В пасти безумия

on 18 Сентябрь 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

США, 1995

Жанр: ужасы, триллер, фэнтези, детектив

Слоган «Действительность не то, чем она имела обыкновение быть...»

режиссер Джон Карпентер

В ролях: Сэм Нил, Джули Кармен, Юрген Прохнов, Дэвид Уорнер, Джон Гловер, Берни Кейси, Питер Джейсон, Чарлтон Хестон, Фрэнсис Бэй, Вильгельм фон Хомбург

Джон Трент — страховой агент, по поручению издательства книг ужасов, отправляется в глухой американский городок для встречи со знаменитым автором ужасов Саттером Кейном. Кейн готовит новую книгу. Никто из издательства не знает даже того, как выглядит знаменитый автор — только одна женщина-агент контактирует с ним (это отсылка к Лавкрафту, который не выходил из своей комнаты, и с ним контактировала только его сиделка). Причиной этой поездки является то, что издательство потеряло связь с Кейном.

По мере приближения к цели агенту всё чаще начинает казаться, что окружающая обстановка ему очень знакома. Становится ясно, что весь антураж городка даже в деталях повторяет образы из книг знаменитого автора, сюжет большинства книг которого — вторжение на землю потусторонних сил, несущих безумие и смерть. Договор с автором уже подписан, когда агент выясняет тайную причину его творчества: писатель стремится открыть своими книгами путь на Землю потусторонним существам. Чем больше людей поверят в его книги, тем проще будет силам безумия завладеть ими.

Джон, после долгих сомнений, начинает верить в опасность, исходящую от книг, но уже поздно — огромный успех этой литературы не позволяет ему убедить издателя запретить её распространение. Читатели тем временем начинают сходить с ума. Они уже поверили во власть таинственных чудовищ. Впрочем, чудовища существуют на самом деле.

IMDb: 7.00 (17 960) | Кинопоиск: 7.223 (1 651)

Психологический анализ "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!.." (городовой из комедии  Гоголя "Ревизор"(1836)

Фильм опирается на идею сложноустроенной Вселенной, состоящих из различных измерений или тонких планов. По другую сторону от нас находится широкий спектр существ: есть добрые, светлые, ангельские, но есть и темные, дьявольские. В нашей душе тоже есть светлые и темные, низменные грани. Если мы обращаем свои посылы к светлым или к темным, то они замечают нас и вступают в диалог (контактеры, медиумы, спириты). Писатель Саттер Кейн погрузился в темную часть своей личности, надо думать, что там было во что погружаться, потому что эта часть поглотила его личность целиком. К сожалению, в фильме пропущен процесс трансформации писателя в монстра, он предстает перед нами уже на стороне Зла. В комиксах аналогичную роль достается бедолаге-ученому, постигшему секреты Силы, получившим сверхспособности, но поддавшись искушению Зла в себе, переходим на сторону "плохих парней".

Однако, наш Кейн обладает писательским даром и настолько круто передает очарование Зла, что люди переходят на сторону Дьявола пачками - не помогает даже ни церковь, ни ВЛКСМ Смешно. Кейн перебирается из обыденной реальности (это называется "вознесение") в другую реальность, собственную Шамбалу, в маленький городок типа Догвилля, которого нет на карте в нашем мире. И оттуда ведет свою губительную пропаганду на умы американских граждан. А почему эти умы не сопротивляются, почему ничто не спасает? Ведь в Америке много всяких течений христианства, сект, проповедников? Вот, и у нас в Зеленограде я часто наблюдаю их - парни в черно-белых костюмах бойко размышляют о Боге и призывают обязательно покаяться и пополнить ряды сектантов. Да вот только неохота, потому что фигня все это! Главный Джон Трент (см.постер) нашел для себя выход, где спрятаться от пагубного влияния Зла - в психушке, а не в объятиях продажных проповедников. Обрисовав себя и стены крестами, он ищет защиты в религиозной символике, только ничего не помогает, миру наступает конец.

Психологически опишу, что происходило в сознании, душе Джона Трента. Возможно, тоже самое происходит в душах других людей. Трент - это человек с типичными "правильными" для нашей цивилизации взглядами реалиста-атеиста. То есть, рациональное начало (Эго, ум) в его душе преобладает, а иррациональное (интуиция, магическое мышление, связь с Космосом) подавлено, потому что оно считается нереальным, сказочным и детским, фантастическим.

Джон Трент жил так всегда и все у него было хорошо, но вдруг иррациональное через историю поиска писателя Кейна, входит в его жизнь. Кейн заводит его в свою Шамбалу, этот долбанутый Догвилль и хочет использовать Джона в своих интересах, чтобы через него передавать свои книги (обеспечить разврат душ человеческих) в нашу реальность. Джон Трент долго и упорно отрицает все иррациональное, что происходит перед его глазами, потому что его так учили - "что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда", а Зло в это время развивалось и крепло. Оно тоже по сути своей креативно: посмотрите, какие жуткие чудовища, как все зверски привлекательно, везде типа Ктулху, щупальца всякие, клыки разные...

Когда уже становится поздно, до Трента все доходит и он все понимает, и одновременно понимает, что сходит с ума. То есть его рациональная часть трактует его состояние таким образом. В конце фильма, когда ему показывают фильм про самого себя, у Трента начинается истерический хохот просветления, он понимает, каким же ограниченным он был! А дебильность его хохота скрывает отчаяние, что уже поздно, что самое плохое произошло, что его использовали в тихую..что он сыграл на руку силам Зла, несмотря на то, что в них не верил!Недовольный Но установки Трента не взялись из ниоткуда сами по себе: его определенным образом учили родители, школа, институт, вся наука, которая дружно отрицает всё, что связано с магическим мышлением и концепцией многовариантной Вселенной.

Вообще, чтобы доходчиво отобразить идею фильма, мне бы хотелось бы перейти на другой уровень языка, более народный, но так как я обязан держать марку перед читателями, то придется воздержаться от резких выражений. Но, если кратко, то так: пока ты не веришь во все это, они с тобой могут сделать (или уже делают?) все, что хотят, что им нужно. А потом, если до тебя дойдет понимание, то место, где ты сейчас находишься (не стану называть), тебе останется только смеяться смехом висельника!..ничего себе смешно..Если же ты никогда не проснешься от своего сна души, то тебе уготована участь барашка для заклания - съедят и даже не вспомнят.

Никто не заметил, что наши СМИ, ТВ уже довольно-таки дьявольские? Есть мода на сатанинские фильмы, эпосы про вампиров, всякую нечисть, понятия добра и зла размыты, базовые настройки людей методично сбивают, не телевидение стало, а зомбиленд какой-то! Ведь Кейн осуществляет нашествие Сил Зла на Землю через СМИ, через книги и киноиндустрию в частности. Убойная сила кино велика, народ зомбируется уже тысячами, а вы посмотрите, сколько хлама идет в кинопрокате - мужики рожают как женщины, а девушки бегают с пистолетами как мужчинины; везде рулят маги и колдуны, маньяки и психически больные люди показываются сочными крупными планами, выглядят крутыми парнями!

..Очень недурственный фильм с философской подложкой, есть о чем подумать.Святой