Студентам

Трудный характер вашего подростка

on 14 Октябрь 2011. Posted in Статьи в стол

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

В любом классе можно встретить подростков с проблемами в поведении: с одной стороны, это может быть вызывающе-провоцирующее поведение с претензиями на лидерство, либо наоборот, аутсайдерство, выражающееся в занятии позиции изгоя и лузера. Так или иначе, подростковый возраст характеризуется взрывом личностных акцентуаций, у кого-то этот процесс индивидуализации происходит бурно: эксцентричные выходки шокируют учителей, агрессивные подростки инициируют различные выяснения отношений, перерастающие драки, в этом возрасте подрастающее поколение стремится открыть ящик Пандоры, «познать запретный плод». Появляется первый опыт курения сигарет и употребления алкогольных напитков, а также легких наркотиков.

Личность подростка еще не устоялась и находится в стадии формирования, организм бурно развивается, что приводит к дисгармонии личностного развития, выражающуюся в том, что развитие уровня ценностей и идентичности не успевает за развитием физической конституции ребенка. По А.Н.Леонтьеву, ведущей деятельностью для подростка является общение со сверстниками. Больше всего времени подростки «кучкуются» стайками, взаимодействуют друг с другом, подпадая под влияние эксцентричных ровесников. Вместе с тем, реакции протеста естественны для подросткового возраста в целом и после 21 года сменяются позитивными социальными установками, направленными на развитие карьеры и создание семьи.

Для подростков свойственны следующие психологические особенности:

-неадекватное восприятие собственной физической внешности, образующее особый комплекс

-неуверенность в себе, неадекватная самооценка

-реакции социального протеста, реакция обесценивания общечеловеческих ценностей (обычно, родителей), нигилизм

-стремление приобщиться к миру взрослых через психоактивные вещества, сексуальные эксперименты

-желание выделиться из сверстников, демонстративность (эмо, готы)

-поиск себя, своей Я-концепции, образцов для подражания.

В возрастной психологии проблема акцентуаций характера рассматривается у различных авторов, но первым из них был отечественный психиатр Петр Борисович Ганнушкин (1933). На основе его подхода в дальнейшем немецкий психиатр Карл Леонгард развил свое учение об акцентуированных личностях. Акцентуированной считают личность, в которой преобладает определенная черта или набор черт характера. Акцентуации особенно ярко проявляются на фазе становления личности и на стадии заката жизненного пути. На основе типологии Леонгарда с учетом российской ментальности свою типологию предложил А.Е.Личко, который выделил: гипертимный, циклоидный, истероидный, сензитивный, психастенический, лабильный, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный. Наиболее негативно проявляются в классе истероиды, потому что для них самое - главное быть в центре внимания, лица с неустойчивой формой акцентуации легко вовлекаются в сомнительные компании, склонны к безделью и праздности. Эпилептоиды стремятся установить свою диктатуру над сверстниками, держат их в страхе, добиваются от окружающих детей покорности, легко переходят к жестокости и насилию. Тяжелее всего приходится психастеникам и тревожным детям – неуверенные в себе и закомплексованные, они с трудом устанавливают социальные контакты, у них мало друзей, причем в дружба устанавливается по типу зависимых отношений. Для диагностики личностных акцентуаций у подростков обычно используют опросник Шмишека. Полученные результаты обсуждаются совместно с подростком, вырабатывается рекомендации по компенсации негативных последствий акцентуации и анализируются причины ее возникновения.

В категорию «трудных» детей относят также и одаренных, а также гиперактивных детей. В школе, где обучение строится по единому образцу, таким детям трудно идти в ногу с остальными учащимися. Очень важно, чтобы педагоги, психологи оказали психолого-педагогическую поддержку подросткам, потому что проблема социальной дезадаптации, начавшаяся в детском возрасте, во взрослом состоянии может привести к проблемам на работе и трудностями с созданием собственной семьи.

Несмотря на внешние различия «трудных» детей, можно выделить их общие проблемы:

•    Узкий круг общения с концентрацией на себе, обычно ограниченны рамками родительской семьи.
•    Неумение и нежелание участвовать в играх и других формах совместной творческой деятельности со своими сверстниками, переживание чувства непохожести на других детей, приводящее к обособленности и эмоциональной отгороженности.
•    Нелюбовь к себе, заниженная самооценка, незнание своих способностей и возможностей.
•    Трудности в учебе вследствие слабости мотивации и познавательного интереса . Такие дети не стремятся получить высокие оценки, как другие дети. Кроме того, во время контрольных и самостоятельных работ они переживают сильный стресс и получают еще более заниженные оценки. Говоря о когнитивной составляющей таких детей, нельзя не заметить подростковый максимализм - резкие полярные суждения о мире, навешивание ярлыков, суждения по типу "или/или".

Детей с трудным характером нельзя рассматривать отдельно от контекста их семей. Неблагоприятная обстановка в семье непосредственно отражается на психике ребенка. Если ребенок не чувствует себя желанным и любимым, ему не хватало в раннем детстве внимания и заботы, или же к нему относились формально, имеет большое значение.
Задача родителей и педагогов – направить стремление к компенсации в социально-приемлемые рамки, но для этого и они сами должны быть искренними и настоящими, потому что подростки не прощают лицемерия или снисходительного отношения к себе.

Что можно порекомендовать родителям в этой ситуации?

- Научитесь относиться с уважением к психологической территории вашего ребенка, будьте тактичны, но не отстранены. Если подросток подойдет к вам с вопросом личного характера, не притворяйтесь занятым, преодолейте своё смущение и постарайтесь искренне ответить. Для этого представьте себя на месте вашего ребенка. Вам непонятно, что с вами происходит и вы обращаетесь к своим родителям. Прежде всего – это акт доверия между подростком и мамой или папой. Доверие нужно ценить и завоевывать, показать, что вы на стороне ребенка и желаете ему только добра.
- Создавайте атмосферу взаимопринятия и сотрудничества, не пытайтесь прессовать подростка. Покажите, что вы на самом деле на его стороне и помогаете ему, поддержите самооценку. Вместо прямых директивных указаний используйте притчи и метафоры. Попытайтесь чему-то научить вашего сына или дочь – какому-то полезному навыку, пригодившимся им в жизни. Потом подросток будет пояснять сверстникам: «Этому меня научил мой отец». Это очень душевно!
- Узнайте, возможно ли устроить вашего подростка в тренинговую группу или молодежное движение – наверняка психологи системы образования вашего города или района проводят такую деятельность. В каждом районе Москвы, например, находятся центры психолого-педагогического сопровождения, дополнительного образования, в школах работают педагоги-психологи, о возможности бесплатного участия в групповой работе вы можете узнать через интернет на сайтах школ, ЦПМСС и молодежных клубов. Рекомендуется лично встретиться с психологом, проводящим подобную работу, убедиться в уровне его подготовки, что ему вы можете доверить своего ребенка.
- Развивайте свою собственную психологическую компетентность, читайте научно-популярную психологическую литературу, сходите на консультацию к психологу. Помните, что если в раннем детстве ваш родительский авторитет был бесспорным, то для подростка вам придется заново подтвердить его. Тогда ваш ребенок будет прислушиваться к вашим советам, вы будете для него хорошим примером. Смешно


P.S.  несмотря на все трудности, мне всегда нравилось работать с подростками - потому что они любознательные и искренние.

Литература

1.Леонгард К. Акцентуированные личности, М, Эксмо-Пресс, 2002, - 358с.
2.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. том 1, Москва, Педагогика , 1983, - 392 с.
3.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, М, Речь, 2009, - 256с.
4.Обухова Л. Возрастная психология, М, Юрайт, 2010, - 460с.
5.Чернышёва Н. Трудный характер// Мама, папа, я. – 2011. - №6. - с. 30-31.