Студентам

Активные методы

on 06 Октябрь 2012. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Применение активных методов психолого-педагогической поддержки для профессионального самоопределения студентов туристского вуза

Трудности с выбором своего профессионального пути сталкиваются многие молодые люди. Осознанное решение о карьерных предпочтениях в школе приходит далеко не ко всем учащимся. В современной школе профориентационная работа не соответствует требованиям общества. Молодые люди озабочены поступить в любой институт, находящийся по близости, чтобы получить отсрочку от призыва в армию. Получая туристское образование, студенты нуждаются в психолого-педагогической поддержке по профессиональному самоопределению для получения углубленной специализации, которая так востребована сегодня на рынке труда. Диплом о высшем образовании дает фундаментальные знания, но чтобы стать незаменимым специалистом, нужно конкретнее определиться в трудовой деятельности, поставить перед собой конкретные жизненно-профессиональные цели.
Док.пед.н., проф. Н.С. Пряжников [3,4] считает, что процесс профессионального самоопределения не ограничивается рамками юности, а охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. Ставшие классическими исследования в области профориентации Е.А.Климова [1], Йовайши Л.А. (1983), В.В.Назимова (1972), Б.А.Федоришина (1979) подчеркивают внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Е.А.Климов [1] предложил и обосновал свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач: "человек - живая природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ". В соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности.
Американский психолог Дж. Холланд (1966) предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности:
реалистический; артистический; интеллектуальный; конвенциальный; предприимчивый; социальный.
Реалистический (практический) тип
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Социальный тип
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Артистический тип
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Конвенциальный (стандартный) тип
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Предприимчивый тип
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Интеллектуальный (исследовательский) тип
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

За нравственный ориентир при применении активных методов психолого-педагогической поддержки для профессионального самоопределения предлагается использовать понятие самоактуализации А.Маслоу [2], которое понимается как стремление человека совершенствоваться,  выражать себя в значимом деле.
Применение активных методов психолого-педагогической поддержки для профессионального самоопределения означает разработку и использование методик социально-психологического тренинга, через который педагог сможет активизировать самосознание студентов, раскрыть творческий потенциал и реализовать стремление к самопознанию и самосовершенствованию себя как личности. На тренинговых занятиях студенты должны научиться ставить стратегические цели и решать тактические задачи, определиться со своими ценностными приоритетами, а также понять, что им мешает в профессиональном самоопределении, а что может помочь. Е.А.Пряжниковым [4] и Е.А.Климовым [1] разработано множество активизирующих опросников, специальных игр, которые помогут студентам лучше познать себя.

Главный вопрос, на который должен ответить каждый студент на активизирующих тренингах – это «Чего я хочу?» и «Как этого я могу достичь»? Ответ на первый вопрос студенты получат в ходе ценностно-ориентированного тренинга, который поможет разобраться в глубинной мотивации участников. А ответ на второй вопрос студенты получат в ходе тренинга построения личной перспективы. В ходе тренинга будут применяться профориентационные  тесты Йовайши и Холланда, а также проективные рисуночные методики. В целом, такая работа отличается большой креативностью, кроме того, участие в подобном тренинге активизирует личность участника через механизмы групповой динамики.
Надо сказать, что проработка уровня ценностей не пройдет на глубоком уровня без затрагивания уровня идентичности. Уровень идентичности – это Я-концепция человека, представления о себе и своем месте в мире, отвечает на вопрос «Кто я?».  Кризисы идентичности освещаются замечательным психоаналитиком Эриком Эриксоном [6] в книге «Идентичность: юность и кризис». Другие разработки, посвященные идентичности, находятся в нейро-лингвистическом программировании (НЛП) в теории логических уровней Грегори Бейтсона. Ведущий теоретик и практик НЛП Майкл Холл [5] называет в структуре уровней «Ценности», «Идентичность» следующий уровень – «Миссия». Осознание уровня миссии или предназначения открывает завесу жизненного, а тем более и профессионального самоопределения.
Использование педагогом активизирующих методов в области профессионального самоопределения способно изменить в лучшую сторону отношение студентов к учебе, активизирует стремление к самопознанию и самосовершенствованию, позволит им стать строителями собственной неповторимой жизни, расширит горизонты самореализации в трудовой деятельности.


Список использованной литературы


1.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, М, Академия, 2004;

2.  Маслоу А.Г. Мотивация и личность, СПб, Евразия, 1999;

3.  Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, М, изд. Московского социально-психологического института, 2002;

4.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, М., изд. Инст.практической психологии, 1996;

5.  Холл М., Боденхамер Б. НЛП-практик. Полный сертификационный курс, СПб, Прайм-Еврознак, 2007;

6.  Эриксон Э. Идентиность: юность и кризис, М, Прогресс, 2006.

Опубликовано:

Сигаев, С.Ю. Применение активных методов психолого-педагогической поддержки для профессионального самоопределения студентов туристского вуза[Текст] /С.Ю. Сигаев/ //Образование. Наука. Научные кадры.– 2011.-№3 – C.173-175.