Заплати другому

on 13 Март 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Pay It Forward
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Мими Ледер
В ролях: Кевин Спейси, Хелен Хант, Хейли Джоэл Осмент, Джей Мор, Джеймс Кэвизел, Джон Бон Джови

IMDb: 6.90 (50 558) | Кинопоиск 8.211 (33 194)

Слоган «Like some other kids, 12-year-old Trevor McKinney believed in the goodness of human nature. Like many other kids, he was determined to change the world for the better. Unlike most other kids, he succeeded.» («Как некоторые другие дети, 12-летний Тревор Маккинни верил в совершенство человеческой натуры. Как много других детей, он был настроен изменить мир к лучшему. В отличие от большинства других детей, он преуспел.»)

Выпущено: США, Warner Bros.
Продолжительность: 01:58:08

Представьте себе. Вы оказываете кому-либо существенную услугу и просите этого человека отблагодарить не вас, а трех других людей, которые, в свою очередь, отблагодарят еще троих, и так далее, в мировом масштабе, распространяя доброту и тепло. Насколько действенной может оказаться подобная сердечная идея? Ученик седьмого класса Тревор МакКинни решил это проверить, начав цепочку добра.

Психологический анализ от Галины Новиковой

 

Если бы человек понимал какая великая сила таится в единстве, он никогда бы не отталкивал от себя других.

Фильм снят по мотивам одноименного романа Кэтрин Райан Хайд. Действие фильма происходит в Лас-Вегасе (США). В 7-й класс одной из школ приходит новый учитель по естествознанию - мистер Симоне (в исполнении актёра Кевина Спейси) и даёт своим ученикам задание: «Подумайте о том, как изменить мир, и претворите свою идею в действие». Одним из учеников мистера Симоне оказывается главный герой фильма - Тревор МакКинни. Его идея заключалась в том, чтобы человек, получивший помощь или какую-то услугу, ответил благодарностью, но не тому человеку, который помог ему, а трём другим людям, оказавшимся в беде или нуждающимся в поддержке. Так, по замыслу Тревора, бескорыстная помощь распространится среди людей в геометрической прогрессии.

Образ учителя поначалу вызвал во мне чувство сожаления. В детстве Юджин столкнулся с проявлением слепой ярости своего отца, вызванной злоупотреблением алкогольными напитками, которое и довело его до преступления: отец Юджина покусился на самое ценное - на жизнь человека, вдвойне преступно, что это жизнь его сына. Так, Юджин всю жизнь хранит на своём теле свидетельства этого преступления, душа его травмирована, он не доверяет людям и не верит в доброту и отзывчивость. Он упорядочил свою жизнь и ему кажется, что это правильно. Давая задание своим ученикам, он не ждёт результата и заранее уверен в том, чуда не случится. Он думает, что таким образом сможет воспитать в детях творческий подход в решении задач и способность к достижению целей, но не отдаёт себе отчёта в том, что именно на деле, а не на словах, на примере взрослого крепнет вера ребёнка в успех, а значит и желание повторить опыт, проверить свои силы. Дети остро чувствуют фальшь, неискренность, но не всегда осознают это. Тревор не зря задаёт вопрос учителю: «А Вы изменяете мир?». Дети априори доверяют учителю, но лишь до того момента, пока не разочаруются в нём. Примерно так думает и Тревор: «ладно, я сделаю то, что Вы просите, но и Вы будьте «на высоте».

Считаю, что без искренности любой педагогический опыт обречён на неудачу. На педагогах лежит огромная ответственность за будущее всего человечества: их задача не только в том, чтобы передать знания своим воспитанникам, но и не убить в них веру. Без веры человек грешит и деградирует, и главный смысл веры заключается не в том, чтобы слепо верить во что-то, а чтобы верить, развиваясь. Только когда ты сам веришь в то, о чём говоришь и что несёшь людям (детям), тогда это пробуждает их сердца и побуждает к действию. Иначе все слова - лишь «сухая» теория, которая без чувств «не работает». Именно чувства наполняют смыслом любые действия и придают выполняющим их людям неповторимый индивидуальный оттенок.

Тревор собственным поведением преподносит урок своему учителю, заставляя его отказаться от своих страхов, иллюзий, измениться, повернуться лицом к миру, к свету и направить свои усилия в сторону созидания. Этот мальчик достоин уважения, он отзывчивый и верит в искренность людей, что, впрочем, свойственно многим детям. Свою идею о том, как изменить мир, он решает претворить в жизнь: находит бомжа-наркомана и предлагает ему свою помощь, давая шанс вернуться к нормальной жизни; пытается наладить личную жизнь матери, «устроив» её знакомство со своим новым учителем; своему однокласснику он пытается помочь избавиться от преследования школьных хулиганов. Столкнувшись с первыми трудностями, Тревор разочаровывается в своей идее и готов уже опустить руки.

Но идею «подхватывает» его мать, Арлин (Хелен Хант). У них непростые взаимоотношения с сыном. Арлин работает на двух работах, воспитывает сына одна, страдает от тяги к алкоголю; отец Тревора - Рикки (Джон Бон Джови, музыкант, актёр, основатель одноимённой группы Bon Jovi) появляется иногда, манипулирует своей женой, терроризирует её, упрекает её в том, что сын пренебрегает им, а на самом деле семья ему вовсе не нужна. Арлин запуталась в жизни, но узнав об идее Тревора «Плати вперёд», она решает бороться с алкоголизмом. Мать просит Тревора не бросать её в беде, поверить в неё, и тогда вместе они справятся с трудностями.

Тревор чувствует острую потребность в мужчине, который смог бы заменить ему отца, а Арлин - мужа, и находит такового в лице Юджина Симоне; Тревор хотел бы видеть его членом своей семьи. Между Арлин и mr. Симоне завязывается взаимная симпатия, ей удаётся растопить лёд в душе Юджина, побороть его страх и неуверенность в себе. Эта женщина своим примером вселяет в сына надежду на успех: она заслуживает доверие своего сына и решает наладить отношения со своей матерью-бомжем. Именно благодаря матери и бабушке Тревора движение «Плати вперёд» постепенно распространяется и достигает Лос-Анжелеса, Сан-Франциско, о нём узнаёт огромное количество людей.

В фильме есть эпизод, когда mr. Симоне нарушает педагогический принцип и допускает переход своих отношений с Тревором из ранга социальных в ранг личных. По моему мнению, это допустимо, когда человек готов принять на себя за это ответственность.  Можно перейти грань в отношениях «учитель-ученик» в обстановке семьи, если того требуют обстоятельства, но нельзя забывать о своей роли в общественной жизни. Главное обе роли «развести» в своём сознании: дома ты член семьи, на работе - учитель. Ведь выходя «в мир» мы неизбежно «надеваем» на себя «маски», нужно только научиться своевременно их менять. Ребёнку сделать это немного сложнее, но и это возможно. Для этого нужно, уважая его личность, объяснить почему нельзя совмещать обе роли в разных обстоятельствах, сохранить свой авторитет в его глазах и не допускать в своём поведении поступков, которые способствовали бы утрате уважения и доверия со стороны ребёнка. В любом случае каждый из нас в разные моменты своей жизни получает разносторонний опыт, обретая его методом проб и ошибок, ведь не познав сути явления, невозможно сложить своего мнения о нём.

Фильм «Заплати другому» я посмотрела впервые и его идея, сюжет побудили меня написать на него рецензию. Мне подумалось: «было бы неплохо, если бы каждый житель Земли поступил бы так хотя бы один раз в жизни». Но всё же, я полагаю, что это нереально. Люди разные, а иначе и быть не может. Не было бы зла в мире, не было бы и добра, и именно наличие зла помогает человеку прозреть и увидеть добро. А иначе - вечное счастье, остановка в развитии, застой... регресс, хаос. Для меня идея Тревора «Плати вперёд» заключается не только в том, чтобы помочь трём людям, а просто жить и творить добро, не ожидая благодарности. Один из моих жизненных принципов звучит так: «Делай добро и бросай его в воду». Часто я наблюдаю ситуации, в которых люди вроде бы искренне желают совершить хороший поступок, но при этом уже прикидывают в уме размер своих будущих «дивидендов». Такой вариант я для себя не приемлю. Обратная сторона моего принципа: если кто-то причинил вред мне, вольно или невольно, то не нужно осуждать его, по возможности, не затаить обиды, и попробовать найти для себя причины его поведения, понять, простить, ибо часто люди не ведают что творят. Моя задача не дать злу распространиться в той же геометрической прогрессии, остановить, пресечь его. Но, творя добро, не следует забывать и о Законе невмешательства[1], являющееся предохранительным фактором, страхующим развитие от ряда негативных явлений. То есть важным условием оказания помощи является анализ происходящего: какие последствия вызовет у человека, которому я хочу помочь, оказанная мною помощь, использует ли он её во благо или во вред?  Ведь «добро, сделанное человеку без его просьбы, может обернуться для него злом»[2]. Таким образом, анализируя события и их последствия можно достичь некоторого равновесия, но самое интересное, что никогда не знаешь наверняка: прав ты сегодня или нет? Извечный конфликт между добром и злом никогда не прекращается, и он же движет развитие, способствуя достижению цели; это священная Триада...

Несколько слов ещё мне хотелось сказать о различиях русского и американского народов. Нравится мне в американцах их внимательность друг к другу, проявляющаяся, например, тогда, когда близкие попадают в больницу. У них считается нормой находиться рядом с больным, держа его за руку, сопереживать его состоянию. Они могут позволить себе обсуждать какие-то проблемные моменты жизни, задавать неудобные вопросы. И всё это так располагает к взаимопониманию.

У нас же, россиян, менталитет несколько иной. Совершенно ясно, что не последнюю роль в его формировании сыграли исторически сложившиеся нормы поведения, но всё же, у нас отношения более условные, нежели чем искренние. Хотя и у американцев есть много негативных черт. Пусть американская модель поведения несколько упрощённая, рафинированная, примитивная, равно как и их утрированный кинематограф, но это их путь развития, их выбор. Мне думается, что нашему обществу есть чему поучиться у них. Но и нам самим нужно прежде всего поверить в свои силы и начать уважать свои достоинства. Оговорюсь, что я не восторженный поклонник всего американского или европейского, я люблю свою страну и радею за успехи своего народа. Считаю наш народ гораздо более продвинутым в духовном плане, чем многие другие народы, но, в то же время, и более безответственным; в последнее время мы стали ещё и равнодушными, хотя наша история говорит нам об обратном. Давно пора бы нам задуматься: кто же мы?! Мы не лучше и не хуже других, мы просто не такие, как они! Мы сможем, мы достигнем, мы поднимемся! Наша сила в единстве, но кому-то выгодно нас разобщить... Русский человек инертен, безынициативен и долготерпим, но в тяжёлые времена он всегда был способен с честью отстоять свою свободу. Нельзя нам всё время оглядываться на своих соседей и адаптировать под себя их методы, необходимо вырабатывать свои стратегии, свои способы выживания. Пусть лучше они поучатся у нас!

В заключение отмечу, что Тревор, по моему мнению, выполнил свою миссию: он не только нашёл свой путь, но и прошёл им, достигнув цели. Немногим людям удаётся сделать нечто подобное. Некоторые не могут найти то, ради чего они живут, другие находят, но не реализовывают, а иные и вообще не задумываются об этом и считают, что жизнь - это только удовольствия. Следует помнить, что «человек должен учиться всю жизнь и не имеет права считать, что старость и болезнь являются препятствием для учёбы»[3]. Mr. Симоне с детства усвоил, что жизнь несправедлива. Можно сказать, что он сам оказался в роли ученика, и ситуация с Тревором и его матерью поставила его перед выбором: дальше проживать свою безрадостную жизнь, где всё спланировано и структурировано, или вырваться на свободу, обрести семейное счастье. Он предпочёл последнее и преобразился благодаря участию Тревора и Арлин. Юджин сделал над собой усилие, усвоил «урок» и сломал стереотипы своего поведения. И пусть Арлин и Юджину предстоит пережить горечь утраты, но уже вдвоём. Они смогут это сделать с надеждой на будущее, верой в то, что мир не так уж и враждебен к ним, и знанием, что они не одиноки.

 


 

 

[1] ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ или основы существования Божественной Иерархии / Л.А. Секлитова, Л.Л. Стрельникова. - 3-е изд., исп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - Том 2. - 688 с. - (Серия "За гранью непознанного"), стр. 428.

[2] Ода Вечности / Л.А. Секлитова, Л.Л. Стрельникова. - М.: Амрита-Русь, 2006. - 96 с. - (Серия "Эзотерика в афоризмах"), стр. 15.

[3] Ода Вечности / Л.А. Секлитова, Л.Л. Стрельникова. - М.: Амрита-Русь, 2006. - 96 с. - (Серия "Эзотерика в афоризмах"), стр. 50.

***

Галина Новикова, Зеленоград, МГППУ, март 2012