Время

on 21 Январь 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Страна: США
Оригинальное название:
In Time
Жанр:
фантастика, триллер, драма, мелодрама, криминал
Продолжительность:
01:49:16
IMDb: 6.60 (40 437) | Кинопоиск: 7.198 (40 395)
Слоган: «Живи вечно или умри, пытаясь»

Режиссер: Эндрю Никкол
В ролях: Джастин Тимберлэйк, Аманда Сайфред, Алекс Петтифер, Киллиан Мёрфи, Оливия Уайлд, Шайло Оствальд, Джонни Галэки, Колин МакГерк, Уилл Харрис, Майкл Уильям Фриман.

Сюжет

Добро пожаловать в мир, где время стало единственной и самой твердой валютой, где люди генетически запрограммированы так, что в 25 лет перестают стареть. Правда, последующие годы стоят денег. И вот богатые становятся практически бессмертными, а бедные, как всегда, обречены сражаться за жизнь.Уилл, бунтарь из гетто, несправедливо обвинен в убийстве с целью грабежа времени и вынужден, захватив заложницу, пуститься в бега. Так, ежеминутно рискуя жизнью, эти двое становятся грозным оружием в борьбе с системой. Но вот вопрос: кто кого? А может быть, в дело вмешается третья сила?..

Психологический анализ "Система и Герой"

Жил был в обществе киберпанковсого будущего сын и мама. Папа, игрок и вольнодумец, ушел из жизни, но перед этим хорошенько позажигал, раз его вспоминал Страж времени в течении фильма. С внешней стороны мама и сын живут как муж и жена, потому что между ними большая степень душевной близости без разницы в возрасте. Маме на самом деле 50 лет, но в этом мире все выглядят на 25 – идеальная ситуация для развития эдипового комплекса! Папа, как конкурент за любовь матери, отсутствует, мама – молода и прекрасна, мотивация искать девушку вне семьи пропадает. Мама пытается направить сына на отношения с дочкой какого-то знакомого, но это Уиллу не нужно, ему на создание новых отношений не хватает времени. На лицо предстартовая ситуация, если так будет продолжаться вечно, то фильм лишится своего сюжета – и появляется предчувствие, что мама в этой жизни не задержится.

Времени, как и в нашем мире денег, у персонажей фильма всегда не хватает, каждый чувствует отпущенный ему отрезок времени, но по большому счету, никто в мире бессмертных людей красиво не живет: бедным некогда и не по карману, а богатым скучно. Человечество буквально дышит на ладан – могущественные корпорации, контролирующие время, создали мощную Систему повиновения и контроля для человечества. Все демократические права и свободы уже давно отдыхают, общество разделено на три касты: богачи, воины (Хранители времени, Часовые) и трудящиеся.

Принцип кастового общества в полной мере реализовался в древней Индии, где население делилось на четыре варны/касты: священники (брахманы), воины (кшатрии), мелкий бизнес (вашьи) и сервис (шудры). Сфера обслуживания фактически не представлена в гетто, потому что рабочим не карману сфера услуг.

В обществе нет никакой идеологии кроме философии «Выживает сильнейший» Ч. Дарвина. В чем смысл этого лозунга? По логике видно, что лозунг отражает идеологию конкуренции, а не сотрудничества. Это общество неравенства аналога конца 19-начало 20 века, по типу данное общество является индустриальным. Индустриальное общество эволюционирует в общество потребления. История движется по спирали. Получается, что в киберпанке как модель возможного будущего не предлагает ничего нового, в отличие от, например, Карла Маркса предвещавшим приход коммунистического общества.

Но общество Карла Маркса не имеет мотиватора или этот мотиватор есть, но не обозначен. С какой стати я должен буду работать? В мире будущего «Время» я буду пахать за саму возможность жить и нет возможности подняться. Карл Маркс видел зло в частной собственности, но на самом деле проблема лежит в плоскости нахождения мотивации людей к труду: внутри или снаружи. Внутри – это мотивация за деньги, а снаружи – из-за внешнего социального принуждения, потому что ты должен, как в военном коммунизме. Ошибка Маркса в том, что он не учел типы работ: красивая и грязная. Очевидно, Маркс был оптимистом в отношении природы человечества и считал, что люди будут мотивированно работать за идею. И это правда, но..только на "красивой работе". В жизни есть и грязная работа, такая деятельность, которой никто за так работать не станет (разгребать мусор, отходы, отмывать общественные туалеты и пр.). Получается, что в будущем Карла Маркса не будет грязной работы и жизнь устилается всем навсегда лепестками роз. Фигня! Единственный довод, оправдывающий концепцию коммунизма, это - наличие бесплатных рабочих для грязной работы. Я не знаю кто это будет, если не люди, то вероятно, роботы или живые искусственные существа, но знаю, что эти существа будут пахать как папа Карло. Все равно касты получаются: хомо сапиенс и роботы. Невозможен коммунизм без роботов!

В психологическом плане фильм построен по проверенной схеме, где "богатые - плохие, а бедные - хорошие". "Титаник" вовсю эксплуатировал идею испорченности богатых людей, но соответствует ли такое положение действительности? Не буду развивать дальше данную архитипическую мысль, потому что она бредова в жизни, но для кассовых сборов то, что надо. Каждый в большинстве населения считает себя недооцененным, классным, справедливым и т.д., а богатые - построили свои замки на костях, и вообще, продали душу дьяволу за бабло. Прикольно, что актеры, играющие роли бедных, но суперских персонажей, в реале сами являются богачами. Так и должно быть.

Психологический портрет Уилла весьма несложен. В рабочей среде не нужно богатство внутреннего мира, здесь актуальны другие ценности – прежде всего, готовность выстоять в трудной жизненной ситуации, не сломаться, проявить мужество и волю, когда надо. Ему трудно дискутировать с Гамильтоном, но замочить четверых за три секунды он может. Богач Генри Гамильтон, подаривший Уиллу свое время,  на порядок продвинутее, мудрее, многограннее, более сложный тип. Уход Генри из жизни показывает зрителю, что в таком обществе «и богатые тоже плачут», теряют интерес к жизни. Лучшие из богачей кончают собой, а нелучшие постепенно морально вырождаются, как отец Сильвии.

На поднятие цен Уилл бурно возмущается, у него есть желание постоять за себя и за свое представление о справедливости. Внутри Уилл – настоящий Робин Гуд: бесстрашно грабит богатых и раздает время бедным. Уилл восстал против Системы из-за личного мотива – смерть мамы и Генри Гамильтона  стали последней каплей, которого удерживала его от своего предназначения.

Однако, Робин Гуду нужен напарник. С Сильвией, конечно, сюжет складывается интересней, появляется интрига «бунтующая дочь/аморальный отец», ведь она – дочь богача, находящегося на вершине данной Системы. Но я имею в виду напарника-интеллектуала, стратега. Уилл и Сильвия образуют архетипический образ «Бонни и  Клайд» - занимающихся преступной деятельностью любовников. Отобрали они миллион лет у папы Сильвии, ограбили какое-то отделение банка, потом другое, а дальше что? Уилл мечтал изменить общество, но не задумывался над устройством нового мира. Он как борец-революционер «Народной воли» ведет свою борьбу и в народе начинается брожение, люди уходят из гетто в престижный район. Стражи сдают оружие, власть кончается, Система в оцепенении – на лицо все признаки революционной ситуации, когда и верхи не могут рулить по старому, и низы не хотят жить по законам прежней Системы.

Однако, данной ситуацией никто не воспользовался, не нашлось лидера с программой действий, предложивший бы новое переустройство общества. Уилл продолжает заниматься бандитизмом до ближайшей пули и после своей гибели, возможно, будет канонизирован как борец с тоталитаризмом, герой и символ.

Попробуем смоделировать ситуацию в будущее, чтобы предположить, как она могла бы развиваться, чтобы представить себе, за что обречены погибнуть Уилл и Сильвия?

Итак, народ бурлит, все проснулись, по старому править уже не получится. Очевидно, будут приняты новые законы, согласно которым время становится общедоступным и бесплатным. Народное ликование будет безмерным – что-то типа праздника у немцев, разобравших стену в Западном Берлине. В мире фильма тоже есть аналогичные стены, возможно, им уготована похожая участь – их разберут, сломают, а кусочки пойдут на сувениры для туристов.

Но после праздника наступает похмелье – обществу нужен мотиватор, нужна власть, нужны законы. В оборот вводятся деньги, я бы назвал это так -  «Второе пришествие Денег». И мы получаем общество бессмертных людей и им снова нужны деньги.

Во-вторых, нужен строгий контроль рождаемости. Бессмертие для всех тех, кто уже жив обеспечено, но если всех новорожденных одаривать этим качеством, то нарушится баланс в обществе и природе, Земля столько ртов не прокормит. Таким образом, стражи времени и часовые снова получают работу, берут в руки оружие и занимаются контролем рождаемости. Грязная работа. Но они, как чистильщики общества, работают как и прежде.

Кстати, пару слов хочется сказать о Страже времени Раймонде Леоне. Колоритный персонаж, напоминает своего аналога из фильма "Беглец" ("Корпорация Бессмертие", Freejack, 1992), которого играет Мик Джаггер. Раймонд вырос в гетто, но сделал карьеру копа и стал командиром подразделения по охране Системы. Но откуда такая преданность Системе, такая упертость? Надо полагать, что он дружил с отцом Уилла, который наоборот, боролся с Системой. Персонаж Мика Джаггера более рельефный, он дарит своему беглецу свободу, т.е. хотя и служит Системе, но осознает ее дебильность. И хотя он за Порядок, но, с другой стороны, и за Правду. "А кто за Правду, с тем и Сила". Гибель Раймонда так нелепа и странна - просто время кончилось, прям смешно, если бы не было так грустно. Но мы-то понимаем, почему он умер. Пришло его время умирать по завязке сюжета. Также погибли Рэйчел Салас и Генри Гамильтон. Они погибли, чтобы Герой вышел на тропу действия, исполнил предназначение. Раймонд тоже покинул нас, чтобы Уилл завершил начатое. Останься он жив, то арестовал бы влюбленную парочку и не было бы падения Системы. Очень даже вовремя!.. Реймонд Леон как и Филипп Вайз в целом оставляют приятное впечатление, хоть на последнем и лежит печать цинизма и снобизма. Филипп - аристократ, умный, принципиальный, хоть и порочный, как и все богачи, но не злодей. Но вернемся к описанию реальности будущего.

Государство будет поддерживать численность бессмертных на одинаковом уровне, а незаконные новорожденные образуют прослойку смертных людей и будут жить наравне со всеми. Лишь избранные из новорожденных получат бессмертие по причинам:

- естественной убыли населения от несчастных случаев и болезней

- за особые заслуги (аналог Нобелевской премии)

- за большие деньги (если бабки снова в ходу, то бессмертие снова является товаром для новорожденных), но вся фишка в том, что это на столько большие деньги, что добыть такую сумму фактически нереально

- родитель из числа бессмертных может уступить свое место в обществе для своего чада, а сам может покончить жизнь самоубийством как Генри Гамильтон. Тогда баланс живущих не пострадает.

Тема бессмертия людей будущего более подробно освещается в статье, написанной год назад. Очень хотелось бы представить, как будут относится друг у другу бессмертные люди и смертные? Не будут ли последние чувствовать себя обделенными, но более "правильными" с точки зрения естественности, Природы, Бога и законов космоса? Тогда сразу просматривается модель по типу "комплекс/его компенсация". Могу предположить только, что бессмертные люди будут тратить свое время на всякую фигню, не будут торопиться, а смертные будут ориентироваться на классические возрастные рамки, циклы..Вообще, это тема для отдельного фильма - "Время 2", где любовники находятся по разную сторону баррикад. Однако, подобное уже описано в фильме и сериале "Горец".

Дарвинисткий капитализм по большому счету остается, потому что в этом обществе нет роботов, которые бы являлись производителями материальных благ. Поэтому всем придется работать за деньги, как и нам с вами. (если же роботы и искусственный разум AI будет, то расклад сильно меняется - сразу понятно, кто будет пахать, а кто - расслабляться. но и AI потом когда-нибудь возмутится, как и народ в гетто, потому что неравенство также напрягает - вспоминаем Скайнет.).

Таким образом, фильм отражает философский парадокс – общество не знает куда развиваться дальше и боится дважды наступить на одни и те же грабли своего прошлого. Тенденция ухода государства в пользу власти корпораций уже наметилась в наши дни, отсюда и тот кризис, который мы пережили в 2008-2009 годах, и этот кризис продолжается до сих пор.

Психологическое послание создателей фильма очевидно – люди должны осознать ценность своего времени жизни, у каждого свои часы тикают на руке. Не каждый зритель проникнется в проблемы общества будущего, но каждый боится своей смерти и все равно ждет ее, и горячо надеется на личное бессмертие, хотя на него нет никаких оснований. В данной ленте бессмертие становится реальностью, но общество и жизнь такая дрянная, что ценность жизни уже теряет смысл.

Итог: коллективный разум сканирует варианты предполагаемого будущего и отмечает интерес с теме бессмертия и эре тотального контроля, связанного с приходом Большой Цифры и власти корпораций. В обществе будущего мир существует не для людей,а для глобальных компаний. Но а этом варианте будущего нет ничего нового для нас, это всего лишь возврат к прошлой стадии развития общества. Революции в таком мире неизбежны, потому что в глубине души такое устройство мира не устраивает как верхи, так и низы.

Проблема настоящего, определяющего сценарий будущего человечества заключается в том, что неизвестно какой сценарий развития событий реализуется в нашей цивилизации. Либо мы пойдем по пути глобализации, укрепления финансовых корпораций как в США (советую к просмотру д/ф "Инсайдеры", 2010), что будет не то чтобы печально, а просто катастрофически для человечества. Либо человечество изберет путь экологического социализма, т.е. социально ориентированного государства, страны для людей, а не для мегакорпораций. Экосоциализм не аналог советского социализма, это тот же капитализм, но с государственным регулированием по важным отраслям промышленности.