Любовь зла

on 11 Январь 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Shallow Hal (Мелкий Хэл)
Выпущено: США, Германия, 2001 год
Жанр: фэнтези, комедия, мелодрама, драма
Режиссер: Бобби Фаррелли
В ролях: Гвинет Пэлтроу, Джек Блэк, Джейсон Александр, Джо Витерелли, Рене Кирби, Брюс МакГилл, Энтони Роббинс, Сьюзэн Уорд, Зен Геснер
Продолжительность: 01:53:43

постер

IMDB рейтинг: 6.0/10 (49,168 голосов)

Хэл Ларсен - обычный парень, который оценивает девушек прежде всего по внешним критериям, отдавая предпочтение супермоделям и прочим красоткам. Однако, после того, как Хел случайно попал под влияние гипноза, его взгляды на противоположный пол изменились на противоположные. Теперь он видит лишь внутреннюю красоту, и когда он встречает упитанную девушку (120кг) он обращает внимание лишь на ее доброту и чувство юмора, постепенно влюбляясь в нее. Однако, когда действие гипноза подходит к концу, Хел понимает, что "попал". И теперь ему предстоит сделать выбор между "любимой" девушкой и своими старыми стереотипами

Психологический анализ "Кругом один гипноз - куда деваться пареньку?"

Главный герой за время фильма трижды (прошу осознать!) подвергался программированию своей личности через убеждение и гипноз. В чем суть программирования? Человек не в состоянии осознанно сделать личный выбор в соответствии со своими потребностями, желаниями и ценностями. Кто-то другой, более сильная личность, не спрашивая его разрешения, а из собственных соображений справедливости и целесообразности, взглядов на жизнь, оказывал на него влияние. Рассмотрим каждое из этих воздействий.

Первое воздействие программирования Хэл пережил будучи еще ребенком у постели умирающего отца. Ситуация стрессовая для любого человека, и хотя в фильме она подается комично, но в жизни человека такие моменты остаются на всегда, особенно это актуально для личности ребенка, которому страшно, жалко родного человека, который еще не понимает толком что происходит. Отец, прощаясь с сыном, дает ему родительские наставления, передает отцовский наказ. Но папа обращается к сыну как к молодому человеку от 20 лет, который более менее созрел как личность и естественно интересуется девчонками. На самом деле Хэл еще маленький мальчик и не способен по-взрослому оценить отцовский совет, поэтому слова папы превращаются в психологическую программу, записывающуюся на его подсознание. О родительском программировании детской психики первыми высказывались Альфред Адлер и Эрик Берн.

Хэл находился в измененном состоянии психики, в трансе, поэтому программа прочно пустила корни в его бессознательном, кроме того, истоки программирования - ситуация прощания с умирающим отцом, стирается из памяти благодаря защитным механизмам вытеснения, блестяще описанным Зигмундом Фрейдом. Подобные трансовые состояния используются также и в нейро-лингвистическом программировании для обхода сопротивления подсознательной части клиента.

Итак, мальчик рос и вырос ловеласом, как завещал его отец. Хэл стал специалистом по установлению легких необязывающих сексуальных связей, его интересует только внешняя сторона вопроса: как девушка выглядит, на сколько она сексуально привлекательна. Надо сказать, это естественное сексуальное мужское поведение. Хэла все устраивало и он радовался жизни пока Вселенная не послала ему уже профессионального программатора - Энтони Роббинса, психолога по личностному росту. Энтони в этом фильме играет сам себя, но первое впечатление производит как руководитель секты, продвинутый психотехнолог. Когда лифт останавливается, Роббинс понимает, что это не случайно, потому что знает законы Вселенной. Т.е. он оказывается запертым в лифте с Хэлом на неопределенное время не просто так. Хэл и Тони проводят в лифте несколько часов, вполне достаточно для работы психолога. Рассмотрим технику Роббинса по программированию Хэла по шагам:

1. Установление контакта, раппорт. В ситуации доверительного общения Хэл раскрывается и рассказывает о своих отношениях с прекрасным полом. Главный герой не заявляет свою проблему напрямую, не формулирует запрос, но становится очевидно, что он оценивает только внешние данные девушек, не обращает внимание на другие важные моменты.

2. Тони формулирует запрос для Хэла: "А что, если бы мог знакомится с прекраснейшими женщинами и нравится им?" и далее следует шокирующий вопрос: "Что для тебя страшнее - что у девушки одна грудь или половина мозга?". Бедный Хэл растерялся и настал момент для проведения интервенции - техники влияния.

3. Тони заявляет, что Хэлу ужасно повезло и дает понять, что сейчас произойдет что-то необычное. Роббинс предлагает Хэлу подняться: "У вас есть привычка, глядя на женщин судить о них только об их внешности, сугубо поверхностно? А вы можете вспомнить хотя бы один такой случай?"

- О, да! - отвечает Хэл,

- Подумайте про это - Тони усиливает погружение Хэла в опыт, переживание, когда он оценивал женщин только поверхностно.

4. Этап стирания негативной привычки, установки. "Изыди, бес!" - Тони неожиданно охватывает голову Хэла руками и кричит страшным голосом. Именно этот момент в психотерапии Тони меня раньше как-то напрягал, но после ознакомления определенной информации я понял, что делал Тони на самом деле - он действительно напрямую изгонял беса из Хэла, очистил его разум. Хэл удивлен и разгневан происходящим, но для его сознания Тони дает объяснение: "Я же говорил, что нам нужно резко перенастроить ваше восприятие". Т.е. клиенту необязательно знать эту информацию, главное дать ему желанный результат.

5. Загрузка положительной программы: клиенту предлагается закрыть глаза и расслабиться, представить себя на морском берегу во время заката Солнца. Затем предлагается увидеть женщин, которых Хэл воспринимает всем сердцем и душой. И в конце концов, клиенту дается установка воспринимать женщин на глубинном уровне, а не на поверхностном.

Итак, Роббинс сделал для Хэла альтруистичный поступок, потому что почувствовал, что этого хочет Вселенная, потому что остановился лифт и было много времени именно для помощи Хэла. Энтони блестящий профессионал-психолог, обладает мощнейшей личной энергетикой, позволяющей ему изгонять беса из разума человека. Кроме того, в своей работе Тони применяет техники экзорцизма и НЛП, вот в чем секрет успеха коллеги!

Единственное слабое звено проведенной интервенции в разум Хэла - в формулировке результата. Получилось так, что Тони сформулировал результат для Хэла. А надо было, чтобы Хэл самостоятельно или при поддержке психолога озвучил проблему и желаемый результат. Тони увидел проблему Хэла, понял ее и перегнал ситуацию, но Хэл ее немного недогнал, не понял, не осознал. В конечном итоге, Хэл даже не понял, что с ним сделал Роббинс, потому что у него не было для этого понимания специальных знаний, а Тони ему не объяснил последствия, а просто выпустил в реал пожить в новом состоянии, получить новый опыт.

Мне кажется, что к видению духовной красоты другого человека лучше прийти через внутреннюю работу, это долго и нудно, зато человек проходит этот путь сам, а не через гипноз вне своей воли и сознания. Ведь если все было так просто, то можно было бы отзомбировать все население по-быстрому - и все стали бы добрее, духовнее, мудрее, одним словом, лучше. И Творец тоже мог бы так поступить - создал бы совершенную Вселенную сразу, чтобы всем людям изначально было выставлено по 5 баллов в развитии по пятибальной системе. И было бы всем счастье!

После второй зомбировки Хэл знакомится с некрасивыми и зачастую неприятными девушками, по сюжету идет посыл, что душевно они прекрасны. Но трудно согласится с этим, глядя на трех "красоток" из бара, где они проводят время. Их манеры вульгарны и отвратительны, почему Хэлу они кажется красивыми непонятно. Для них справедливо гештальтисткое утверждение, что форма гармонирует с содержанием. Потому что и во внешнем, и в душевном уровне там одна посредственность.

Третья влияние на сознание Хэла - эта снятие заклятия, причем даже без извинений со стороны Энтони, под нажимом друга главного героя Маурисио Уилсона. И снова Хэл не в курсе, что делают с его сознанием - ведь он влюблен в Розмари Шэнехан и в его видении она грациозна и прекрасна. Пробуждение от гипноза было тяжелым и болезненным, разрыв между иллюзией и реальностью причинил Хэлу страдание.

Объединяет все три ситуации зомбирования то, что Хэл в них выступает как пассивный субьект, он плывет по течению, его душа не трудится. Он - лишь жертва обстоятельств, пожеланий отца или духовного гуру Энтони или своего друга Маурисио.

Теперь рассмотрим отношения Хэла и Розмари.

Это "отдельная песня", ставшая для Хэла лебединой. Кто такая Розмари? Это толстушка, закомплексованная девушка, весом 120 кг и смирившаяся со своей судьбой. Она осознает свою сексуальную непривлекательность и понимает, что нормальный парень на нее не западет. В душевном плане же она прекрасна, такой ее и видит Хэл в следствии своего гипноза и поэтому он влюбляется в ее. Диссонанс между убойной внешностью и монашеской кротостью рождает взрывной коктейль чувств, который привлекает Хэла. В фильме муссируется идея о том, что красивые девушки не так хороши в душе, как дурнушки и толстушки. На брачном рынке цена таких пышных женщин невысока, потому что парням хочется стройных и симпатичных девчонок.

Своей полнотой Розмари сама отпугивает мужчин, и то как она кушает огромные куски торта, выпивает ведра сладких коктейлей, т.е. погружается в свою полноту все дальше и дальше, показывает всю глубину ее отчаяния. Она не работает, так как является дочерью богатых родителей. Жизнь она посвящает благотворительной деятельности в больнице для маленьких детей и поездкам по линии корпуса мира в окружении интересной компании.

Чем же интересна это общество? Такое ощущение, что все они прокляты, на каждом лежит печать проклятия: один парень страдает псориазом, другой от обжорства и полноты как и Розмари, третий парень ходит на руках и передвигается в инвалидной коляске, потому что у него отказали ноги. Их сближает общая беда, их непохожесть на обыкновенных здоровых людей, их проблемы. Внешнее уродство - только верхушка айсберга их проблем, потому что причины всех аномалий и горя этих людей уходят корнями в карму. В прошлой жизни они что-то сделали плохое и теперь их души избрали путь искупления грехов. Поэтому свои жизни они посвящают служению другим людям, их задача в этой жизни - попытаться стать счастливыми людьми, смириться со своей участью, делать добро людям и, в конечном счете, искупить свою карму. В прошлой жизни они занимали довольно высокий статус, имели красивые тела, презирали остальных людей и грешили по полной программе. В этой жизни они также не являются бедными людьми, они родились в богатых семьях, которые о них будут заботится и обеспечат им безбедное существование. У Розмари папа - большой начальник, он сразу повышает в должности Хэла и приближает его к себе. Что называется, добро пожаловать в семью! Минус положения Хэла в том, что его положение на работе находится в прямой связи от отношений с Розмари. И папа очень активно вмешивается в их личную жизнь, показывает свое недовольство тем, что Хэл отстранился от дочки и, не ровен час, может и уволить парня, ведь все в его руках!

Дело в том, что хорошие отношения с Розмари и карьера Хэла оказываются связанными в одном флаконе: хорошие отношения дают зеленый свет карьере, развод означает увольнение. Карьерный взлет призван компенсировать Хэлу факт того, что он женится на толстой некрасивой физически женщине. Хэл не осознает этот факт или подавляет осознание его. А если бы Розмари была из небогатой семьи, то как сложились бы отношения персонажей? Не упрекаю Хэла в расчетливости, но жизнь была честна с его подругой: пусть она и была страшилой физически, но зато в богатой семье.

Когда с Хэла сняли гипноз, он оказался в крайне неприятной ситуации. Давать по тормозам в отношениях нехорошо, но находится рядом с таким слоном тоже не воодушевляет. И тут к нему прибегает бывшая кандидатка в гелфренд, прелестная брюнетка и предлагает вступить в отношения на новом уровне. То ли искушение, то ли новая возможность - наш герой оказывается перед выбором. И он выбирает Розмари, потому что видит в ней Гвинет Пэтроу, т.е. иллюзию. По фильму получается, что торжествует любовь и все здорово, но не выбирает ли он на самом деле вот что:

- положительное отношение к себе, подкрепление положительной Я-концепции. ведь это означает не обидеть девушку, как хорошо не быть подлецом (поматросил и бросил). но Хэл мог бы сделать себе скидку на гипнотическое состояние.

- оставляет за собой статус зама папы в компании. за карьеру можно быть спокойным.

- Хэл любит не Розмари, а Гвинет Пэтроу. И любит свои чувства к Пэтроу - прекрасной блондинке с коктейлем застенчивости и кротости. Действительно, когда красивая девушка ведет себя кротко как то это необычно и очень зажигает. Любит ли Хэл такую какая она есть - полную женщину с замашками слона и готов ли он разделить с ней ее карму и супружеское ложе? Да, Хэл не богат, да, простой чувак, но у него и кармы такой нет.. По фильму идет хэппи энд, но в жизни как бы сложилось?

Всю жизнь Хэл провел в программированном и перепрограммированном состоянии..а когда освободился он гипноза, то женился на девушке-слоне! Лучше бы ходил на тренинги и курсы своего благодетеля Энтони и познавал бы себя, научился бы разбираться в себе, расширил бы осознание. Женился бы на нормальной девушке и был бы счастливым парнем. Но любовь зла - полюбишь и козла..А не получится ли так, что пройдет время, спадет гипноз любви, увидит Хэл, что он в полной ж.. и снова придется что-то делать?

Но подразумевается, что гипноз любви - это святое, пусть оно будет, хоть с козлом, потому что в этом тайна жизни, ее загадка..Святой Выражение "Любовь зла - полюбишь козла" характеризует кармические отношения, при которых сходятся люди невысокого уровня личностного развития с противоположными взглядами на жизнь. Смысл таких отношений заключается в том, что они учат и дают друг другу то, чего не хватает каждому из них. На уровне родственных душ сходятся люди более продвинутые и зрелые с похожими взглядами на жизнь. Пик развития отношений на уровне вторых половинок целого. Люди такого уровня находятся где-то на уровне самоактуализатора по Маслоу, это настоящие зрелые яркие индивидуальности. Данную концепцию отношений предлагают американские эзотерики и супруги Марк и Элизабет Профет.

В анализируемых ранее фильмах "Идеальная пара" и "Любовь к собакам обязательна" мужчина тоже ищет женщину, но он видит ее духовным зрением своей Сущности. Это зрелый мужчина с богатым внутренним миром. Даже профессия о многом говорит - один персонаж преподаватель вуза по английской литературе, а другой герой - писатель.  Такому мужчине не нужен гипноз для того, чтобы воспринять истинную суть женщины. Научился ли Хэл духовному зрению самостоятельно, сохранилась ли у него эта способность когда Тони забрал свой дар назад?

***

P.S. комплекс Маурисио Уилсона

Друг Хэла Маурисио имеет врожденную аномалию - маленький рудиментальный хвостик. Этот хвостик нагружает владельца комплексом неполноценности, потому что он не может принять себя таким, каким он является. Наличие отростка тщательно скрывается и по механизму проекции он в своих девушках находит какие-то как бы физические несовершенства. Кроме того, есть основания считать, что Маурисио в некотором роде нереализованный гомосексуалист или, скажем так, мужчина с несформированной сексуальной ориентацией. В фильме есть эпизоды, когда эта позиция просвечивается. Однако, Уилсон набирается смелости и открывается Хэлу, потому что главный герой благодаря работе с Тони поднялся на более высокую ступеньку личного развития и стал сильнее, энергетичнее. Хэл помогает Маурисио принять себя, и хвостик уже не является помехой в общении с прекрасным полом - перед финальными титрами Уилсон непринужденно флиртует с дамой-любительницей собак и нам дают понять, что все у них срастется.

Таким образом, друзья поддержали друг друга в непростой период жизни: Маурисио спас Хэла от программирования Тони, а Хэл помог другу в плане самооценки.