Морской бой

on 21 Апрель 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Битва за Землю начнётся на воде»
США, 2012
Оригинальное название:
Battleship
Жанр:
фантастика, боевик, триллер
Режиссер:
Питер Берг
В ролях:
Лиам Нисон, Тейлор Китч, Александр Скарсгард, Бруклин Декер, Рианна, Джесси Племонс, Джон Белл, Питер МакНикол, Таданобу Асано, Джошуа Пенс
01:53:35

Рейтинг: Кинопоиск ру 7.259 (3 232) / IMDb: 6.50 (7 531)

Психологический анализ

"Не было бы счастья, да несчастье помогло"Смешно

С детства заветам Ленина верны - каждый фильм про фантастику смотрится в обязательном порядке, тем более такой, куда вложено 200 млн.$, потому что это блокбастер! Фильм про вторжение, зрелищный и динамичный - казалось бы, что еще нужно в весенний субботний день? А нужно отдохнуть и переключиться с обыденной реальности на что-то глобальное. По сути нас переключают три раза: 1. история младшего брата, офицера ВМФ США, чья жизнь сначала не заладилась; 2. история инвалида этих же ВМФ, чернокожего с ампутированными ногами, но передвигающегося на протезах. Бойко зажигал, но теперь переживает свою ненужность; 3. экшн про собственно вторжение пришельцев, которых мы сами по наивности пригласили в гости.

Про принципу сплетения историй выстроено великое множество кино, но для меня эта техника была осознана во время просмотра мультсериала "Симпсоны", где каждая серия сплетается из двух story. Рассмотрим каждую из них и определимся, "про что кино?". Вообще, сразу можно сказать, что "Морской бой" Питера Берга - очень понятное кино, где не имеет смысла изощряться в хитросплетениях психологии персонажей, продолжающий бравый фантастический эпос типа "Звездный десант" реж.Пола Верховена (1997) и "Дня независимости" реж.Роланда Эммериха (1996). С американским ура-патриотизмом и вселенскими амбициями, американские военные подсознательно воспринимаются как "наши", а США - как спаситель человеческой цивилизации, оплот мира во всем мире и даже в Юниверс. А это уже фактор политической пропаганды. Как всегда в фильме взаимодействуют представители различных наций и рас: белые, чернокожие, азиаты и т.д. (чтобы представители всех наций были довольны) - пилюля для сплочения мультикультурного американского народа. Слезу умиления вызывают старцы-моряки, воюющие на списанном видавшем виды линкоре в последней трети фильма - сразу вспоминается аналогия на толостовскую дубину народного мщения - каждый помогает как может, все в строю! Тоже очень сплачивает! Святой Когда заканчивается "нормальное" высокотехнологическое оружие, то можно попытаться отбиться раритетом времен второй мировой войны.


1. Итак, история главного героя. Вокруг его личности завязана основная сюжетная линия. Парень пребывал в архетипе Шута, маялся фигней, а его прессовал и прикрывал заместитель отца - его старший брат. Шут не несет ответственности, не строит карьеру, нарушает правила, потому что ему прощается, прикалывается, но знает, что он лузер. С работы гонят, все за что берется не получается. Но он не просто лузер-неудачник, у него есть богатырская удаль. Он способен добиться понравившейся девушки и его не смущает, что она адмиральская дочка. Парень мило крушит магазин в поисках хот-дога для своей леди, он знает, что все равно его прикроет брат. Старший брат находится в архетипе Воина и человек весьма серьезный, любит младшего, но любя, парит ему мозги, не дает ему развернуться и подсознательно тормозит его личностный рост.

Младшему дается шанс реабилитироваться на флоте, но вот снова незадача и зритель понимает, как младший всех притомил. Все с одной стороны, все его любят, пытаются помочь ему, но с другой стороны, все понимают, что бессильны и дело только в нем, что парень барахтается в своем омуте неудачника и ему еще не настолько надоело плавать в своем д...е. И правда, неизвестно, по какому бы пути пошла жизнь младшего если бы не три фактора. Первый фактор: напали инопланетяне, и парень оказался в аквариуме военных действий, появилась возможность по-настоящему проявить себя. Все вышестоящие офицеры убиты, конкурентов больше нет. Потом погибает старший брат - это второй фактор, теперь детский сад не пройдет. И третий фактор - это появление на сцене красавицы. Это фактор мотивации. Принц нашел свое королевство и принял свое предназначение - убить дракона, спасти девушку, взойти на трон и стать королем.

Отношения главного героя с японским офицером отражают личностный рост персонажа: сначала они дерутся, выясняют кто главный. Потом, начав уважать друг друга как равных, выстраивают отношения сотрудничества и японец помогает биться с врагами человечества. Японец в фильме не просто так - все помнят события второй мировой войны в Перл Харборе, когда японцы на голову разгромили базу ВМС США. Время прошло, а осадок остался. Ведь все события в "Морском бое" происходят примерно в том же регионе Тихого океана. В фильме показано, что даже со своими бывшими врагами американцы готовы сотрудничать ради достижения общей Победы, потому что в душе они белые и пушистые, правильные и свои в доску парни, которым можно и нужно доверять (тоже пропаганда).

Архитипический сценарий отвергаемого принца, лежащий в основе "Морского боя" содержит все необходимые элементы: старшего брата, (отца нет, но и без него все работает), красавицу и ее властного отца (аналогия с фильмом "Армагеддон" 1998 года с Брюсом Уиллисом), отсутствие возможности проявить себя каким-либо образом. Ситуация находится в стагнации, не развивается до тех пор пока NASA не отправило сигнал на планету G... В результате что получает младший брат? Он спас человечество, добился красавицы, снискал благоволение ее царственного отца, скоро станет капитаном эсминца (аналог королевства), а в психологическом плане: самоутверждение, самореализация, становление себя как командира и переход на новую ступень личностной мужской зрелости (из архетипа Шута в архетип Воина). При этом он теряет старшего брата, о котором будет вечно хранить светлую память.Плачу

2. Сюжетная линия бойца с ограниченными возможностями: тупиковая ситуация в начале фильма сменяется динамикой и наш чернокожий боец принимает мужские решения, бьется с инопланетянином, демонстрирует сильные волевые, духовные качества. Красавица находится рядом с ним большую часть фильма. Он выступает гарантом ее безопасности, но вместе с тем, сам не претендует на нее как мужчина. Настоящий Герой, отказавшийся понизить себе планку, тоже самоутверждается благодаря инопланетному вторжению. Если бы не пришельцы, то дела младшего брата и чернокожего бойца были бы не очень: два лузера, не нашедших своего места в социуме.


3. Инопланетяне: в фильме подчеркивается, что они обращаются с нами также как европейцы с индейцами при завоевании Америки. Не было никаких переговоров, контактов - только грубая сила и мощь. Не говорит ли нам этот сюжет о том, что на самом деле уважают страны западного мира больше всего? Технологический прогресс, силу оружия, логику и право Сильного - психология Великой Орды. Пришельцы в фильме не вызывают положительных эмоций кроме восхищения уровнем развития своих технических возможностей. Но внешне они страшны, у них нет души, они не понятные, холодные и чужие. Вместе с тем, они и не всесильны - сами сигнал отправить на свою родную планету не в состоянии, стреляют болванками типа наших снарядов. Это не боги Эриха фон Дэникена, одним словом, а космические отморозки с планеты G. В инопланетянах мы не увидели Личности, гармонии, красоты, справедливости, просветленности, тяги к Знанию, это обычные разумные скоты, вооруженные супер-техникой. Пусть прилетают еще - им наш Лиам Нисон окажет такой прием, что мало не покажется.

Таким образом, агрессия пришельцев всем оказалась на руку: главным персонажам - чтобы решить свои личные проблемы, и государству США, чтобы поддерживать свой авторитет в мировом сообществе.