В диких условиях

on 14 Август 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Страна: США, 2007
Оригинальное название: Into the Wild
Режиссер: Шон Пенн
В ролях: Эмиль Хирш, Винс Вон, Кэтрин Кинер, Кристен Стюарт, Уильям Херт, Марша Гей Харден, Зак Галифианакис, Хейли Рамм, Меррит Уэвер, Сьюзан Спенсер
Жанр:
драма, приключения, биография
Продолжительность:
02:28:07
Слоган: «Ваше большое приключение на Аляске»
Рейтинги: IMDb: 8.20 (188 559), Top 250: 148
Кинопоиск: 8.176 (27 981), Top 250: 177

Сюжет: Человек, решивший посветить свою жизнь себе, своей мечте, своему счастью, не может не вызывать уважения. Человек, не растрачивающий отведенное время для того, чтобы подогнать свою жизнь под принятое правило «счастья», вызывает восхищение. Обучение в университете — для родителей, приобретение машины — для соседей, успешная карьера — для будущей семьи, а что же для себя? Герой фильма нашел ответ… мечта — это только для него, и он приложил все усилия, чтобы сначала приблизиться к ней и в итоге воплотить в жизнь.

- фильм "В диких условиях" в Википедии
- скачать фильм можно здесь

Психологический анализ "Феномен Маккендлесса"

Блаженно уединение радостно познавшего и узревшего истину;
Блажен непоколебимый, и ежечасно умеющий обуздать себя,
Блажен положивший конец всем страстям, всем желаниям;
Победа над строптивой самостью — величайшее блаженство.

Махавагга


Так бывает, что мы увлекаемся высокими идеями, духовным поиском и устремляемся ввысь от земли, в мир идей Платона, но свою реальную жизнь, полную психологических драм, решений и переживаний, оставляем как есть - и нарастает диссонанс, нет мира в сердце! Говоря о главном герое фильма - Кристофере Маккендлессе, нужно определиться как его называть, потому что этот диссонанс отразился и на имени персонажа. В своем последнем путешествии он выбирает себе новое имя - Александр Супербродяга не только в целях конспирации, но и в духовном плане. Новое имя поддерживает вживание в новый образ Я, погружение в личный миф. "Алекс" - это духовное имя Кристофера, поэтому в статье буду использовать оба имени. Уверен, что с гибелью Алекса мир потерял замечательного писателя, потому что Крис жил так, будто писал книгу. К сожалению, жизнь распорядилась так, что книгу написали о нем и сняли замечательный фильм и его таланту не суждено было раскрыться.Плачу Но если бы Кристофер выжил, то наверняка бы захотел написать свои приключения, свою эволюцию и духовные переживания и вполне возможно, стал бы кумиром поколения, бичуя общество потребления.

Крис жил в неспокойной семье, в которой вспыхивали гроздья отцовского гнева, конфликт родителей напоминал действующий вулкан, время от времени посыпающий пеплом своих детей. "Отец и Сын" - эта связка психологически проходит через весь фильм в душе героя. Отец работает в NASA, потом открывает свою фирму и посвящает себя целиком зарабатыванию денег. "Главное, чтобы в семье были деньги" - жизненное кредо папы. Он - добытчик, все остальное неважно. В семье он не пытается найти точки поддержки в лице жены и детей, начал с того, чтобы обеспечить семью, а закончил тем, чтобы обладать деньгами. Бросив все силы на обладание внешними атрибутами ("деньги, дача, машина"), он уважает себя как пробивного состоятельного мужчину. Но в погоне за внешней стороной благополучия теряется самое главное - мир в семье, уважение между членами семьи, понимание и доверие. "Дети должны рушить идеализации родителей" - такую закономерность вывел психолог Александр Свияш, поэтому и Крис восстает против ценностей отца: отказывается занять место в обществе, сжигает/дарит деньги, и уходит в оппозицию на духовном уровне по отношению к родителям, особенно к отцу. Отец на самом деле запутался в жизни - жил на две семьи, нервничал, но "тянул лямку" и прятался за социальной маской успешного бизнесмена. Так получилось, что все его проблемы невидимым, но смертельным грузом лягли на плечи сына. И это выбило сына из нормальной жизни.Тайна отца породила тайну сына - отец скрывал наличие первой семьи и когда секрет открылся, то дети второго брака не простили папу. Сын свой уход из семьи и общества тоже окружил тайной: пока родители считали, что он учится в Гарварде, парень путешествовал, но эта манера поведения - важный шаг в своей жизни сделать секретом от близких, не задумываясь, что когда-нибудь все тайное становится явным - этот стиль поведения сын позаимстовал у отца. Почему нужны секреты в семье? Потому что так проще на первый взгляд, но в глубине есть уверенность, что не поймут, не простят, отвергнут - дефицит близости, любви..

Что еще оказало влияние на Алекса кроме ситуации в семье? Во-первых, это возраст. Вообще, протестные реакции для молодежи - очень естественное явление, считает известный французский философ и писатель Бернард Вербер. В подростково-юношеском периоде молодой человек восстает института семьи (претензии к родителям, которые "не так жили"), против общества как социального института ("лживые политики", "нет настоящей свободы"). Поэтому ряды экстремистких и радикальных партий, группировок (коммунисты, националисты и пр.) всегда будут пополнятся новыми членами. Однако после окончания вуза, бунт против социума сменяется на стремление к сотрудничеству и позитиву, самореализации в карьере и построением собственного кокона - семьи. Во-вторых, на максимализм Криса повлияли не только какие-то личные качества, семейные обстоятельства, возрастные пертрубации, но и дух времени конца восьмидесятых-начала девяностых годов прошлого века. Это было время перемен, высоких идей, очень местами неадекватных, как мы видим теперь, но в то время воспринималось все без критического осмысления. Тот, кто жил в то время меня поймет. В-третьих, упомянем о философской составляющей взглядов Алекса: Джек Лондон, Лев Толстой, Генри Торо.. Философы близко к сердцу принимали несовершенства человеческого общества, но вместе с тем, разделяли взгляды ненасилия и непротивления злу в агрессивной форме. Поэтому бросить все и подасться на Природу, подальше от этого общества потребления, жить чем Бог послал, ограничиться малым, жить в гармонии с Миром - заманчивая идея для духовного поиска. Лев Толстой в фильме "Последнее воскресение" (2009, реж.Майкл Хоффман) хорошо показан как двоякий Янус, философские идеи которого вроде бы прекрасны сами по себе с одной стороны, а с другой - причиняют страдания его близким, прежде всего его жене. Диссонанс в душе, раздрайв Толстого и диссонанс Криса по сути одно и тоже и ведет в одно место - в отсутствии цельности личности и страдание. Только Толстой стал чудить в преклонном возрасте, когда уже стал титаном философской и литературной мысли, а Алекс еще слишком молод, он титан только в потенциле, в каком-то варианте будущего.  Само по себе путешествие Алекса тоже символично - вот он ловко сплавляется по горной реке на байдарке, потом подрабатывает на элеваторе. Знакомится с хлеборобами, странствующей хиппующей супружеской четой, девушкой Трейси Татро его связывает любовь, а с дедом Роном Францем - тоже самые светлые теплые чувства. Каждая встреча, как в классической русской сказке, дает Алексу свой урок, свой подарок.

Что происходил с Крисом на Тонком плане в это время? Вселенная протягивала к нему руки любви, дружбы, принятия - красавица Трейси была влюблена в него по уши, старец Рон хотел усыновить, хиппи и хлеборобы стали близкими друзьями, но Алекс от всех уходил ради Аляски. В душе он не простил своих родителей и даже не написал им ни строчки, им восхищалась младшая сестра Кэрин - но и ей он не позвонил, не успокоил, не открылся. Его близкие люди очень сильно страдали, чувствовали свою вину и беспомощность, страх за Кристофера, а он закрыл от них свое сердце.Рот на замке А ведь духовный путь - это путь Сердца (К.Кастанеда) и если в пути нет Сердца, то это и не тот Путь!.. Итак, Алекс устремился в Аляску, как в землю обетованную, но самом деле - Аляска это суровый жестокий мир выживания, который стал для него Голгофой, такой нелепой гибелью от того, что скушал не то растение, не нашел переправы через речку (которая была всего через 400 м). Очень важным духовным предупреждением для Алекса было убийство лося. Он стрелял в самого себя, это убийство не спасло его от физического голода, но на духовном плане подрубило корни. Это была не охота -  это было убийство. Потом он понял это и раскаялся, но что сделано, то сделано. Прощальные строчки Криса: «Я прожил счастливую жизнь и благодарю Господа. Прощайте и пусть благословит всех Бог!», - с одной стороны обращены к нам, с другой стороны, только себе. О своей семье - родителях, сестре он не написал ни слова, а о том, что они пережили, потеряв сына/брата можно себе представить. В последние минуты Алекс не проявил слабости, остался верным своим убеждениям, в чем просматривается его грандиозность как личности. А разве нет?

Итак, как можно охарактеризовать психологический феномен Маккендлесса? У человека с детства есть психологические проблемы (нет мира в семье), но он эти проблемы не решает, а бежит от них в духовность (свою внутреннюю Аляску). В сердце Криса жило презрение к американскому обществу и осуждение отца, на духовном плане эти чувства блокируют его продвижение к Просветлению. Герой мог бы к нему прийти, проделав определенную работу над собой, но его внимание абстагировалось на вечных ценностях дикой Природы, абсолютной Свободы при атрофии настоящей Любви. Например, субъект с личными проблемами может полнить ряды какой-нибудь секты и будет доволен своим выбором, но только со стороны будет видна иллюзорность его духовности, полное отстутствие истинной свободы и недостаток любви.

В заключение хочется добавить, что Крис наверняка бы пришел к своему Просветлению и осознал бы ловушку Аляски, останься бы он в живых. В Аляске он называет себя мудрецом, но молодость зажигает, а мудрец понимает - и лет через 20 он достиг бы реально этого состояния. Кроме того, наверняка он стал бы духовным гуру поколения,  и известным писателем.. Кроме того, Крис был "человек-в-себе", у него не было друзей, не было живого, реального Учителя, общение с которым помогло бы более адекватно расставлять приоритеты в жизни. Юнг тоже был таким, конец жизни провел в одиночестве на берегу озера, Христос уединялся в пустыне, Сиддхартха Гаутама (Будда) уединялся от социума в лесу и в медитции обрел Просветление. Когда он был в лесу, слон Палелай проявил внимание к нему, предложив воду, а обезьянка улей с медовыми сотами. На Руси святые старцы также уединялись от мира, уходя в скит. Серафим Саровский молился на камне в лесу, другие старцы в молитве жили в пещерах и т.д. Безусловно, в такой аскезе есть свой смысл для того, кто созрел на духовном уровне, кто пожил и познал жизнь. Но не разрешив своих внутренних конфликтов по юности стоит ли бежать в Тибет или на Луну? Есть ли в твоем Пути Сердце? "Счастье имеет смысл только тогда, когда есть с кем его разделить", - написал Алекс в своем дневнике, он это выстрадал, ценности нельзя вложить в голову, к ним приходят самостоятельно. Жаль, что Аляска не отпустила его, Крис оказался в ловушке. В этом вся молодость - вера в свою неуязвимость, беспечность..Гибель Алекса кажется такой противоестественной, нелепой! С Аляской не шутки плохи, это символ того, с чем нужно быть осторожным в жизни, черту, за которую ни в коем случае нельзя переходить!

Кроме того, прямое обращение Алекса для любого из нас в том, чтобы в погоне за материальными благами, достатком, социальным статусом не пропустить ценности более высокого порядка. Я бы сказал, что презирать материальное - некоторый перебор с его стороны, но сам по себе мощный духовный посыл - этого не отнять! Замечательный фильм, заставляет задуматься, очень непростой, неоднозначный - режиссеру Шону Пенну почет и уважение!..


Комментарии   

 
#1 шлагбаум ТюменьGuest 24.08.2012 16:11
у нас на нашем портале можно заказать установка шлагбаума в Тюмени