Опасный метод

on 23 Апрель 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: A Dangerous Method
Слоган: «Фрейд против Юнга»
Жанр:
триллер, драма, биография
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель, Сара Гэйдон, Андре Хеннике, Арндт Шверинг-Сонри, Миньон Реме, Мареике Карьер, Франциска Арндт

Выпущено: Германия, Канада, Великобритания, Швейцария / Recorded Picture Company
Продолжительность: 01:39:14
IMDB 6.7/10 (15,984 votes) / Кинопоиск 6.721 (8853)

Любопытные факты

  • Фильм является экранизацией пьесы Кристофера Хэмптона «The Talking Cure» («Лечение разговором»).
  • Изначально на роль Зигмунда Фрейда был выбран Кристоф Вальц, но из-за съемок в фильме «Воды слонам!» (2011) ему пришлось отказаться.
  • Героиня Киры Найтли, лежа в постели упоминает стихотворение Лермонтова, в действительности это стихотворение А.С.Пушкина «Узник» 1822 г.

Психологический анализ

Психологический анализ фильма: последовательно будут  рассмотрены ведущие темы, а в заключении поделюсь чисто эмоциональным ощущением от «Опасного метода».

Личная жизнь Карла Густава Юнга

Карл и Эмма

Бывают семьи, где один любит, а другой позволяет себя любить – и семья психиатра Карла Густава Юнга именно такая. Эмма любит Карла, эта любовь выражается в том, что она щедро рожает ему детей, делает ему дорогие подарки (яхта), пытается добиться взаимности, испытывает комплекс вины, что не рождается мальчик и не совсем к Рождеству, но она будет стараться, чтобы он родился; играет роль подопытного кролика в его ассоциативном эксперименте, чтобы стать ближе к нему. Манипулирует ли она своим мужем? Отнюдь, она дает ему свободу, не ставит перед ним ультиматумов, отказывается от варианта мести (найти себе любовника), разве что ее щедрые подарки немного похожи на подкуп, но ведь Юнга никто не заставляет их принимать! Общая политика Карла Густавича – максимально возможное комфортное проживание на Земле и научно-творческая реализация. Женился он в 1903 г. на дочке богатого промышленника. Юнг обладал сильной мужской харизмой и внушал своим женщинам, что находится в любовном треугольнике с ним великая честь, что это естественный ход вещей, это просто надо принять. На научном уровне свою супружескую неверность он оправдал своей теорией брака, когда хорошо отшлифованный, многогранный драгоценный камень (Карл), нуждающийся в большем, чем в «неприхотливом рисунке» (Эмма), находит удовлетворении во внебрачных связях.  Кроме того,  отцы «должны полностью проживать в своей жизни эротику, иначе непрожитая жизнь бессознательно будет переноситься на дочерей». Т.е. ради благополучия дочерей папа должен ходить налево. Прошу прощения за вульгарную трактовку, но по сути так оно и есть.

В его теории женских архетипов Эмма занимала место архетипичекой женщины-матери, с которой он реализуется как отец, а для другой части его личности нужна любовница, сподвижница. Отличительной чертой любовного треугольника Карл-Эмма-Сподвижница (Сабина Шпильрейн, а потом Тони Вульф) являлось их погруженность в психоанализ. Они стали легендами психоанализа, они были психоаналитиками первой волны, практиковали, сами устанавливали правила для себя. Дух того времени (цайтгаст) был пропитан идеями обновления, Свободы в государственном устройстве, в отношениях, в искусстве. Казалось, что классические ценности уже устарели, религия вместе с ними в первую очередь, настала эпоха торжества разума, просвещения и науки. Революционные идеи Дарвина, Фрейда очень сильно повлияли на дух времени, запустив дух перемен, стремления к чему-то новому. Дух того времени допускал эксперименты в личной жизни, переосмысление понятия греха и табу. Сейчас мы не разделяем энтузиазма той эпохи, что ж, везде свой цайтгаст!

Жизненный сценарий успеха Юнга заключается в проживании в комфортных финансовых условиях в любовном треугольнике. И хотя он местами терзался он внутреннего конфликта и считал себя трусом и подлецом, но на глубинном уровне эта ситуация его вполне устраивала. А через механизм рационализации он себя оправдывал и давал себе прощение.

Карл Юнг и его дети

Отношение Юнга к своим детям было сдержанным, о детях Юнга особо ничего не известно. Финансово они его не отягощали, состояние Эммы решало все финансовые вопросы, но по-видимому никогда ими в полной мере не занимался. Юнг поплакался Фрейду, что Эмма все рожает и рожает – вообщем, восторга отцовства мы у него не увидели. Вроде бы он ждал сына и потом он родился, но в глубине души ему это не важно. Дочь Фрейда – Анна стала известным психоаналитиком, хотя не знаю, стоит ли этому радоваться. Ведь она посвятила всю жизнь служению психоанализу и отцу. Юнг же жил хорошо сам и дал жить другим. У меня нет данных, чтобы считать его безразличным или отсутствующим отцом, но учитывая его вклад в психологию, думаю, что он был номинальным отцом. Его тень падала на детей, они были и тем довольны.

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

Сабина попала к Юнгу в качестве пациентки с серьезными личностными расстройствами, с громкими криками и жутко выпирающей челюстью. Шпильрейн была очень запугана происходящим, но, очевидно, Карл положил на нее глаз и стал поддерживать и поднимать ее статус. И вот она уже помощница, ассистентка, помогает ему диагностировать свою жену. Безусловно, вся троица была помешана на психоанализе и воспринимала реальность под своеобразным углом зрения. Создается впечатление, что Юнг прячется за техникой психоанализа, чтобы решать отношения со своими женщинами. Проводит над ними тесты и техники лечения. Но потом понимает, что с сам болен и бежит к Фрейду, чтобы разобраться в себе. Личное и профессиональное то смешиваются, разделяются в жизни Юнга – отсюда вся интрига в его мужских похождениях. Например, поругался с Фрейдом – оттянулся с Сабиной в стиле садо/мазо. Юнг в отношениях с Сабиной ставит себя на пьедестал, поэтому удар кортиком в лицо (по касательной) преподнес ему урок. Сабину он любит, но еще больше – свою комфортную жизнь, замок и яхту, поэтому не хочет быть с ней. В дневнике Шпильрейн описаны ее фантазии о рождении ребенка («Зигфрида») от Юнга, которые Юнг, похоже, одобрял на терапевтических сессиях, даже при том, что он отрицал перед Фрейдом, что между ними существовали сексуальные отношения (источник).

Мистицизм Юнга

Говорят, что сам Юнг диагностировал у себя шизофрению и всю жизнь с ней боролся. Во сне в детстве к нему приходил св.старец Филеймон. Диссертацию Юнг защищал по теме спиритов – практика вызовов душ. В общении с Фрейдом предсказывает хлопок и даже называет его заумным психологическим термином (феномен каталитической экстериоризации). (думается, что называя нечто непонятное научным понятием ученый как бы получает тайную власть над непознанным явлением). Юнг чувствует, что что-то есть за гранью научного представления о реальности и хочет сделать это знание предметом научного исследования. В конце фильма он сообщает о своем сне про начало новой мировой войны – нормальный пророческий сон. Юнг подарил психологии интересное понятие «синхронистичность» - означающее согласование внутренней смысловой и внешней объективной реальности. Определенно, у Юнга  был свой канал для связи с Тонким миром, откуда он считывал информацию. Однако, эта связь пугала Фрейда, который упрекал Карла в том, что он хочет играть в Бога, ступая на «зыбкую почву суеверий». Однако, современные эзотерики не считают, что Юнг открыл что-то особенное в области непознанного. Он трактовал эзотерическое через психологическое – получилось слишком заумно, но очевидно, Юнгу просто не хватало определенных знаний, доступных лишь посвященным ( - на тот момент времени. Сейчас же знания такого рода в свободном доступе). Как ученый Юнг умеет подхватывать мысли, которые высказывают окружающие – Сабина подарила ему идею про аниму и анимус, а Гросс – понятие об экстра-интро-версии, а теория коллективного бессознательного основывается на идеалистических взглядах Платона. Мистик и ариец Юнг не мог не поддержать мистика Гитлера, поэтому Карла нацисты не трогали, а вот Фрейда пришлось выкупать за 1 млн. Юнг – замечательно адаптивный человек (прожил 86 лет!), то ли нашел рецепт счастливой жизни, хотя по сценарию иногда приходится быть трусом или подлецом, но в желании быть успешным и адаптивным ведь нет ничего плохого и напрямую он подлостей никому не делал.

Юнг и Фрейд (или Фройд)

Фрейд - отец ауры психоанализа, которого Юнг боготворил. Фрейд классный, весьма скрытный, ироничный, всегда стильно в котелке и с сигарой, всего в жизни добился сам. Очень рассчитывал на Юнга, но Карл захотел играть по своим правилам, в свой психоанализ. В конфликте Фрейда и Юнга была разыграна эдипова ситуация: сначала Юнг согласился играть роль сына (и не просто сына, а обожающего сына!), а потом восстал против отца (Фрейда). В споре об Эхнатоне Фрейд правильно считывает подтекст на себя (Фрейд всегда хорошо врубается в подтекст), коллеги спешно покинули зал, и буря грянула такой силы, что патриарх психоанализа даже упал в обморочное состояние. Этот обморок Фрейда трактовал как желание его смерти в подсознании Юнга ("как, должно быть, приятно умереть!"). С другой стороны, этот обморок - знак для Юнга, что он должен занять его место, когда не станет Фрейда. В отношениях коллег-друзей сплелось столько лично-подсознательного и амбициозно-научного, что этот клубок хитросплетений было уже невозможно расплести мирным путем. Разборка в последствии перешла на уровень писем, в которых Юнг упрекает Фрейда, что он обращается с друзьями как с пациентами – чистая проекция самого Юнга, этим он занимался со своими женщинами. Юнг действительно в последствии принял знамя психоанализа, после Фрейда он был психоаналитиком №1 в мире, так в чем же была на самом деле проблема в отношениях Фрейда и Юнга?

Первая причина - в Юнге, в своих воспоминаниях он признавался, что в детстве был изнасилован мужчиной, которому поклонялся. Образ этого мужчины был перенесен на Зигмунда Фрейда, поэтому с одной стороны, Карл им восхищается, с другой - ненавидит. (И это негативный сексуальный перенос.)

Вторая причина – это как каждый из них относился к сексу. Для Фрейда секс существовал только как средство продолжения рода, все остальное уходило в сублимацию. Юнг же впитал идеи Гросса и не то чтобы предавался разврату, нет, но всю жизнь провел в любовных треугольниках.

Личное отношение к сексу перетекало на теоретический уровень взглядов психоаналитиков. Для Фрейда секс – это основа концепции, его взгляды называют пансексуальными, хотя для самого Фрейда секс был табуирован. Фрейд по сути был асексуалом, поэтому постоянно курил свои сигары (благодаря которым и заработал на рак гортани, перенес 33 операции, очень страдал). Для Юнга же секс, либидо – это область наслаждения, драйва и внутренних конфликтов, потому что сами по себе треугольники любви весьма неправильны и взрывоопасны.

Кроме того, ариец Юнг и еврей Фрейд по зову крови не всегда понимали друг друга. Еврейская тема тоже показана в фильме, ведь весь психоанализ был целиком еврейским лагерем. Но и  между евреями тоже бывают разногласия (Отто Ранк развивал травму рождения, Альфред Адлер – индивидуальную психологию, Вильгельм Райх - телеску - и все они разругались с Фрейдом), но людям одной нации обычно проще найти общую платформу для понимания.

Фрейда тоже можно понять в этой ситуации – он создатель глобального концепта, ему хочется отстоять и развить его, кроме того он уже не молод, а люди в возрасте становятся менее инновационными. И другая причина конфликта психоаналитиков – амбициозность каждого. Юнг тоже был тот еще орешек – интеллектуал, харизматик, красавчик, очень успешный, везде в катается в каюте люкс и первого класса, любимец женщин, играющий роль Бога, как отметил Фрейд.

Про амбициозность Фрейда тоже можно не говорить, но каждый из них имел основания для своих амбиций, это были титаны. И нельзя сбрасывать со счетов банальную разницу содержаний идей этих авторов, ведь все это было выстрадано-выношено и каждый хотел реализацию именно своей версии психоанализа. Например, их подход к религии: Фрейд считал религию в основе религии лежит высокая этика, но критикует ее сверхестественную составляющую ("хватит гоняться за химерами, нужно принимать жизнь такой, какая она есть" - позиция реалиста), а Юнг перерабатывает религиозные конструкты через мясорубку своей теории коллективного бессознательного (таким образом он обошелся и с эзотерикой). О том, как сам Юнг относится к взглядам Фрейда можно прочитать здесь.

После разрыва Фрейд пишет Карлу Абрахаму в 1914 г.: "Мы, наконец, избавились от этой святой скотины и его приспешников!". Так может писать только такой человек, которого отношения задели за живое. Оба психоаналитика переживали свой разрыв очень болезненно.

Карл Юнг и Отто Гросс

Психоаналитик Гросс как теневая сторона Юнга, потерянный брат-близнец: талантливый, неординарный, впитавший радикальные взгляды (анархизм Кропоткина - долой государство, община центр всего; неоязычество Бахофена - изначально свободные половые отношения в первобытном сообществе людей, происхождение определялось по материнской линии, сверхчеловек Ницше - «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», переосмысление ценностей; теория свободной любви), полный внутренней свободы, человек без тормозов, пристрастившийся к морфию и кокаину. Гросс и Юнг общие темы: о детях, о моногамии. Гросс –«за свою короткую жизнь я усвоил только одно - ничего нельзя ограничивать». Если пациентка хочет Гросса, то она должна переспать с ним, и это нормально, при условии, что она хочет переспать и с другими мужчинами тоже. Моногамия жалка и болезнь. Правда в полигамии. Истинная порочность человечества в том, что единственная приятная вещь – секс, и она табуирована. Задача психоанализа – научить человека пользоваться свободой. Гросс растормозил сексуальное влечение и влечение к смерти - вот так и складывалась его жизнь: море секса и влечение к смерти. Он подсказал пациентке как легко покончить жизнь самоубийством, хотя и был близок с ней. Позже Отто страдал венерическими заболеваниями и умер в Берлине то ли на заснеженной улице, то ли от пневмонии.  Отто через Карла повлиял и на Сабину, она тоже мечтает дарить людям свободу через психоанализ. Гросс представляется мне очень зажигательным, интересным человеком, но настоящим дезадаптивным типом. В этом его противоположность Юнгу. И, возможно, более сильной личностью, потому что он оказал влияние на Карла, хотя и находился лишь в положении пациента клиники. Но в чем была проблема самого Гросса? Мне кажется, что у него в душе проблема с темой любви, настоящее чувство не заменят ни секс, ни наркотики, ни самые ажиотажные идеи сумасшедших философов.

Сабина

Из  пациентки психиатрической клиники она переходит в ассистентки, она искренне любит своего мужчину, реализуется как профессионал (психоанализ и детская психология). Сабина много страдала в детстве от своего отца, который научил ее получать удовольствие от унижения. Но спасибо старине Фрейду, который наставил ее на путь истинный и ее личная жизнь ее сложилась успешно. (Еврей еврея всегда поймет). Не имею в виду ее трагическую кончину, когда она попала под молот второй мировой войны.

Она  также попала под влияние ауры психоанализа (эгрегора), публикуется. Ее идеи про то, что сексуальность способна создать что-то новое, что она разрушает Эго и прочее, и все такое..бред, честно говоря. Фрейд ее благосклонно выслушал, но понял, что это все ее проекции, но раз хорошенькая еврейка пишет, то пусть так оно и будет. Написала, влилась в психоаналитическую тусовку, самоутвердилась – вот это главное. (Хотя ее идея об инстинкте разрушения была использована Фрейдом. Честно говоря, идея Танатоса, как противовеса Эросу, логична, но и абсурдна одновременно). Патриарх в качестве поддержки подбросил ей даже парочку своих клиентов, а это означает "ты своя", признание. - Что еще нужно Сабине? Она любила Юнга, а настоящим Учителем для нее стал Фрейд - конечно, ей хотелось примирить их, но куда там! Конфликт между Фрейдом и Юнгом отзывался и в ее душе, потому что они были для нее очень значимыми людьми. Подробнее о Сабине коллега написал здесь.

Фильм показывает, как отцы-основатели психоанализа нарушают этические профессиональные нормы, которые сами же утверждали. Но вместе с тем,  они -  люди, такие же как и мы с вами и ничто человеческое им не чуждо. В психоанализе нужна отстраненная позиция, которая в целом присуща врачам, психиатрам. Для них этот метод и был придуман. Опасным же он становится, когда у самого психоаналитика личные проблемы, которые рано или поздно подсознательно разыгрываются с пациентами... Вот еще пример нарушения профессионального кодекса этики психоаналитика - посмотрим, что пишет в своем дневнике жена ученика Фрейда - Отто Ранка , которую звали Анаис Нин. Роман Анаис и Отто тоже начался на терапевтической кушетке: «Внезапно он [Ранк] жадно поцеловал меня. Потом заставил меня лечь под него, и мы целовались до самозабвения; мы знали, что должны остановиться, но не могли, и я, опьяненная, как и он, вдруг почувствовала, что пью его сперму» (источник). (Надо полагать, что ведение таких эротических дневников само по себе доставляло Анаис определенное наслаждение).

Т.е. не все психоаналитики блюли заповеди патриарха психоанализа. Отметим, что совращение пациенток коррелирует с отношением психоаналитика к религии, философии. Свободное сексуальное поведения практиковали приверженцы философии секс-коммунизма и полной свободы. Но это была псевдо-свобода, "от лукавого", потом общество устало от беспредела и захотело железной руки, которой и стал диктатор Адольф Гитлер. Маятник качается в разные стороны - свобода/диктатура, одно влечет за собой другое.

В заключение поделюсь чисто эмоциональными впечатления об этом фильме. Мне в «Опасном методе» понравилось все – диалоги, дух времени, люди, как они общались, писали друг другу, как жили, природа, виды озера. Да, так хочется идеализировать прошлое! Святой Актерские работы просто замечательные. Очень-очень ждал этого фильма и лента не разочаровала. Оценка:10 из 10 и не центом меньше! Настоящая психология началась с психоанализа и хотя сейчас согласно духу времени более востребованы другие школы психотерапии, и в плане духовности психоанализ не открыл путей, но .. это была первая волна, за ней последовали другие. Это счастье - увидеть этот фильм!Улыбаюсь


Источники

Соколов Э.В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект, СПб, Лань, 2002. -320 с.

Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления, Мн, Харвест, 2003. - 496 с.

Википедия

сайт Красносельского К.К.

http://jungland.ru

http://sceptic-ratio.narod.ru

http://www.center-nlp.ru

psymarters.org

КиноПоиск ру