Неадекватные люди

on 29 Март 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Жанр: комедия
Режиссер:
Роман Каримов
В ролях:
Ингрид Олеринская, Назар Ас-Самаррай, Артем Душкин, Полина Иосилевич, Илья Любимов, Юлия Такшина, Влад Топалов, Анастасия Федоркова, Евгений Цыганов, Марина Зайцева
Слоган:
«Биться головой о стенку гораздо веселее, когда знаешь, что за ней скрывается родственная душа.»

Выпущено: Россия, Cinema Prime Film, 2010
Продолжительность:
01:46:16

Тихий и воспитанный Виталик пытается начать жизнь с нуля в новом городе. Но странным образом ему на пути попадаются одни сумасшедшие. Его соседкой по лестничной площадке оказывается взбалмошная Кристина, стремящаяся переделать его из задрота в нормального мужика, на новой работе атакует похотливая начальница и даже психолог, помогающий ему совладать со всем этим — и тот оказывается садо-мазохистом. Виталик кажется единственным адекватным человеком здесь. Но так ли это на самом деле?

Психологический анализ "В мире животных"

С характеристикой Виталика как "тихий и воспитанный" сразу хочется поспорить - может быть, составитель оного невнимательно посмотрел кино? Виталик искренне старается выглядеть таким, ему в этом помогает практический психолог, главный герой читает книжку по самосовершенствованию, но внутри он не такой. Виталик уезжает из родного Серпухова не просто покорять Москву, что ему легко удается,он бежит от самого себя, хочет начать новую жизнь, вжиться в новый образ придуманного Я - безупречный, адекватный, уравновешенный, уверенный мужской стиль. И, можно сказать, что его задумка по трансформации характера вполне удалась. Окружающие поверили ему и этими окружающими были в основном женщины. Главного героя они сразу примечают и любят.
Но в планы Виталика вмешивается прекрасная своенравная соседка-школьница Кристина - таким образом, отношения молодого мужчины и совсем юной леди являются каркасом фильма. А кровью фильма является общение персонажей: давно не видел в кино таких остроумных и жизненных диалогов! Ради них можно пересматривать фильм снова и снова. Хотя если снять розовые очки, то в них на 50% язвительные замечания и иные формы вербальной (и невербальной) агрессии. Агрессивность в общении притягательна?..

Возвращаясь к личности Виталика, отмечу, что хоть и отношения с Кристиной вынудили его ретироваться в родной Серпухов и погрузили в душевный кризис, сама по себе его политика не потерпела неудачу и не дала ни одного сбоя. Образ нового Виталика оказался бомбой успеха в Москве: с одной стороны, поведение задрота, с другой - крутого парня, с легкостью ломающего кости соперникам. С демонстрацией силы у Виталика вообще никогда не было проблем: эпизод с ухажером Насти и с парнишкой на кассе все мне показал. Если бы Виталик был простым качком с кулаками или обычным служащим в фирме - это был бы 2D-образ, безвкусный и неинтересный; задрот-неудачник вызывал бы только одно сожаление, а вот сплав задрота и силовика создает 3D-образ, это уже интересно. Игра на контрасте вызывает интерес!

Теперь рассмотрим другой срез фильма. В "Неадекватных людях" показан кризис современной московской семьи: нет уважения членов семьи друг к другу, много вербальной агрессии, нет принятия и поддержки, нет душевности в отношениях. Старшее и младшее поколение не понимают друг друга, наклеивают ярлыки. Мать убеждена, что дочь балуется наркотиками, потому что не знает ее. Дочь дерзит окружающим, например, в начале фильме размышляя о мужской сущности Виталика, она называет его "задротом" и в дальнейшем частенько обвиняет его в гомосексуализме. Не знаю, а разве нормально человеку, которого ты видишь второй раз в жизни говорить такие вещи?

Вообще, Кристина - довольно-таки зрелая личность, со своей жизненной философией и убеждениями, по-подростковому рубящая в общении правду-матку. Она живет, прикрываясь маской "Ну, что еще?". В ней есть что-то защитно-вызывающее и усталое от жизни. Примерно такую же маску носят молодые женщины в редакции женского модного журнала, где работает Виталик. Нет открытых лиц и светящихся глаз, полных любви и радости жизни, "у каждой в серце разбитый гетеродин", как сказал бы БГ. О начальнице Виталика тоже скажу несколько слов. Это она живет на такой же волне "затраханности от жизни" как и все, но выше в статусе и ощущает себя акулой в океане бизнеса Москвы, впрочем, как и в личной жизни. Набрасываясь на Виталика, она не интересуется его чувствами, полагаясь только на свои животные инстинкты.

И вот наконец, возникло то слово, которое я искал, чтобы охарактеризовать персонажей нашего фильма! Это - животные. В общей массе все эти страдающие от одиночества люди, в которых фактически нет человеческой свободы и гордости духа, - потертые конкурентным московским существованием - все они в психологическом смысле животные, причем животные не стайные, а одиночные. Если раньше, во времена СССР, можно было бы списать ограниченность людей за счет уродливого политико-социального устройства, засилья КПСС, то почему же сейчас стало в этом плане еще хуже? У нас везде свобода и демократические ценности - а люди на животных стали похожи! Узрели звериный оскал капитализма? Дрифт фильма в противоречивом сочетании животного в персонажах и меткими диалогами между ними.

Героям фильма - начальнице, Кристине, Виталику преодолеть свои кризисы помогает психолог Козлов. Он проводит с ними, как с клиентами, довольно-таки банальные вещи, говорит им весьма банальные рекомендации, ничего особо нового я от него не услышал. Метод релаксации через фиксацию на собственном сердцебиении считаю категорически вредным для здоровья клиента (чисто техническое замечание). Однако, он честно отрабатывает свою денежку и, как бы там ни было, его помощь приносит свои плоды: Кристина стала прислушиваться к маме, регулировать свое состояние, эмоции; возможно, и Виталику он тоже помог, хотя Виталий и отрицает его влияние; с начальницей психолог даже рискнул провести психотерапевтическое проигрывание роли. Мне трудно представить терапевтическую оправданность моделирования этой фантазии начальницы, не могу понять данной сцены.

В целом, очень любопытный получился фильм - про московские нравы, любовь и единство и борьбу противоположностей. Дрифт фильма в противоречивом сочетании жизни персонажей по звериным инстинктам и меткими диалогами между ними. Всем советую посмотреть, не пожалеете!..Смешно