Отпуск в сентябре

on 27 Март 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Режиссер: Виталий МельниковВиталий Мельников

Сценарист: Виталий МельниковВиталий Мельников

Оператор: Юрий ВекслерЮрий Векслер

Художник: Белла МаневичБелла Маневич

Страна: СССР

Производство: ЛЕНФИЛЬМ

Год: 1979

Премьера: 5 июня 1987 (ТВ)

Cерий: 2

Актеры: Олег ДальОлег Даль, Ирина КупченкоИрина Купченко, Наталья ГундареваНаталья Гундарева, Юрий БогатырёвЮрий Богатырёв, Ирина РезниковаИрина Резникова, Наталья МиколышинаНаталья Миколышина, Геннадий БогачёвГеннадий Богачёв, Николай БурляевНиколай Бурляев, Евгений ЛеоновЕвгений Леонов

Жанр: драма

Телефильм. Драма по мотивам пьесы Александра Вампилова "Утиная охота".
Инженер Зилов переживает душевный кризис. Казалось бы, герою фильма жить да радоваться: он окружен верными друзьями, его любят женщины, у него неплохая работа, налаженный семейный быт. Только одним небесам его обделили - доброй душой, способностью любить и сострадать. Мучая других, он и сам мучается, оказываясь в конце концов на грани самоубийства. Однажды, проснувшись, он видит в своей комнате гроб и венки от безутешных друзей. Что это - неудачная шутка или грустное напоминание, что мертвыми бывают и живые люди?

Психологический анализ

Сначала предлагаю читателю ознакомиться с рецензией на этот фильм из Википедии. Но прежде хочу отметить определенный драйв отечественного зрителя в сторону отечественного кино времен СССР. Коллеги просят меня создать видеотеку советских фильмов (что я и сделал), наши сняли сериал "Назад в СССР" с Тимуром Башаровым в главной роли. Положа руку на сердце, скажу как на духу, появилась тоска по временам СССР, но не по зажигательным 80-м, когда все уже стало рушиться, а по настоящему "совку" - эпохе 70-х. Многие культовые фильмы были сняты в те годы: "Джентельмены удачи" (1971), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), "Мимино" (1977), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1979-1986), "Обыкновенное чудо" (1978), "Служебный роман" (1977), "Место встречи изменить нельзя" (1979), "Собака на сене" (1977), "Ирония судьбы или с легким паром" (1975)..В 70-е годы народ верил в идеалы социализма, люди стали жить более-менее хорошо, власть стабилизировалась эпохой застоя - но с другой стороны, это и эпоха стабильности. Еще не было войны в Афганистане, еще не закрутился научно-технический прогресс как сейчас, конечно, мы отставали от Запада, но это было еще не тотальное отставание, еще была надежда на социализм с человеческим лицом, что все образуется.

Но главное, это дух времени и люди, отношения между ними. Тогда мы были другие: открытые лица, готовность прийти на помощь друг другу, все друг другу были товарищи. В этом вступлении я объясняю душевный драйв в себе и  других в отношении советского кино. Безусловно, Олег Даль в главной роли - это тоже фактор, почему я скачал и просмотрел "Отпуск в сентябре".И теперь ближе к фильму...

Очень неудивительно, что фильм снятый 1979 году с участием звезд советского кино, был спрятан на складе до 1987 года. Уж очень нерадостный фильм о строителе коммунизма получился. Лента повествует о жизни очень несчастного человека - инженера Зилова. Вроде бы у него все есть: жена, квартира, работа, любовь женщин, но он несчастлив и в конце концов даже пытается покончить жизнь самоубийством. Постоянно идет дождь, чувствуется депрессивное состояние природы и главного героя, и виды стройки не радуют - везде какая-то безнадежность, бессмысленность и... жизнь без правил.

Я долго искал это слово, обозначающее суть проблем Зилова. Википедия пытается придать его поведению социально-политический подтекст: "Иллюзии "эпохи оттепели" закончились. Многие думающие люди, представители интеллигенции стали более или менее осознанно понимать противоречивость советской системы".

Для пьянства можно найти 101 повод - и сейчас тоже есть основания в социально-политическом смысле. Во времена СССР мы хотели свободы, вот нам дали эту долгожданную свободу! И что она вам дала? Свобода есть у всех у кого есть деньги, связи, статус. Общество как было разделено на касты, но стало еще сильнее дифференцированным. Разрыв между бедными и богатыми просто поражает! А мафия, ведь все куплено на корню - и все об этом знают... Многие не во что не верят - ни в Бога, ни в дьявола, ни в светлое будущее. Главное для них - по-комфортнее устроиться в жизни, по-лучше продать себя, чтобы было много денег.  Короче говоря, и сейчас можно назвать много моментов, говорящих о несправедливости нашего современного общества.

В чем суть бедовой жизни именно нашего инженера Зилова? И я нашел это слово - жизнь без правил. Речь идет о нормах морали и нравственности, о понятии добра и зла, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Зилов постоянно изменяет жене, врет ей. Врет начальнику, подсовывая липовый проект и, похоже врет самому себе. Здесь я имею в виду мечту об утиной охоте. Он рисует в воображении образы природы, там ему будет хорошо. Это "там" - не здесь, а в другом мире, в другом аспекте реальности.

А что делает Зилов в этой жизни?- Отравляет жизнь окружающим. Поразительно, как его терпят друзья, все ему сходит с рук. Уверен, что Зилов - харизматик, обладатель такой энергетики, которая притягивает к нему людей. Но он с ними очень жестко обходится.

Понимает ли вообще инженер Зилов, что с ним происходит? Сомневаюсь в этом. Наш депрессивный алкоголичный инженер постоянно мечется в сфере чувств от агрессии по отношении к окружающим до похмельного чувства вины на следующее утро. В общении с любимыми женщинами Зилов будто играет роль, он постоянно притворяется, шоу на каждый день. Даже свое предполагаемое самоубийство он хочет представить как шоу. Пригласить всех в гости и застрелиться перед их приходом! - Воистину дьявольская идея!

Вполне возможно, что неадекватное поведение Зилова вызвано подселением сущности с астрального плана. Когда душа человека ослаблена ежедневным употреблением алкогольных возлияний, это очень даже возможно и называется подселением беса. Сущность нашептывает ему негативные мысли, которые он принимает за свои собственные. Мысль о самоубийстве - изысканный конек таких сущностей, визитная карточка. Это то, что они нашептывают "на десерт", под занавес жизни - бесславный греховный конец.

И как всегда на Руси, нужно ответить на один из самых главных вопросов - "Что делать?". Соответственно диагнозу, такому человеку я бы посоветовал уехать на какое-то время в отпуск (пожить в монастыре или на природе на месте силы) и покаяться. Нужно очиститься от скверны, от зла, причиненное близким людям, подумать о душе, о том, как жить дальше, удержаться от пьянства. Тогда из сердца души человеческой придет знание как жить дальше, придет осознание себя в этом мире и придет что-то духовное и просто человеческое. Речь идет о полном духовном перерождении.

Жизнь давала ему шанс начать все сначала - жена ждала ребенка, который мог бы изменить всю его судьбу. Но Зилов потерял свой шанс. Фильм заканчивается сценой, в которой три друга бедного инженера, только что спасли оного от самоубийства и сидят на лавочке, один из них так нелепо улыбается и все молчат и куда-то смотрят. Это открытый финал для того, чтобы мы - зрители, стали думать о судьбе Зилова, о своей судьбе, включили мозги, наконец. И в фильме есть демонстрация незримой Божьей воли, что даже таким падшим людям, Он дает еще один шанс. Я имею в виду, конечно, телефонный звонок, который как бы случайно позвонил в квартире Зилова и помешал ему спустить курок и покончить с собой.

Интересно, как в советской кинокартине 1979 года выпуска может присутствовать идея Божьей воли и милости? В эпоху материализма и государственного атеизма, эпоху застоя? Вот поэтому я и уважаю и люблю советское кино - там есть душа и высший смысл. Открытый финал фильма показывает нам, что есть Божья милость, что еще друзья не бросили Зилова, но главное - это его выбор, а что он сам сделает со своей жизнью?

Использует ли он свой шанс?..