образом.

Социальные сети предоставляют широчайшие возможности для общения: общаться можно текстом, звуком, звуком и видео. А возможность общаться через вымышленный ник дает гарантию безопасности. Выше мы рассматривали иерархию потребностей – и каждая из них может быть безопасно реализована с помощью высоких технологий в виртуальном мире.

Симптомы компьютерной аддикции [9]

М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
  • Невозможность остановиться.
  • Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
  • Пренебрежение семьей и друзьями.
  • Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
  • Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
  • Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
  • Сухость в глазах.
  • Головные боли по типу мигрени.
  • Боли в спине.
  • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
  • Пренебрежение личной гигиеной.
  • Расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
  • Предвкушение следующего сеанса он-лайн.
  • Увеличение времени, проводимого он-лайн.
  • Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.

Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критериии:

  • всепоглощенность Интернетом;
  • потребность проводить в сети все больше и больше времени;
  • повторные попытки уменьшить использование Интернета;
  • при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
  • проблемы контроля времени;
  • проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
  • ложь по поводу времени, проведенном в сети;
  • изменение настроения посредством использования Интернета.

    Диагностика компьютерной аддикции у подростков (к сведению родителей)

    Является ли ваш ребенок зависимым от компьютера, интернета можно по следующим признакам:

    - подросток очень много времени проводит за компьютером (не выходит погулять на улицу)
    - увлечен происходящим в виртуальной реальности настолько, что забывает покушать, может играть всю ночь напролет
    - появляется чувство отчуждения с близкими, не разделяющими его увлечение
    - появление социальных проблем (успеваемость в школе)
    - предвкушение сеанса игры поднимает настроение
    - обеднение интересов в реальной жизни.

    Рекомендации для родителей по преодолению компьютерной аддикции у подростков

1.Не конфликтуйте в открытую с ребенком по поводу его аддикции. Ребенок может замкнуться и озлобиться на вас. Общая линия взаимодействия – сотрудничество. Сначала присоединитесь к его увлечению: узнайте какие игры он предпочитает и почему, какие сайты он посещает и какую музыку слушает и фильмы смотрит. Смотрите фильмы вместе с ребенком – всей семьей и обсуждайте просмотренное.
2.Используйте программы для фильтровки просматриваемого интернет-контента: в антивирусах Касперского есть функция «Родительский контроль», также существуют специализированные программы для родительского контроля:
- Crawler Parental Control
- KidsControl
- ParentalControl Bar
- Spector Pro
- КиберМама
- Time Boss
- ChildWebGuardian
3.Участвуйте больше в жизни подростка  и своей семьи в целом: ходите на прогулки и в театр, ездите на экскурсии, станьте другом для своего ребенка – искренне общайтесь, интересуйтесь его делами, оказывайте всяческую поддержку, давайте объективную обратную связь на его поведение. Занимайтесь вместе спортом: теннис, лыжи, фитнесс, плавание и т.п. Ездите на дачу и на море в отпуск, ходите в лес за грибами и т.д.
И главное: будьте сами честны и искренни, подростки очень чувствительны к разнице между тем, что взрослые говорят и тем, как они поступают.
Так как отличительной особенностью подросткового возраста является авторитет ровесников, смиритесь с тем, что свой родительский авторитет вам будет нужно завоевать заново.
Основой любых дружеских отношений является понимание, часто нам очень не хватает, чтобы нас понимали. Вспоминается фраза из известного фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Попытайтесь не осуждать, а понять своего ребенка. И это послужит основой для следующей ступени – доверия. Доверие – это подсознательное чувство, что можно положиться на данного человека, что он примет, поддержит, поможет в любой ситуации. Доверие также является ступенькой к следующему чувству – это любовь. Особенностью детско-родительских отношений является то, что любовь в них присутствует изначально, но со временем чувство любви бывает разорванным.
Построение мостиков понимания и доверия через общение и взаимодействие к любви обязательно поможет вам найти гармонию в отношениях со своим ребенком и освободить его от пут компьютерной аддикции.
Психотерапевт Лоскутова В.А. [11], занимающаяся проблемами компьютерной аддикции, рекомендует групповую психотерапию, чтобы помочь решить эмоциональные проблемы, которые не могут выразить аддикты.

                                  Используемая литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии, М., Изд.инст.пс., 2010.

 2.Бандура А. Теория социального научения, С-Пб, Евразия, 2000;
3.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность., М., Академия, 2005;
4. Профилактика аддиктивного поведения школьников/науч.ред. док.пс.н.Колеченко А.К., С-Пб, Каро, 2006;
5.Романин А.Н. Гуманистическая психология и психотерапия, КноРус, 2005;
6. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия, М., изд-во Высшей школы психологии, 2003;
7.Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис, М., Флинта, 2006;
8.Фрейд З. Введение в психоанализ, М., Феникс, 2009.

                                  Ресурсы сети интернет
9. www.addiction.id.lv является глобальным интернет-ресурсом посвящённым проблемам зависимостей, аддикций;

11. http://www.telecomru.ru/ информационно-аналитический журнал «Современные телекоммуникации России»;
11. http://user.lvs.ru/vita/ личный сайт психотерапевта, к.м.н. В.А.Лоскутовой (Буровой).

12. http://www.telecomru.ru/ информационно-аналитический журнал «Современные телекоммуникации России»;
13. http://user.lvs.ru/vita/ личный сайт психотерапевта, к.м.н. В.А.Лоскутовой (Буровой).