Прометей

on 02 Июнь 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Они искали колыбель человечества, а нашли его погибель»

США, 2012/ 02:03

реж. Ридли Скотт

В поисках сакрального знания группа ученых отправляется в самые темные и неизведанные чертоги вселенной. Именно там, в отдаленных мирах, находясь на пределе своих умственных и физических возможностей, им предстоит вступить в безжалостную схватку за будущее всего человечества…

Рейтинг: Кинопоиск : 7,8 / IMDb: 8.5

- По словам Ридли Скотта, вдохновением к сюжету фильма послужили работы Эриха фон Дэникена о пребывании в далеком прошлом на Земле инопланетных космонавтов: «И НАСА, и Ватикан согласны, что математически это почти невозможно, чтобы мы были там, где находимся сегодня, без наличия небольшой помощи на этом пути. Вот что нас интересует: мы говорим о богах и инженерах, инженерах пространства. Были ли чужие задуманы как форма биологического оружия, или как нечто, что придет и очистит планету?».

- Ридли Скотт назвал фильм «Прометей», посчитав, что именно такое название полностью отражает его суть: «Это история создания; история о богах и человеке, который восстал против них». В древнегреческой мифологии слуга богов титан Прометей похитил огонь и передал его людям, что навсегда изменило жизнь человечества к лучшему и худшему одновременно.

Психологический анализ "Космос забирает всё"

Итак, режиссер внятно выразил подоплеку и суть фильма, что позволяет мне расслабиться и не пытаться заново открывать велосипед. Идеи фон Дэникена дали благодатные всходы в сознании современных людей и в этой связи появляется необходимость нового переосмысления вечных ценностей, чтобы понять - кто мы, откуда и куда идем? Если нас создали пришельцы, как считает швейцарский уфолог, то религиозные догматы оказываются под угрозой и вера в Бога тоже. В данной версии людям отведено место подопытных кроликов, которых развели таинственные инопланетяне, но есть и другие подходы. Шемшук, Левашов, Арзунян, Жиглов полагают, что некоторые нации были созданы здесь анунаками с планеты Нибиру, но подавляющее большинство является переселенцами с других звездных систем. И действительно, три основные расы человечества не могли произойти из одного источника, как бы этого не хотелось генетикам. Получается, что корни у наций разные, потому что во Вселенной великое множество обитаемых миров. Таким образом, возвращаясь к фильму, и инопланетяне, к которым направилась экспедиция "Прометея" не являются безусловными создателями всего человечества. Наверно, они создали кого-то (шумеров, евреев или др.), но не обязательно они являются создателями всех народов.

А как все было просто с точки зрения теории эволюции Чарльза Дарвина! На основании наблюдений над внутривидовой изменчивостью был сделан вывод об межвидовой изменчивости - и вроде все сходится, только потерпела крах эта теория, не найдя останки наших обезьяньих предков. Вообщем, весь экскурс был посвящен идее, что вопрос об уровне развития наших предков остается открытым: дарвинисты рисуют его в мрачных тонах каннибализма и варварства; по Дэникену, пращуры бегали с томагавками и почитали пришельцев за богов; а представители новой волны считают, что наши предки сами были как боги и нам до их уровня никогда не угнаться, потому что наша цивилизация пошла по неправильному техногенному пути (или ее ведут туда наши кукловоды).


Фильм "Прометей" постоянно держит нас в состоянии загадки, каждый зритель хочет получить ответ на сокровенные вопросы. Персонажи экспедиции же изначально находятся в супер-стрессовой ситуации неопределенности, страха, надежды и экзистенциального вакуума. В составе экспедиции фактически не было военных, это настоящие ученые. А настоящий ученый - это фанат своей науки, экстримал и живущий в своем пространстве координат. Если выразиться яснее, то действительно адекватных людей в экспедиции можно посчитать по пальцам одной руки. И прежде всего, это - капитан корабля Янек, осознанный, брутальный, психически устойчивый тип. Янек жертвует собой, чтобы остановить проснувшегося Создателя, - просто Герой.

Ученые же - каждый со своим "прибамбахом": парочка странных типов погибают в самом начале, причем их смерть была такой же нелепой как и остальное поведение в реальной жизни. Они не имели понятия ни о дисциплине на космической экспедиции, ни о правилах безопасности - откололись от коллектива, блуждали по инопланетным коридорам, заигрывали с инопланетной формой жизни, которая их и погубила. Но вся ставка организаторов экспедиции сделана на двух археологов-любовников. Мужчина-археолог погибает, подставленный андроидом Девидом. Правда, мотивация Девида не понятна - почему он заразил археолога, мотив мести отсутствовал, выгоды от его смерти - никакой. Но о Девиде речь пойдет еще ниже, вернемся к археологам.

Такие люди как они показаны и в фильме "Люди в черном 3" - двое мужчин добровольно отказываются от личной жизни, чтобы вкалывать на Систему. О Боже, хуже быть ничего не может! Но что они получают взамен? - Космос!

Космос забирает все, но они тому и рады. Агент Кей вглядывается в звездное небо, в этом устремление духа и сердца. Всю жизнь агенты Кей и Джей проведут в расследовании галактических хитросплетений, разбираясь с монстрами из разных уголков Вселенной, а другие станут их добрыми приятелями. Но агенты будут лишены обычных радостей человеческой жизни, они не имеют право завести семью и детей, они обязаны постоянно шифроваться от всех, отгородится от своего прошлого. Но и у агентов есть свое личное время, когда каждый из них приходит к себе домой и предоставлен сам себе. Агент Джей проводит убивает время в консольных играх через ТВ; чем занимается Кей не показывается, но наверняка проводит свое время как "человек-в-себе". Итак, вся личная жизнь агентов в вечной сублимации (или маструбации) или платонических отношениях. Один из людей в черном, вжившийся в роль гламурного режиссера, покидает организацию, просит стереть ему память о Космосе. Зачем исполнять тяжелую миссию в тайне от всех, если можно быть в центре внимания и наслаждаться гламурной реальностью? Но, будем откровенны, о чем мечтал этот человек на самом деле? О славе, драйве, престиже - он его и получил. Космос же предполагает самоотверженную жизнь, чистой воды альтруизм.

Женщина-археолог (Шоу) переживает, свою бездетность - хочется прикоснутся к тайне создания человечества, но стать ли самой мамой? Однако, неожиданно она ею становится, но по иронии судьбы у нее рождается монстр-гибрид. Таким образом, ее постигает роковая участь женщины-в-науке, аналогично ее коллеге в фильме "Химера". Эта героиня носит крестик, являющийся символом веры, и это может показаться странным - как же так, ученый, к тому же, столкнувшийся с Создателями, а еще и верит по-старинке в Бога, как пращуры наши. Как в ее душе все это может сосуществовать? А на самом деле, очень даже может - и не в этом ли парадоксальность человеческого бытия? Все дело в том, что она - и есть душа живая. Свойства души по Плотину такие: душа пытается познать Источник своего происхождения; - хочет слится с ним, стремится к Нему; душа нарциссична - обращена сама на себя. Андроид Девид не может понять археолога, почему она за продолжение экспедиции на Родину пришельцев, а не хочет естественным образом вернуться на Землю. По логике это было бы правильно, но у Девида нет души, он все ж андроид, поэтому ему не дано понять мотивацию Шоу.

Но кто они такие - наши создатели, показанные в этом фильме? Земляне надеялись встретить положительных персонажей, отсюда и название экспедиции - "Прометей". Ведь Прометей бросил вызов коллегам и стал помогать нам: научил пользоваться огнем и т.п. Из мифа явствует, что пришельцы бывают разные, но в основном их отношение к нам, откровенно говоря, сдержанное. Наш покровитель - Прометей был наказан, прикован к скале Кавказа, где орел клевал его печень. Какая жестокая пытка, однако!

Попробуем набросать психологический портрет Создателей нашим дедуктивным методом, хотя для этого мы и не располагаем тем объемом информации, которым хотелось бы.. Итак, эти инопланетяне без сомнений являются высокоразвитой расой, но в чем же проявляется их развитие? Мне кажется, что сами они загнали свою цивилизацию в тупик. Их создание - раса Чужих являются их собственными могильщиками по законам кармы. Создатели - это техногенная цивилизация, считающая себя пупом космоса и поклоняющаяся Злу, фетишем этого Зла являются твари-прообразы Чужих. На основании чего я прихожу к выводу, что твари - объект поклонения, кумир этой расы? Во-первых, Создатели всячески разводят тварей, причем разводят в специально оборудованных местах, вдалеке от своей среды обитания, а залы разведения тварей напоминают храмовые комплексы - огромные лица, фрески на потолке.

В древней Индии было нечто подобное - лунный культ богини Кали, сопровождавшийся человеческими жертвами. А почему бы наоборот - не поклонятся Свету и чему-нибудь позитивному? А потому что неинтересно, здесь вступает в силу механизм идентификации и за ним следует защитный механизм идеализации. Читатель понимает, что речь идет о психоаналитических понятиях, ок? Как это работает? Если я идентифицирую себя со Злом, то оно меня не тронет, потому что я-свой для него. Кроме того, я приобщаюсь к его личной силе магическим образом. Это своего рода тотем. И я становлюсь очень крутым, а мой тотем будет меня защищать, а ему за это обеспечу - воздаяния на жертвеннике. А жертвенником Создатели хотели назначить Землю, а жертвами-  всех кто на ней живет. Потом я в своем сознании ставлю тотем на пьедестал и поклоняюсь ему, таким образом, реализуется культ Зла. Отметим, что форма космических кораблей Создателей повторяет форму тварей, что в свою очередь, полностью подтверждает наше предположение о культе тварей у инопланетян. Причем, их даже не смутило нарушение аэродинамики кораблей - ведь они похожи на змеиный бублик, а для передвижения куда уместней форма самолета, ракеты, тарелки..

Если такая логика Создателей кому-то покажется странной, то приведу примеры из нашей человеческой истории, когда еще поклонялись Злу - фашисткий режим в гитлеровской Германии. Символика - череп и кости, черная униформа, ненужные народы - в топку, без вопросов. Возможно, на родной планете Создателей произошел раскол - одна часть расы поклонялась Злу, а другая - Добру, но последние, скорее всего, ушли в подполье, в партизаны или были под корень уничтожены, или спаслись на другую планету.

Наш ученый, женщина Шоу летит к Создателям выяснить сокровенные экзистенциальные вопросы, но в какой мир она попадет, трудно себе даже представить. В замечательном фильме реж.Брайна де Пальмы 2000 года "Миссия на Марс" один из наших космонавтов с Марса в капсуле инопланетян улетает к ним на Родину. То есть аналогия прямая - хочется прилететь к ним, познакомиться, узнать многое, получить радость познания и общения. В фильме Пальмы инопланетяне тоже с почти идентичной ДНК и тоже являются нашими Создателями, но они добрые, светлые, мудрые..

А теперь проанализируем акт самой встречи экспедиции с Создателем в "Прометее". Пришельцу помогли проснуться после 2000-летнего сна в камере, возродили его к жизни, обратились к нему через андроида Девида по-человечески, "шалом" и пусть все будет хорошо, казалось бы.. но нет! Проснувшийся Создатель вместо "Привет, чуваки! Рад вас видеть! Будем знакомы, я - ...(такой-то)!", отрывает голову Девису, бьет всех по морде лица и остервенело хочет устроить Земле армагеддон. Что ж, наши люди так не поступают.Недовольный

Теперь о проблеме Создателей еще раз, но с другой стороны. Каждой цивилизации соответствует свой уровень внутренней культуры. Еще Зигмунд Фрейд в своей работе "Недовольство культурой" показал связь этих понятий. Да, там есть свои напряги (табу), но есть и плюсы (порядок). Чем выше уровень развития цивилизации, тем выше уровень развития культуры. В основе любой культуры находится ЭТИКА. Этика лежит в основе любых взаимоотношений и в каждой живой душе. Что такое хорошо и что такое плохо, как поступать можно, а как нельзя и т.п. Критерием развития культуры можно считать как общество относится к Личности (гуманизация), к Природе (экология), к другим живым существам (сострадание). Как этапы в развитии нашей цивилизации можно выделить: признание прав на самоопределение народов, ценность свободы Личности, признание прав женщин, уважение к людям с дефектами, с психическими отклонениями, со специальными потребностями, закон о защите прав домашних животных. То есть мы видим, что уровень этики нарастает - так и должно быть при естественном развитии цивилизации. Краеугольный камень в этику заложен в религиях - 10 заповедей, проповеди Иисуса Христа в Новом завете, в буддизме и исламе тоже есть свой этический кодекс.

Значит, у расы высокого развития и этика должна быть на соответствующем уровне. Однако, по всему поведению Создателей мы этого не видим. Наверно, нас они почитают за скотов и нас им абсолютно не жалко. Кстати, ведь и люди к андроидам относились сдержанно (как к вещам). Это можно назвать комплексом превосходства создателя (психоанализ будущего!!Круто) - трудность перехода на партнерские отношения создателя со своим творением. Стремление робота получить душу и все человеческие трудности жизни показано в культовом фильме Двухсотлетний человек (1999), в котором раскрыта глубина проблем взаимоотношений человека и робота. А лента Искусственный разум (2001) по схожей тематике способна растрогать любое черствое сердце. Как отвечает на вопрос о душе психология как наука? С ее точки зрения, между андроидом Девидом и людьми нет разницы с психологической точки зрения, т.к. самой души не существует, душу выдумали мистики и необразованный народ. Девид - мыслящее существо ("когито эрго сум" Декарта - "я мыслю, следовательно, я существую"), он обучается древним языкам, в превосходной физической форме, ставит цели и достигает их. Чем не человек? В настоящее время вовсю проводятся эксперименты по клонированию живых существ, овечка Долли - это только начало. Есть ли душа у клонов, у искусственно выращенных людей? Можно ли разработать набор критериев, чтобы это узнать? Может ли андроид что-то сделать, чтобы стать духовным существом и обрести свою душу? Академическая психология разрубает Гордиев узел этих вопросов утверждением, что души не существует и на этом обсуждение закончено. Пока клоны и роботы появляются лишь в фантастических фильмах и романах, академики буду держать марку, но как они поведут себя, когда фантастика станет реальностью и назреет проблема в обществе? А ведь такое время не за горами! Игнорировать феномен души тогда сможет только идиот, очень интересно увидеть перспективы обсуждения проблемы души в академических кругах. Не может же психология вечно существовать в своем отдельном от всего человечества мире, есть ведь здравый смысл? Итак, проблема отцов и детей обретает новую подсветку и никто не знает, что это будет за дискотека.

Кроме вышеназванных, фильме показаны люди, преследующие в Космосе свои корыстные цели: это руководитель экспедиции Мередит Викерс, старец-миллиардер, мечтающий о физическом бессмертии. Для меня Мередит, которую играет Шарлиз Терон, осталась загадкой - так, робот она или живая женщина? Ведет себя сдержанно, легко жертвует членами экипажа, нет человеческих слабостей, индивидуальных фишек. Эдакая железная леди, у которой стальной хребет - и сразу вспоминается, что где-то я таких женщин видел, но не буду тыкать пальцемСмешно.

Викерс живет в аквариуме, типа золотой клетки в этом корабле, ухоженный мирок, однако пустой и безжизненный. В пользу того, что она человек, для меня только один фактор - в эпизоде она пьет чистую водку, в этом жесте есть что-то человеческое, но по-женски неправильное. Если женщина пьет водку, то значит, жизнь ее побила, наверно, в глубине души очень несчастна, поэтому вся с головой уходит в работу, а ночью плачет в подушку, ведь никто ее не любит. Но еще вопрос - а она способна полюбить кого-нибудь? Мередит вся такая совершенная: идеальная фигура, правильные черты лица, высокий интеллект, но ее личность совершенно не раскрыта в фильме, поэтому приходится только констатировать что есть. Как руководителю экспедиции Викерс тоже можно упрекнуть в том, что состав экспедиции подбирался только по профессиональным качествам, но без учета психологической совместимости. Состав экспедиции - вообще не команда, это не группа, у них нет сплоченности, каждый сам за себя, далеко не все разделяют цели экспедиции. Разве можно отправлять в такое опасное путешествие людей, которые не стали коллективом? Мередит всю жизнь игнорировала свои психологические потребности - и в работе тоже самое игнорирование психологического фактора. Но в подобного рода путешествиях НЕ должно быть слабых мест! Поэтому, незачет для Мередит. Действиями экспедиции умело руководил командир Янек, в его распоряжениях была целесообразность и здравый смысл, Мередит как руководитель не состоялась. Ей бы рулить в офисе, получилась бы акула офисного планктона - такая и построить может и наказать, а в Космосе ей делать нечего.

Но вместе с тем, отдадим должное вкладу старца в данное захватывающее путешествие - без него не хватило бы денег, ресурсов, Энергии достижения. И действительно, ведь в каждом подобном фильме (Аватар, Чужие) обычно присутствует корыстный расчетливый спонсор от мегакорпорации, играющей в свою игру. Намек на то, что у сил Добра не хватит энергии в одиночку добраться до цели, потому что ресурсы нужны немеряные, просто колоссальные.

В заключение сделаем резюме по статье: раса Создателей нарушала заповеди Божии, сбилась с пути, возгордилась, сотворила себе кумира из твари, который ее и пожрал. И поэтому так символична схватка проснувшегося Создателя с прообразом Чужих, и поражение первого. Безусловно, Создателям нужна помощь, может быть, этой поддержкой выступит человечество? Вот так наклевывается сценарий для продолжения, второй части.

Однако, остался еще один очень важный вопрос, который поможет понять ход выбор развития расы Создателей в сторону фетиша Зла - все-таки, почему их эволюция духа пошла по темному пути? В душе есть две силы мотивации, трудно совместимые друг с другом: Любовь и Страх. Мотивация к Любви - это путь Света, Добра, а мотивация Страха - это попытка защититься от всепроникающего страха через защитные механизмы психики, описанные выше (идентификация и идеализация). В душе Создателей было много этого противного страха (такая была жизнь! Обескуражен), также возможно, лидерам расы было удобно управлять обществом через это чувство, а не через любовь.

А для нас, обычных людей - это фильм об наших истоках, о Вере, о том, сможет ли ее поколебать наука - это зависит от того, не потеряем ли свою связь с внутренним голосом нашей души.Святой Надеюсь, что приоткрытие завесы тайны над происхождением человечества не сделает нас циниками и лицемерами.

Enter. 


Комментарии   

 
#1 RE: ПрометейЕвгений 17.02.2013 15:44
Охренеть рецензия! Для меня тоже фильм интересен с точки зрения познания. Но отсутствие ответов в фильме привело к непоняткам. Спасибо за рецензию. Только сейчас я понял глубину идеи в фильме.