Ужин с придурками

on 17 Май 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Dinner for Schmucks
Жанр
: комедия
Режиссер
: Джей Роуч
В ролях
: Стив Карелл, Пол Радд, Зак Галифианакис, Джемейн Клемент, Стефани Зостак, Люси Панч, Брюс Гринвуд, Дэвид Уоллиамс, Рон Ливингстон, Ларри Уилмор
Выпущено: США, DreamWorks SKG, 2010
Продолжительность:
01:54:09

Простой служащий фирмы Тим получил своё первое приглашение на «ужин для придурков». Это ежемесячное мероприятие устраивает его босс, и тот, кто покажет себя самым большим идиотом, может рассчитывать на некоторые бонусы в будущем. Невеста Тима — Джулии — находит всё это ужасным, и Тим соглашается пропустить ужин, но случайно знакомится с Барри — сотрудником налоговой службы, который в свободное время конструирует диорамы из чучел мышей. Тим приглашает с собой на ужин Барри, который становится причиной злоключений Тима. У него едва не срывается важная сделка, его бывшая подруга возвращается в его жизнь, а Джулии попадает в объятия другого…

Психологический анализ "Поглощение другом"

Честно говоря, название фильма скорее отпугивало чем притягивало. Мерещился кич, отсутствие хороших манер и безвкусица. Однако я решил рискнуть и просмотреть картину и не пожалел - несколько раз даже посмеялся немного, и нашел эту ленту на самом деле весьма интересной. Пусть фильм не имеет отношение к жизни, вся story полностью книжная, но не обязательно жизненность фильма является моим приоритетом раз и навсегда. Пользу положительных эмоций никто еще не отменял. Особенно в холодный майский вечер 2011 года.
В пользу просмотра был также актерский состав: Стив Корелл и Пол Радд, которые, вообщем-то, на хорошем счету в моем виртуальном рейтинге.
Сюжетная канва фильма не что иное как отголосок другого кинофильма -  французского "Ужин с придурком" 1998 года выпуска режиссера Франсиса Вебера. Кроме того, тема ужина с чудаками активно развита в театре, есть такие спектакли. Да, хороший сюжет нынче в цене и на дороге не валяется. Фильм смотрится легко и динамично, сцены не затянуты, ты чувствуешь, что тебя развлекают по полной программе. А кто против развлечений? Теперь от введения в тему перейдем к анализу фильма с психологической стороны. Про что кино?

Поверхностная идея фильма (социальная справедливость) - про наши скучные праздничные ужины. Собираемся ли мы на день рождения друга или коллеги, пьем и закусываем, мило проводим время, но нам скучно. Заранее уже известно кто что скажет. Если в компании есть продвинутые или одаренные люди, они могут решить проблему общей скуки. Пьер сыграет на гитаре, а Люси прочитает свои стихи. Но что делать, если в этом плане все мы бездарности? Но дело не только в нашей общей бездарности и неразвитости. Мы не умеем общаться искренне, боимся открыться, единственное, что мы можем себе позволить - обсуждение происшествий наших знакомых, одноклассников и про то как дела на работе. Очень сожалею, что не застал творческих вечеринок императорского прошлого прежней России, тогда умели отдыхать. Дворяне прекрасно пели, писали романы и стихи, их внутренний мир был сложен и прекрасен. Они знали, что такое честь и достоинство, что такое аристократическое воспитание. Жаль, ушли те времена. Нынче уж народ не тот. Сейчас наши соотечественники по-тихоньку наполняются алкоголем (и хорошо, если алкоголь качественный), а уж общение как-то само налаживается.
А в современном обществе Запада нашли свой выход из своего футлярского существования - пригласить на тусовку нестандартных забавных людей, чтобы ощутить "прилив свежей крови", развлечься и заполнить этим на время свою пустоту. Хозяева вечер в тайне относятся к приглашенным свысока, считают их шутами гороховыми и лузерами. Однако лузеры не согласны с таким статусом и "дают прикурить" богачам. У нас, как зрителей торжествует чувство социальной пролетарской справедливости - "Пусть богатые тоже поплачут!", хотя бы в кино. Даже факт того, что самый матерый швейцарский богач теряет указательный перст - и тот воспринимается без особого сочувствия, мол, так ему и надо, чтоб не зазнавался.

Психологическая линия фильма - про взаимоотношения Барри (Пол Радд) и Тима (Стив Карелл), отношения Тима с его невестой, противостояние Барри и его начальника, отношения Тима на своей офисной работе (начальник, коллеги), а также парочка маргинальных личностей - демонический художник-сатир и девушка-вамп Дарла, которые как жгучий перчик придают особый смак сюжету. Видимо, режиссер приложил все силы, создавая свой навороченный коктейль персонажей, чтобы мы, зрители, не заскучали. И мы просто "выпадали в осадок" по ходу фильма!
Редко кто из персонажей фильма не имеет своих психологических проблем, но о проблемах Барри скажу отдельное слово. Мужчина формально работает в налоговой службе и является человеком одаренным. Но увлечение по приданию второй жизни трупикам мышек выглядит немного странным. И этих мышек он мастерит свой придуманный мир, где царит Красота, Любовь и высокие отношения. В реальной жизни начальник психологически подчинил его себе и отобрал его возлюбленную Пышечку. В реале жизненная ситуация Барри очень неприглядна, но он не пытается ее разрешить, вместо этого он создает себе искусственный мир со зверушками. Технически мышки и вся обстановка настолько совершенны, что сомневаюсь, что одному человеку, пусть даже такому одаренному, возможно было такое сотворить. На создание кукол и декораций работала целая студия дизайна, просто нам про это не рассказывают. Дружба Барри с Тимом напоминает оккупацию фашистами Польши - пришел, увидел и остался. Барри навязывается на ночевку в дом Тима, где начинает хамски себя вести. Кроме того, смело вмешивается в его личную жизнь, в отношения с женщинами, в персональный ноутбук, ведя от его имени переписку. Гештальттерапевт назвал бы такое поведение тенденцией к слиянию. Действительно, на глубинном психологическом уровне у Барри есть такая тенденция к слиянию, уместная для отношения младенца к маме, но очень неуместная во взрослом состоянии. В титрах фильма нам сообщают, что Тим счастливо проводит медовый месяц в Париже с женой, а Барри где-то под кроватью пьет шампанское. Нет, это - не дружба, потому что дружба как формат отношений, тоже имеет свои границы, которых для Барри как бы не существует.
Тим пытается грозно изгонять Барри, но тот умело манипулирует дружескими чувствами и Тиму ничего не остается как просить прощения и терять свои границы. Такая неправильная мужская дружба показана и в другой фильме с участием Стива Карелла - "Люблю тебя, чувак!" 2009 года выпуска. Примечательно, что и в том кино Карелл играет похожую роль, но только друг у него харизматичный, полная противоположность Барри. Вообще, Барри психологически не глубок, не побоюсь этого слова - поверхностная и инфантильная личность. Барри нашел общий язык с демоническим художником (не помню имени), но не очень понимает его. Арт-художник на самом деле в глубине души эстет и философ, со своим душевным надрывом, который он постоянно изображает в своих картинах.
Кульминацией шоу Барри является выступление "Ода мечтателям" на ужине богачей. Все хорошо и замечательно, шоу удалось и Барри подарили приз, но какая мечта есть у самого автора? Все-таки, мечта  - это такая высокая цель, куда хочется стремиться, она дает драйв жизни. Но этой цели у Барри я не увидел. Вверху пирамиды коробок с мышками он водрузил сюжет с Тимом и его невестой. Очень трогательно, но получается, что мечтой Барри является жизнь с Тимом. Wow!

Картина заканчивается весело, но эффектом слияния для Тима будет чувство тошноты. "Меня от тебя тошнит!," - вот что будет говорить Тим своему другу Барри. Барри будет очень неловко и Тиму тоже, но молчать уже он будет не в силах. Для того, чтобы выстроить воистину дружеские отношения с Тимом, Барри придется проделать большую внутреннюю работу, принять свою внутреннюю пустоту и перестать ее заполнять отношениями по типу слияния.

Барри как некрофил

Можно еще подумать про некрофильские замашки Барри, как их понимал Эрих Фромм в своей книге "Анатомия человеческой деструктивности". Все-таки скульптурные композиции из трупов животных подразумевают определенную тягу к неживому, к некрофилии. Похоже, что проблем у Барри хватит на годы психоанализа. Веселая история..Подмигиваю

P.S. Непсихологические заметки по ходу фильма

1.В реконструкции из мышек "Тайной вечери" Леонардо да Винчи Барри Христа называет "автором Библии". Но Христос Библию не писал, это как "элементарно Ватсон". Писали о Нем, и то - только в Новом Завете. Библия, как известно, объединение различных текстов различных авторов в различное время.

2.В сюжете на шоу Барри на ужине показывается композиция, иллюстрирующая эволюцию обезьяны в человека. От момента обретения сознания до первого полета на самолете братьев Райт, по Барри, прошло всего 500 лет. По современным представлениям речь может идти о двух миллионах лет, но даже по старой классической научной гипотезе возраст кроманьонского человека, который дал начало всем нам, около 40тыс.лет. Кстати, есть археологические находки, показывающие следы разумной жизни в породах на миллиарды лет назад! В любом случае, 500лет - просто нереально.

3. Можно сделать вывод, что Барри одновременно верит и в Божественное сотворение человека и в теорию эволюции Дарвина. Но разве такие веры не живут во многих людях современного мира? И живут, и даже прекрасно уживаются, просто многие этого не осознают, не замечают.

Такие ляпы могут говорить нам не сколько о знаниях Барри, сколько о познаниях его создателей - сценариста и режиссера. Уровень образования в США приятно удивляет, слава Богу не в Америке живем..