Бойцовский клуб

on 04 Декабрь 2011. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

Страна: Германия, США
Оригинальное название:
Fight Club
Жанр:
драма
Продолжительность:
02:19:08
Слоган «Интриги. Хаос. Мыло.»
IMDb: 8.80 (500 817), Top 250: 13 | Кинопоиск: 8.710 (107 655)
Режиссер:
Дэвид Финчер
В ролях:
Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Джаред Лето, Мит Лоаф, Зэк Гренье, Ричмонд Аркетт, Дэвид Эндрюс, Джордж Магвайр
«Бойцовский клуб»
- это просто Библия, это фильм который можно и нужно смотреть каждому! Это культовый фильм поколения. Только после просмотра этого фильма вам откроются истинные человеческие ценности, а все наносное уйдет в небытие.
...Терзаемый хронической бессонницей и отчаянно пытающийся вырваться из мучительно скучной жизни клерк встречает некоего Тайлера Дардена, харизматического торговца мылом с извращенной философией. Тайлер уверен, что самосовершенствование — удел слабых, а саморазрушение — единственное, ради чего стоит жить. Пройдет немного времени, и вот уже главные герои лупят друг друга почем зря на стоянке перед баром, и очищающий мордобой доставляет им высшее блаженство. Приобщая других мужчин к простым радостям физической жестокости, они основывают тайный Бойцовский Клуб, который имеет огромный успех. Но в концовке фильма всех ждет шокирующее открытие, которое может привести к непредсказуемым событиям…

Психологический анализ "Мужской способ познания себя"

Эпилог.Так случилось, что данный фильм я просмотрел спустя 12 лет его выхода, то есть только сейчас. И очень рад, что такой пробел в моем опыте оказался, наконец, восполненным. Моя подруга отказалась смотреть фильм после часа совместного просмотра в виду его панковского сурового вида, но я, как пытливый исследователь кино, досмотрел самостоятельно.

Действительно, фильм поражает воображение, его нужно понимать, включать мозги, чтобы осознать суть кино. Смогу ли я за всей многослойностью этого мыла найти бесценную жемчужину смысла? Попытка - не пытка, попробую, хотя не знаю куда кривая выведет, смогу ли я найти ту самую жемчужину, или насобираю горсть подделок, который стыдно будет публиковать?

Общее впечатление: кто-то там на разлагающемся Западе не доволен жизнью социального винтика в общей системе офисного планктона. И не просто не доволен, а создает себе альтернативную личность, которая начинает зажигать по полной самостоятельной программе. Общество потребления, лишенное духовных ценностей, форматирует мозги своих членов. И кому-то это не нравится, кто-то хочет остаться настоящим, таким каким он есть, непокорным, несломленным.

Круто - да! Умно? Пока не знаю, ведь взамен Тайлер не предложил ничего конструктивного, в драйве саморазрушения и пощечинам общественному мнению нет будущего.

..продолжение следует (после второго просмотра) Смешно

2.01.2012 Продолжение

Психологический анализ "Бойцовского клуба" я разбиваю на две части: первая часть до психоза, пока защита еще держится. А вторая часть - когда у ЭН уже крыша хорошо поехала и их стало двое.

Главный герой (в фильме имя не называется) чувствует, что потерял нить своей жизни, в его существовании нет никакого смысла: общечеловеческие ценности не рассматриваются, а его сердце закрыто для любви. Работу он свою не любит, у него нет девушки и друзей. Все эти понятия смыкаются в социализации – обретению себя в мире людей. Т.е. формальная социализация присутствует и обеспечивает выживание, но чувствует человек, что не нашел себя в этой жизни. Формально есть работа, но она не приносит ему радости. От такой безрадостной жизни у персонажа Эдварда Нортона (далее по тексту - ЭН) появляется депрессия с симптоматикой: безрадостная жизнь, мрачное будущее без перспектив, бессонница. Механизмы психологической защиты работают по своему эффективно – и первые два пункта симптомов депрессии вытесняются. По механизму замещения он переключается на тему потребления и скупает мебель Икеа, чтобы не думать о себе. Но полугодовая бессонница расшатывает его нервную систему, мир кажется нереальным – и герой обращается к психиатру.
Психиатрия для борьбы с симптомами психических расстройств обычно использует ударную дозу лекарств. За таблетками и обратился наш персонаж. Однако, по счастью, психиатр оказывается профессионалом и отказывается выписывать таблетки, потому что понимает, что внутреннее состояние героя требует помощи другого рода. Таким образом, Э.Н. начинает посещать мужскую психологическую группу.
Почему ЭН с удовольствием становится членом этой группы и даже не одной? Потому что снова включаются механизмы психологической защиты по типу сравнения – когда встречаешь людей, более несчастных, чем ты, то переживание своей душевной боли и пустоты переносится легче.
Итак, в начале фильма мы видим, что главный герой хоть и страдает от своего способа жизни, но не осознает его, а фокус внимания с себя переносит на социум: общество потребления, мир рекламы, начальник на работе. Эти вещи вокруг него и они его бесят, но на самом деле – это замещение. Не мир несовершенен, а своя внутренняя реальность дала трещину.
Ведущий группы поощряет самораскрытие участников, мужчины раскрываются, устраивая душевный стриптиз друг другу. Можно сказать, что такая группа является клубом кастрированных мужчин, они потеряли мужской атрибут, у многих рушится семейная жизнь. У партнера по группе, чемпиона по бодибилдингу Боба изменился гормональный фон, выросла материнская грудь. Боб потерял работу, ушла жена, но почему дети отвернулись от него? Возможно, Боб был не самым лучшим отцом? Но в этой группе самоанализом, который помог бы понять причины своего поведения, не занимаются, все ловят кайф в эпатирующей искренности и безусловной поддержке.
Участие в группе помогает ЭН – проходят симптомы бессонницы, он начинает посещать и другие группы психологической поддержки. Как долго это может продолжаться? Уверен, что сначала участие в таких группах дает целительный эффект для ЭН, но не навсегда. По отношению к участникам такой посетитель совершает обман, потому что подразумевается, что у всех участников группы есть аналогичная проблема. Когда человек лжет, то чувствует когнитивный диссонанс и дискомфорт. ЭН снова через защитный механизм – на этот раз, вытеснение, избавляется от напряга.
Вообще, защитные механизмы – это зло, как утверждает основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу. На первых порах эти защиты помогают, но затем наносят непоправимый серьезный ущерб психике. В последствии мы увидим, как расщепляется личность ЭН и из нее появляется Тайлер Дерден, но это потом.
Начав посещать психологические группы, ЭН сделал поступок, а через какое то время в его жизни произошло событие – в фокусе его внимания появилась женщина Марла Сингер. Отметим, что до этого момента бытие ЭН вращалось вокруг всякой ерунды: мебели Икеа, недовольства миром вообще и тихой ненависти к начальству. И вот, появилась родственная душа Марла. Очевидно, что она также не удовлетворена жизнью, как и главный герой. К слову сказать, многие находят себе пару в подобных группах и подсознательно за этим и приходят.
ЭН так сосредоточился на Марле, что не спит 4 дня, представляя как объяснение в агрессивных тонах. Но ЭН не отреагировал как мужчина, скорее как конкурент, собственник, не хотящий делиться своим методом исцеления. Он называет ее «гастролершей, вруньей», почему-то считая, что она не имеет право находится в одной группе с ним, потому что для него это «святое». Но что означает «святое»? Медитации, открытие чакр как духовные практики ЭН выполняет формально для него это всего лишь ритуал, не имеющий смысла. Но смысл ритуала в том, что он снимает тревогу, успокаивает. Получается, что «святое» для ЭН – это то, что помогает ему жить комфортно.
Со своей эгоистичной позиции ЭН не видит, что за маской Марлы (вызывающая, эпатажная леди с сигаретном дыму) скрывается просто несчастная женщина, со своим отчаянием в сердце. Марла ведет себя деструктивно по отношению к себе же: очень много курит; переходит дорогу, не соблюдая меры безопасности; ее проблема – в навязчивых негативных мыслях (когда ЭН делит с ней группы, она выбирает мозговых паразитов). Марла не пасует, когда ЭН наезжает на нее с шантажом и ведет себя очень даже достойно. И постепенно главный герой начинает понимать, что Марла – его женщина и предлагает обменяться телефонами. Вообщем, Марле настолько плохо, что хуже быть уже не может и она перестала волноваться о своей судьбе и здоровье.
На одном из собраний группы выступает другая женщина, которая по-настоящему болеет и ждет и боится смерти. Ее зовут Клоя, она рассказывает публично, что больше не боится смерти и поднимает тему одиночества. Эта тема очень человеческая и присуща всем участникам группы. Она мечтает перед уходом жизни заняться любовью и обращается к каждому мужчине в группе скрытой транзакцией. Ведущая группы сразу же прекращает ее выступление и эта тема больше не обсуждается. Дело в т ом, что Клою никто не хочет в этой группе. Может быть, она не очень привлекательна, а с другой стороны, мужчины в группе оторваны от своей мужской сущности и настолько обезжизненны, что стали асексуальны. Я думаю, обе причины верны.
Работая торговым представителем, ЭН проводит жизнь в командировках, окруженный одноразовыми вещами и людьми. В его жизни нет привязанностей, тепла и любви долговременных отношений, нет ничего настоящего. Сразу вспоминается персонаж Джона Клуни из «Мне бы в небо» (2009). Такое же игнорирование по отношение к своему истинному Я.


Такое игнорирование истинного Я даром не проходит, личность ЭН раздваивается и появляется Тайлер Дёрден. Случаи множественной личности – это психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». Данное явление известно также под названиями «расщепление личности» и «раздвоение личности» (Wiki). Феномен раздвоения личности широко представлен в кино:
1.    Ева Уайт / Ева Блэк / Джейн — «Три лица Евы» (1957)
2.    Норман Бэйтс / мать Нормана Бэйтса — «Психо» (1960)
3.    Эндрю Лэдис/Эдвард Дэниэлз — «Остров проклятых»
4.    Морт Рейни/Кокни Шутер — «Тайное окно»
5.    Рассказчик/Тайлер Дерден — «Бойцовский клуб»
6.    Грин/Голд — «Револьвер» (2005)
7.    Девид/Адам/Весли — «Убежище» (2010)
8.    Джин Грей/Феникс — «Люди Икс: Последняя битва»
9.    Картер / Каин / доктор Никс / Джош / Марго — «Воспитание Каина» (1992)
10.    Роуз / Ричи — «Цвет ночи» (1994)
11.    Маска/Стэнли Ипкисс — Маска (1994)
12.    Двуликий/Харви Дент — Бэтмен Навсегда, фильм 1995
13.    Шерман Кламп / Бадди Лав — «Чокнутый профессор» (1996), «Чокнутый профессор 2» (2000)
14.    Чарли Бэйлигейтс / Хэнк Эванс — «Я, снова Я и Ирэн» (2000)
15.    Матиас / Пациентка — «Лабиринты» (2003)
16.    Роберт Портер / Прот — «Планета Ка-Пэкс» (2001)
17.    Малкольм Риверз / Тимми — «Идентификация» (2003)
18.    Мари / убийца — «Кровавая жатва» (2003)
19.    Главная героиня / её сестра — «История двух сестёр» (2003)
20.    Дэвид Калауэй / Чарли — «Игра в прятки» (2005)
21.    «Три ключа» (2006)
22.    Доктор Су Ти / Чен Ла Сит — «Тело №19» (2007)
23.    Мистер Брукс / Маршалл — «Кто вы, мистер Брукс?»
24.    Сибилла / Вики / Сид / и ещё 13 личностей — "Сибилла" (2007)
25.    Анна / Алекс — «Незваные» (2009)
26.    Джейн / Мирра и т. д. — «Заблудшие» (2008)
27.    Зелиг — «Зелиг»
28.    Аарон Стемплер / Рой — «Первобытный страх» (1996)
29.    Марина де Ван — «Не оглядывайся»
30.    Айви / Манджулика — «Лабиринт» (2007)
31.    Капитан Джек Воробей — «Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)
32.    Мэри / Принцесса / Билли / Саймон — «Девятая сессия» (2001)
33.    Кристен / Элис / Эмили / Сара / Тамми / Айрис / Зоуи — «Палата» (2011)
34.    Уолтер Блэк / Бобер — «Бобер» (фильм 2011)
35.    Белая лебедь / Чёрная лебедь — «Чёрный лебедь» (фильм, 2010)
36.    Доктор Джекс(Джекилл) / Хелен Хайд — «Доктор Джекилл и Мисс Хайд» (фильм, 1995)
37.    Джесс — «Треугольник» (2009)
Но на самом деле, данный феномен остается для науки загадкой, как и феномен души. С клинической стороны, к создателям книги и фильма можно предъявить претензию, что именно такого раздвоения личности быть не может. Сначала личностей две, но они не знакомы друг с другом: ЭН ходит на группы, летает в командировки, а Тайлер живет как хочет, изготавливает мыло и динамит, чтобы взорвать квартиру ЭН. В классике клинической психологии описаны случаи, когда одна личность действует в обход другой – и это норма. Но когда одна личность знает о наличии другой, а другая не догадывается о своей второй половине – это нонсенс! Кроме того, когда личности знакомятся, общаются как самостоятельные  сущности – это еще больший нонсенс.
Если бы такое происходило в реальности, то ЭН демонстрировал бы такое социально-неприемлемое поведение, что очень скоро очнулся бы в психиатрической клинике, а учитывая склонность к агрессии, то в отделении для буйных.
Что же такое сам по себе бойцовский клуб Тайлера и ЭН? Идея психологических групп так полюбилась ЭН, что он не захотел с ней расстаться, но развил ее через свою альтер-личность Тайлера. Если в обычной группе ЭН был лишь пассивным участником, соплежуем и лузером, то в бойцовском клубе он через личность Тайлера стал харизматичным лидером, самым крутым и сумасшедшим. Общая тенденция у  ЭН осталась прежней – не менять ничего в себе, но изменить окружающий мир….через разрушение. Поэтому взрываются небоскребы в конце ленты, поэтому бойцовские клубы множатся по стране. Везде находятся мужчины, томящиеся бессмысленностью своего существования и стремящиеся компенсировать свое лузерство, почувствовать свою брутальность.

Тайлер предлагает миру и ЭН свою философию - жить, напрямую воспринимая свое существование, свою боль, свое время. Это означает отказ от невротических защит и копинга - сознательных защит (в данном фильме - медитаций). Для этой цели Тайлер даже придумал специальный травмирующий обряд посвящения - погружение в боль на руке.
Без сомнения, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера – это очень мужское кино, лента полная насилия и поисков из тупика отчаяния, которое испытывают люди по всяким причинам. Жизнь мужчины по-своему трудна и тяжела, он много чего должен для социума, но сам не понимает себя и не знает чего он хочет на самом деле. И от непонимания себя накатывает волна отчаяния и насилия, чтобы в ней найти наконец какой-то покой, примирение с собой и Вселенной, найти в себе какую-то отправную точку, свою точку опоры. И отталкиваясь от этой точки, почувствовать себя не бесполым офисным планктоном, а мужчиной и не прогибаться больше под изменчивый мир!
Женская участь тоже по-своему нелегка, но женщины ничего не держат в себе, по-другому относятся к себе и своим неадекватам, они спасаются через деторождение – наверно, потому и дольше живут.
Вместо заключения: «Почему все-таки мыло?»
На постерах фильма фигурирует розовое мыло с оттиском «Fight Club». Мыло в слогане фильма. По сюжету, Тайлер изготавливает из жира, наворованного с помоек косметических клиник, динамит для изменения мира и мыло для бизнеса. То есть, мыло и динамит, по сути, одно и тоже – символ протеста против всего, но, с другой стороны, и претензий кроме как к себе предъявить тоже не получается.. У мыла есть психологическое (ярость) и внешне социальное значение (месть обществу), которое особо понравилось бы анархистам.

Социально-психологический и философский анализ фильма "Бойцовский клуб" замечательно изложен в Википедии. И лучше мне не написать, а остается лишь подытожить. ЭН делает с миром то, что хочет сделать с собой - он его пытается разрушить под лозунгом социальной справедливости. По фильму, работа над собой и снятие своих защитных механизмов есть чрезвычайно сложный и не для всех очевидный процесс. Главный герой до этого так и не дошел, точнее Дэвид Финчер не дал ему понять себя самого. А зачем Финчеру это надо? Он хотел отразить дух времени больше, чем характер персонажа. В конце фильма рушатся небоскребы - и через 2 года самолеты врезаются в башни-близнецы. Такое же предчувствие событий ощущается в "Матрице", которая снята в похожей цветовой гамме и по-своему сообщает, что с миром что-то не так. А когда же с ним было все нормально? Каждый век сопровождался кровопролитными войнами, были недовольные и при советской власти, и при Путине, и дореволюционной монархией тоже кто-то был не доволен. Мир, в котором мы живем, всегда кого-то не будет устраивать.. Но фильм получился на столько многозначным, что каждому есть что придумать в этой связи.

Что после всей этой истории ЭН узнал о себе? О, он узнал о себе много интересного! И что он в душе - харизматичный лидер, что у него ярко выраженный социальный интерес, что он может организовать масштабные акции, что он смелый и бесстрашный как тигр, дерзкий и сексуальный, интеллектуальный и агрессивный!

В древнегреческом храме в Дельфах есть надпись-призыв бога Аполлона : "Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную". В этом ключе я трактую massage фильма.

Комментарии   

 
#1 БлагодарюВиктория 02.12.2012 20:36
Спасибо за такой полный и цельный анализ! Бойцовский клуб - один из моих самых любимых фильмов, и как раз сегодня я писала эссе по психологии личности на эту тему. Ваша статья мне очень помогла!