Назначение

on 07 Август 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Год выхода: 1980, Мосфильм
Режиссёр: Сергей Колосов 
Рейтинг Кинопоиск:  7.0 / IMDb: 7.8
Скачать кино в ознакомительных целях можно здесь.
Жанр: мелодрама, экранизация
Статья о фильме "Назначение" в Википедии

Психологический анализ «Комплексы Алексея Лямина»

Предисловие: я был очень удивлен, что кинолента с таким замечательным ансамблем актеров (Андрей Миронов, Александр Калягин, Ирина Купченко) оказалась в фокусе моего внимание только сейчас и с удовольствием ликвидирую данный пробел, потому что перед нами самый настоящий психологический фильм, на который Википедия и другие ресурсы дают социальную трактовку. Конечно, такой сапфир отечественного кинематографа нуждается в психологической рецензии, уж как мне повезло!

Несмотря на то, что фильм снят во времена СССР в 1980 олимпийском году по одноименной пьесе Александра Володина 1963 – его, тема его актуальна и по сей день. А что за тема, «про что кино»? Рядового служащего выдвинули на руководящую должность, но он слишком хорош для нее, как и для жизни в целом. Главный герой - Алексей Лямин в исполнении Андрея Миронова проходит жизненные испытания. Этот эпос личностного роста Алексея Юрьевича окружен ложью, которую главный персонаж всю жизнь не замечает. Что ж, спустя 22 года кто-то должен сказать правду!

...Для кого-то повышение в должности означает реализацию его воли к власти, влиянию, для Лямина назначение – настоящее психологическое испытание. Алексей носит в себе психокомплекс вины, сразу погружается в это чувство и несет его как свой крест, нечто святое. В основе психокомплекса всегда лежит деструктивная идея, мысль. Внутри ему трудно на что-то опереться, потому что чувство вины съедает его внутреннюю Силу. Поэтому он становится объектом для манипуляций со стороны сотрудников, начальника и просительницы. В семье Алексея был недостаток настоящей любви, понимания и доверия, мама обычно пилила папу, а папа прессовал сына. Однако, у Алексея Юрьевича высокий потенциал и богатый внутренний мир -  и по дереву он занимается, и стихи пишет, и с музыкой что-то было. Лямин пишет научные статьи и серьезные доклады, что говорит о том, что у него просто светлая голова. С таким потенциалом можно было бы далеко взлететь и играть в мире по своим правилам! Но, но есть две причины, мешающие Алексею Юрьевичу – это отсутствие внутренней точки опоры, от которой произрастает комплекс вины и проблемы с управления гневом.

На уровне представлений о себе Алексей напоминает небезызвестного кота Леопольда с его лозунгом «Ребята, давайте жить дружно!». Кот Леопольд считает, что жизнь станет раем, если никто никого не будет кусать, а все будут гладить друг друга по шерстке. Что с людьми можно и нужно все делать "по-хорошему", что отрицает наличие подтекста и личных интересов у этих ребят. Кроме того, позиция кота Леопольда стабильно статична, отрицает внутреннюю динамику группы, личности. Мышки из мультфильма об этом коте пытались привести кота в чувство реальности, но кот был уверен, что за ним Правда, а значит, и Сила. Но на самом деле, за котом нет этой Силы. Так раскрывается ложь кота Леопольда, если вы поняли о чем я. Аналогичная ложь и у Алексея Лямина. Она заключается в неприятии своей темной стороны Я, которая проецируется на его работу, на назначение. Лямин для своей работы – это вариант Зла, потому что он развалил весь коллективНедовольный. Никто не думает о работе, все распустились, трудовая дисциплина на нуле. Сотрудники нагло манипулируют своим новым руководителем Алексеем Юрьевичем, но почему  все-таки это становится возможным?

 

 

Некоторые сотрудники стонут под гнетом жесткого руководства, но что будет, если начальство будет понимающее, нетребовательное? Сотрудники открыто занимаются на работе личными проблемами вместо того, чтобы работать: Люба Никулина, женщина средний лет, переживает кризис отношений с гулящим мужем и манипулирует Ляминым через жалость и борьбой за справедливость. Бедная я жертва, меня предал муж, нет в жизни счастья, как я несчастна! Она сама себя отпускает с работы со словами: "Пусть меня увольняют!", делая, таким образом, вызов руководителю. Сначала она пытается отпросится у Лямина, а затем сама себе разрешает уйти. Подтекст ситуации: "если ты недостойный человек, то ты меня уволишь, но ты порядочный, ты так не поступишь". Однако, если такую сотрудницу уволить взаправду, то обида будет на всю жизнь. Такие люди очень болезненно эгоцентричны. Вначале фильма она самовольно занимает освободившееся место Лямина, потому что "я-женщина". Показное недоведенное до конца самоубийство этой леди показывает, что в манипуляции она готова играть по-крупному, даже с некоторым риском для своей жизни. Очень опасная дама, немудрено, что от нее супруг погуливает, манипулятор любого достать может.

Другой сотрудник отдела Лямина, Иван Никифорович Егоров– пожилой джентльмен, озабочен изданием своих Воспоминаний, заботе о своем здоровье, а не исполнением своих функциональных обязнностей. Его манипулятивный ход содержит чувство обиды и манипуляция неуважения к почтенному возрасту: "Когда вам будет столько лет, сколько мне, молодой человек...". С обидой выходя из кабиента он покидает работу с гордо поднятой головой - мол, его не понимают и не уважают. Все его причины пошланговать от работы уважительные (стоматология, тв), просто так с ним не разобраться.

 

 

 

Эпизодическая роль юной девушки (Просительница), которая просит выдать ей справку - сначала у Калягина, который сразу ставит ее на место, а потом у Миронова, который долго мучается, но потом подписывает документ, весьма показательна. Просительница настаивает на своей просьбе, с наивными глазами флиртует и просит нарушить закон. На каком основании? На основании уникальности ее ситуации. Этот прием, кстати, используют все манипуляторы в сюжете: каждый объявляет свое положение ультра-критическим, просит о снисхождении именно ему (нарушить закон, трудовой распорядок дня) и намекает, что будет очень-очень несчастен в случае отказа. Важно помочь именно ему, именно ему сделать исключение из правила, а следующий человек в праве заявить - и я тоже самый уникальный и моя ситуация самая серьезная, чем же я хуже? В ярости Просительница выходит из кабинета Лямина триумфально, она сделала вывод, что Алексей Юревич сделает все, что ей нужно и его в будущем можно (даже нужно!) использовать. Так, юная акулка показала клыки - пока без использования трюка "я-женщина", но ход - "я-уникальна" тоже в этой канвеПодмигиваю.

 

Молодой специалист играет с Ляминым в пацана из соседнего подъезда и заламывает своего начальника приемом восточных единоборств. Справедливо ли, что все коллеги ушли домой, а я остался на работе? У меня ведь тоже есть дела! Деловая этика, присущая роли сотрудника, многократно попрана! Каждый сотрудник демонстрирует своим поведением неуважение к своему начальнику Алексею Юрьевичу, все с удовльствием сели ему на шею. В отделе отстуствует рабочая атмосфера, а профессиональная деятельность на последнем месте. Пока Лямин пытается быть хорошим, понимающим, душевным, но не может проявить твердость характера, сотрудники презирают его. Алексей пытается сохранить человеческие отношения, которых на самом деле нет. Идея-фикс кота Леопольда о теплых понимающих людях вокруг него с лавровыми венками в белых одеждах в жизни не выглядит так привлекательно, как в его идельных представлениях. Возвращаясь к этому парню, что можно сказать? В его душе есть своя обида на жизнь, за сиротское детство, на отца, который предал его, и которого он не может простить. На почве обиды поднимаются волны его океанского гнева, реализующиеся в актах насилия. И начальники, не вникая в суть приклеивают ему ярлык хулигана. ...Так сложилось, что все семьи вокруг по-своему несчастливые.

Николай Степанович Куропеев, которого играет Александр Калягин, не переживает за свой положительный имидж, для него главнее всего его карьера. Кстати, кажется, у таких разных людей как Лямин и Куропеев есть одна общая черта – они оба не устремлены на профессиональную деятельность. Лямин «плавает» в отношениях сотрудников, Куропееву это неважно, важно только себя продвинуть в глазах своего начальства. Куропеев не только принял в себе свою темную сторону, но и поглощен ею. Поэтому он похож на черного паука, плетущего свои сети. Но это сильная личность - такой прямой властный взгляд, способен добиться своего любой ценой!

Куропеев, как и все, манипулирует Ляминым – заставляет его писать статьи, однако вначале он пытается договориться с Алексеем: предлагает деньги за статьи и готов был рассмотреть различные варианты сотрудничества. Но Лямин отказывается от денег, а кстати, зря – был бы хороший бизнес, четкий и понятный и он внес бы ясность в отношения. И Куропееву ничего не остается как манипулировать Ляминым через заверения в личной дружбе.
От постоянных манипуляций окружающих Алексей взрывается импульсивными вспышками гнева: выбрасывает ключ от ящика стола, скандалит с окружающими, ударяет папкой об стол, но чувствуется, что это жесты бессилия и отчаяния. Таким образом, каждый день Алексей Юрьевич ходит по замкнутому кругу – не объявляет сотрудникам правила работы, не очерчивает свое служебное Я (игра без правил), они наглеют все больше и больше и манипулируют им (здравствуй, "Догвилль"!Улыбаюсь). Каждый человек понимает, когда им манипулируют и никому это не нравится. У Алексея накапливается гнев на это поведение (и на свою беспомощность также), что приводит к вспышке гнева, потом  к вине за вспышку гнева и далее по кругу…

Секретарша Алексея, Анна, которую играет Ирина Купченко, играет с ним, причем она очень-очень легко переигрывает его. Начиная общение со служебного вопроса, она переводит разговор в тему "я-женщина", затем ненавязчиво сидит в кабинете начальника и намекает, что она одинокая женщина. Между Ляминым и секретаршей нарастает поле напряжения. Алексей пытается заниматься статьей, сохранять служебную субординацию, а Анна по-тихоньку начинает исследовать его слабые места, подбирать к ним ключики ("у вас неважный вид"), попутно рассказывая о себе ("живу в коммуналке"). Фраза Анны о том, что "замуж выходить поздно" привлекает полное внимание Алексея, который сразу чувствует вину, если человеку рядом плохо. Когда Лямин подсаживается к ней, она кокетничает: "Не приближайтесь ко мне так близко". Алексей снова уходит в чувство вины ("виноват") и т.д. Через 5 минут служебного общения они уже идут на свидание, потом ночевка, а потом с подачи Анны состоялось знакомство с родителями и предложение руки. Такое молниеносное развитие событий противоестественно. А то что противоестественно, рождает сопротивление и кризис. Однако, Анна не эксплуатирует Алексея, она верна ему, прикрывает его на работе, потому что пытается защитить его авторитет руководителя. Эпизод, в котором она открывает родителям Лямина свою личную жизнь: с кем она жила, с кем она встречалась, кто был ее муж, а кто любовник, показывает, что играть в мудрую женщину ей еще рановато. Роман Алексея и Анны, начавшийся не очень красиво, со временем преобразовался в устойчивый союз двух людей.

Алексей Юрьевич весь фильм сдавал свои позиции одна за другой и каждый вил из него те веревки, какие кому было нужно.Недовольный Трансформация главного героя наступает в конце фильма в ходе общения с новым кандидатом на его место начальника Муравеевым, который как две капли воды похож на Куропеева (исполнии того же Калягина). Муравеев дарит Алексею две сломанных гвоздички "для жены" (обратите внимание на количество гвоздик и их вид - так сотрудники выражают свое презрение Лямину) и объявляет Лямина неврастеником. Если к Куропееву Алексей Юревич как-то притерпелся, то к его аналог уже переполнил чашу терпения главного героя и он идет на конфликт с кандидатом. Лямин позволяет себе быть агрессивным, обретает свою темную сторону Я, становитя сильнее. Муравеев был в шоке от такого поворота событий и ушел в перезагрузку.
В психологии считается, что есть Я - для себя и Я - для других. Это два разных мира личности и очень важна гармония между ними. Для себя Алексей - интеллигент, человек тонкой внутренней организции, художник и поэт (белый и пушистый). Для других же он - простак, инфантильный тип. В этом разноглассии также находится корень невротических противоречий Алексея Юрьевича, дисбаланс его личности. Его жизненная задача - в интеграции своего Я на более высоком уровне за счет развития Я для других.

В этом сакральный смысл Назначения Алексея на вышестоящую должность - в работе над собой, научится проявлять неудобные для окружающих чувства (гнев, агрессию), найти в себе точку опоры, свой внутренний стержень. Принять свою темную сторону бывает непросто, в подсознании находятся родительские директивы про то, что нужно быть хорошим, покорным, тихим, удобным для всех. Но с такими установками человек не сможет быть конкурентным, не сможет отстаивать свои границы, свои интересы, добиваться своих целей. В "Звездных воинах" Джорджа Лукаса тема принятия своей темной стороны также раскрывается достаточно ярко, вплоть до поглощения некоторых главных героев Темной стороной Силы (лорд Вейдер).

В заключении отмечу, что аппеляция к собственной исключительности и к справедливости являются излюбленными коньками манипуляторов, а имя им - Легион. В этой связи можно действительно сто раз подумать прежде чем помочь человеку, обратившемуся к вам с просьбой. Не будет ли ваша отзывчивость истолкована как слабость и тогда вам в будущем уготовлена роль страдающего Прометея, а нужно ли вам это? Как сделать так, чтобы помогая людям мы обретали новых друзей, а не коварных демонов? Особенно, когда вы находитесь в дилемме отношений "Руководитель - подчиненный", в этой ситуации множество подводных камней в виде субординации и  авторитета руководителя. Если подчиненный пытается вас выбить из руководящей позиции под разными предлогами и у вас есть чувство, "что это неправильно" (что-то не так), то сразу перейти на свою темную сторону и сказать словами персонажа Андрея Миронова "К чертям собачьим!".

 

...Вообщем, хорошее отечественное кино про принятие темной стороны с участием любимых артистов, актуальное и жизненное!

****************************

КОМПЛЕКС (от лат. complex - связь, сочетание) - понятие К.Г.Юнга, которым он обозначал формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека.

По З.Фрейду, - это "группа представлений, связанных одним аффектом». Для Лямина это представления о семье и людях, которые "живут дружно".

В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение.

Структура психокомплекса Алексея Лямина:

1.Есть некая данность - нет теплоты в семье

2.Фиксация внимания на ней (либо сам, либо под воздействием других) - я в этом виноват

3. Когниция «Я не Ок, потому что …» - Рядом со мной всем должно быть хорошо. Если рядом со мной кому-то плохо, то дело во мне.

4.Образование «болевой точки», психокомплекса - Все мной пользуются и ничего с этим нельзя поделать!

5. Деформация в структуре личности - пусть меня считают лузером, но в душе я интеллигентный и чистый человек (компенсация и ложь самому себе)!