Поколение П

on 17 Апрель 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Слоган «Культовый роман в кино»

режиссерВиктор Гинзбург

сценарийВиктор Гинзбург, Джина Гинзбург, Виктор Пелевин

бюджет $7 000 000

рейтинг фильма 7,5

Сюжет

Основанный на культовом романе Виктора Пелевина фильм «Generation П» во многом строится на галлюцинациях — включая речь Че Гевары о том, почему и как телевидение разрушает человека. Однако через изменённую реальность проступает кропотливо восстановленная атмосфера Москвы в 90-е годы, на фоне которой и разворачивается действие картины. Вавилен Татарский, нашедший себя в новой жизни в роли сотрудника рекламного агентства, занимается продвижением западных брендов, адаптируя их под «русскую ментальность». Умный и местами чудовищно смешной, насыщенный спецэффектами и откровениями фильм делает простой и понятной сложную историю о том, как бывшие пионеры стали рекламщиками на службе у богини Иштар, а «поколение Пепси» выбрало Coca-Cola.

Психологический анализ (черновик)

предисловие
Покупая билеты на данный фильм, я был предупрежден персоналом кинотеатра заговорщецким тоном о том, что в "Поколении П" используется ненормативная лексика и кое-кто из зрителей не выдерживает, покидает зал просмотра. На что было заявлено, что книгу эту читал, готов к любым сюрпризам и здесь не просто так. Однако, местами "Поколение" действительно смотрелось не очень приятно. Но зато другими местами - очень даже ничего.

Про что кино?

Вообще, "Поколение П" - это многослойное кино, а значит, именно то, что нужно. Попробую на свой страх и риск разобраться в этих слоях..

1.реальный слой: 90-е годы представлены во всей своей красе. В воздухе носится аромат свободы и беспредела, краха и упадка, повсеместно распространяется падение нравов, мальчики мечтают стать бандитами, а девочки - проститутками. Кандидаты наук торгуют на рынке, нувориши выстраивают себе дворцы. Моя молодость пришлась на 90-е, в апреле 1990г. я демобилизовался из Красной Армии, сначала устроился на завод электроники, а после его краха - на радиорынок, где познал все прелести бизнеса. В фильме 90-е воспринимаются как в советских фильмах послереволюционные годы: по социальной ситуации, каждый пытается выжить как может, все что было ценно вчера, уже не котируется сегодня. По фильму гибель некоторых персонажей фактически неизбежна, и действительно, далеко не все мои ровесники смогли выжить в это время. В целом это время было деструктивным для страны и для большинства из нас в частности. Вавилен часто использует средства для изменения состояния сознания: мухоморы, наркотики, алкоголь. Водку в фильме пьют как воду. Но ведь так и было! Наше поколение не жалело себя, дух деструктивности разрушал нас. Сколько спилось, сколько погибло? Да кто их считал! Народ пил разбавленный спирт "Ройяль", водку "Абсолют" (левую), еще было очень ядреное пиво "Навигатор". Нынешнее поколение не такое потому, что нет в нем духа отрицания и саморазрушения. Нынешние молодые люди мечтают стать яппи и жить богато уже сейчас.

2.слой - это мистика. Главный герой занимается спиритизмом, общение с Тонким миром для него очень частое явление. Мистический символ фильма - Вавилонская башня и легенда про небожительницу Иштар. Таким образом, Вавилен оказывается избранным самой судьбой для связи с ней. Иштар рулит в нашей стране, ей служит тайное общество - и никто не догадывается об этом. Может быть, в этом фишка книги и фильма?

3.слой рекламных роликов - мой друг сказал после просмотра, что ощущение такое будто весь фильм смотрел одну рекламу (неприятно). Но это только на первый взгляд. Реклама сигарет "Парламент", мотоцикла "Харлей Девидсон" и др. таят в себе свой подтекст, а ролик пива "Туборг" - так это просто символ! По дороге среди поля пшеницы в яркий солнечный день идут образы Татарского. Денег этот ролик рекламщику не принес, но он вложил в него свою душу, там есть свой скрытый смысл. Для более полного анализа роликов я просмотрю кино еще раз.

4. социальный слой: показано, как нас зомбируют через ТВ; общество потребления хочет уничтожить индивидуальность своих членов, всех подогнать под единый стандарт и отформатировать. А яппи, кстати, уже давно на это согласные. Какие проблемы? Лишь бы были бабки. Кроме того, в этом же слое находятся игры политиков и управление общественным мнением. Социальный слой пронизан манипуляцией в самом ее циничном выражении. Для того, чтобы отвлечь внимание масс из обычного таксиста лепят политического лидера и инсценируют покушение на генерала.

5.национальная идея: это касается духовности народа, потому что кроме ценности денег у него ничего нет. До сих пор политологи и начальники не могут ответить на этот вопрос. Америка нашла свою национальную идею в семье. Но по-моему, семейные ценности должны быть просто нормой, об этом не надо зажигать с трибун, это должно быть просто как дважды два. Такие вещи как любовь к Родине и своей семье - это базовые драйвера, основа основ. Такая национальная идея может быть у всех стран и народов. Таким образом, вроде бы у США национальная идея есть, но вроде бы ее и нет.
А что означает именно российская национальная идея? До октябрьского переворота в России была такая нац-идея: православие, соборность и самодержавие. Девиз: "Жизнь за царя!" отражал эту идею в кратком выражении. В настоящий момент у России нет своего самодержца, соборность подменена капиталистическим индивидуализмом, а православие сильно сдало свои позиции. В рамках демократической тенденции ей отводится место "одной из", а не "самой самой". В России потерян базовый духовный драйвер народа, он касается веры, истинной веры, а не показной. Атеизм стал самостоятельной религией, в нашей стране очень много атеистов. Я преподаю в университете и вижу кругом одних атеистов, верующий человек является реликтом. На атеизме национальную идею не построишь - хотите верьте, хотите нет.

Мне кажется, что национальная идея России заложена в трех именах: Достоевский, Толстой и Чехов. Эти наши гениальные русские писатели в своих книгах изложили то, чем живет Россия, в их книгах мы найдем ответ на вопрос - что может являться нашей национальной идеей. В сущности, Вавилонская башня с одной стороны, а образ Татарского в рекламе "Туборга" с другой стороны. Поясню: вся эта вавилонская символика для нас чужая, это для нас вредное, а тот образ в рекламе "Туборга" - это то, что ассоциируется с Достоевским, Толстым и Чеховым, - это наше.

И отсюда вывод - про что, собственно, кино "Поколение П"? Про то, как от чужого прийти к своему.

(По-моему, круто) Круто