Бобер
Выпущено: США, Summit Entertainment / 2010
Продолжительность: 01:29:28
слоган«Нет худа без бобра!»
Жанр: драма
Режиссер: Джоди Фостер
В ролях: Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Черри Джонс, Антон Ельчин, Райли Стюарт, Захари Бут, Дженнифер Лоуренс, Джефф Корбетт, Сэм Бреслин Райт и др.
Кинопоиск: 6.962 (331 голос) / IMDB рейтинг: 7.0/10 (1,601 голос)
Уолтер Блэк, владелец компании по производству игрушек, давно находится на грани нервного срыва. Не помогают ни антидепрессанты, ни консультации врачей и психоаналитиков, ни специализированная литература, ни алкоголь. Бизнес в упадке, семья на грани распада, репутация под угрозой. Чтобы не портить жизнь окружающим, Уолтер перебирается в гостиницу, однако справиться с одиночеством ему оказывается не под силу. В отчаянии он решает свести счеты с жизнью, но от рокового шага его удерживает… игрушка.
Психологический анализ
Замечательный глубокий фильм Джуди Фостер, в котором Мел Гибсон показал проблемы среднего возраста. По всем показателям казалось бы персонажу Гибсона - Уолтеру есть чем похвалиться: дом, семья, любящая жена, двое сыновей, работа, здоровье (физическое), но...нет радости в душе! Почему ушла любовь из сердца, из семьи, куда все пропало, растворилось? Я бы поставил Уолтеру диагноз психического выгорания.
Психическое выгорание настигает лиц, работающих с множеством других, например, педагогов, врачей, полисменов и т.п. Так как сам я педагог, то мне достаточно секунды для диагностики психического выгорания коллег по цеху: отношение к студентам как к объектам, ярость, вспышки агрессии, нарушение личного пространства, формализм в общении (все для "галочки"), все общение строится по принципу процедур - там нет ничего живого.
С чего начинается такое выгорание? Я думаю, что с политики образования по типу конвейера, идет поток лиц перед тобой, всем нужны только оценки (а не знания), вкладываться как личность уже бесполезно, остается только делать вид, что даешь материал, начинаешь придираться, карать, воспитывать, поучать..а потом понеслось-поехало.
Выгорание психическое — психическое состояние, характеризующееся возникновением хронической усталости и эмоционального равнодушия, вызванных собственной работой, и объединяющее в себе эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений (Психологический словарь/под ред.Степанова, 2006). Все перечисленные симптомы мы легко находим в главном герое: эмоциональная опустошенность, деперсонализация (утрата единства Я), все достигнутое в семье - дети, любовь жены, дом, достаток, - обесценивается. У психического выгорания (еще называют "эмоциональным выгоранием") есть одно пакостное свойство - "перегоревшая лампочка светить не может", т.е. если оно случилось, то это уже навсегда. Поэтому Уолтер не видел будущего и хотел покончить с собой. Но, на самом деле, есть возможность преодолеть свое выгорание, о котором будет сказано далее.
Как следствие психического эмоционального выгорания Уолтер страдает депрессией - и это не временное ухудшение настроения, как бывает у каждого из нас. Настоящая депрессия отбивает радость жизни, само удовольствие жить, будущее рисуется в мрачных тонах, оно просто безысходное, человек переживает состояние тупика и кажется, что выхода из него не предвидится никогда, ощущается бессилие что-нибудь изменить или предпринять, ничего-никого не хочется. Возможно, склонность к депрессивным состояниям передается по роду, его родственники, возможно, страдали какими-то эмоциональными расстройствами, возможно, даже шизофренией.. Каждой настоящей депрессии свойственно сужение фокуса сознания - ты видишь как тебе плохо и выхода нет, больше ни о чем другом думать не можешь, не можешь дарить любовь своей семье, зажигать на работе, проживаешь существование биоробота, осознаешь это и становится отвратительно. Так главный герой приходит к намерению совершить самоубийство. В глубине души он считает, что его никто не любит на самом деле, но в действительности никого не любит он сам!
Ремарка: фильм такой классный, по-настоящему депрессивный, что если читатель переживает свой возрастной психологический кризис или что-то типа того, то может сдетонировать и тоже ощутить все на своей шкуре. Берегитесь!
В данной хреновой ситуации для Уолтера остается три выбора, на мой взгляд:
1. покончить с собой
2. сыграть в игру с самим собой
3. расширить свое сознание через внутреннюю работу над собой.
Уолтер сначала хотел привести в действие вариант №1, но подсознание включилось в режим самосохранения и предложило ему вариант №2. Почему герой не воспользовался вариантом №3?! Для проведения в жизнь варианта №3 нужно быть специально подготовленным человеком или возможность обратиться к таковому. Роль такого спеца в фильме как бы играет психиатр доктор Мейси, о котором говорят, но он отсутствует в кадре и сюжете фильма. Но доктор Мейси не может помочь Уолтеру, потому что методы психиатрии основаны на применении лекарственных препаратов, а Уолтеру нужно помочь расширить сознание, как говорится, дело в душе! Маленькая ложь во благо - и Уолтера можно назвать пионером нового вида психотерапии, терапии куклой!!
Сейчас мир психологической помощи насчитывает несколько базовых подходов (по количеству психологических школ):
1. психоанализ
2. бихевиоризм
3. гуманизм
4. когнитивка
Но все они расширяются и постоянно скрещиваются между собой и сейчас видов психотерапий (как считает психотерапевт Сергей Харитонов) около 500! Транзактный анализ, гештальт, психодрама, арттерапия, телеска, НЛП и т.д. - короче, я думал, что уже трудно изобрести что-то новое на этом поприще, а дружище Уолтер сделал это!
Причем, теоретически тоже обосновано - мол, общение с куклой позволяет дистанциироваться от негативных переживаний, продумана карточка для введения в курс дела окружающих..но если бы все было так просто! В психике Уолтера образовалась субличность "Бобер", у которой есть свое самосознание, цель, ценности, поведение, а настоящий Уолтер начинает растворяться и пропадать! Уолтер постепенно теряет контроль над куклой, самоконтроль размывается, границы стираются. Если бы Уолтер посещал психотерапевтическую группу, то, я уверен, лечение куклой дало бы терапевтический эффект и не привело бы к деструкции (потери кисти руки).
Но вернусь к теме Проводника, Учителя - такого наставника у Уолтера не было, но был гипотетически - я имею в виду, в самом начале фильма, в отеле, где Уолтер собирался покончить самоубийством, по ТВ показывали китайский фильм где происходил разговор Учителя и Ученика на скале у берега моря. Они говорили о времени, о роли прошлого в настоящем для жизни человека, о том, что будущее без своего прошлого тоже не построишь. Вселенная как бы говорила герою, что можно было бы работать над собой, найти Проводника и кризис будет пройден, но Вселенная говорит с нами намеками, не каждый готов увидеть эти знаки, намеки..Уолтеру как раз нуждался в таком мудром Учителе, но для того, чтобы мудрец появился в его жизни, Уолтер должен был бы стать на путь Знания и ученичества..Обратите внимание на сцену Уолтера и ТВ в отеле, плиз! Эта ситуация полна тайного смысла!
..Проблемы есть и у других персонажей фильма: старшего сына Уолтера и его девушки (актриса Дженнифер Лоуренс), потерявшей брата - переживающей боль утраты. В завершающем эпизоде фильма, во время своего публичного выступления она рассказывает такие зрелые вещи, что происходит в ее душе, что никакая ложь себе не вернет ей любимого брата, что никогда не будет "все хорошо", но есть жизнь и нужно иметь немного мужества, чтобы жить..и ценить тех, кто рядом с тобой.
Старшего сына Уолтера терзает ненависть к отцу, думаю, это семейный сценарий по отцовской линии, потому что и у Уолтера к своему отцу были такие же чувства! Мне кажется, что увлекшись ролями отца, матери, сына, члены семьи как-то забыли, что можно быть и друзьями друг другу, причем, самыми лучшими! Тогда не будет этого одиночества в родной семье. И, граждане, помните про вариант №3!