Студентам

Содержание педподдержки

on 06 Октябрь 2012. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание педагогической поддержки студентов туристского вуза в профессиональном становлении

Данная статья адресована педагогам высшей школы, ведущим воспитательную работу со студентами туристского вуза. Вопросы, затрагиваемые в предлагаемой статье выглядят следующим образом. Что означает понятие педагогической поддержки, каково содержание педагогической поддержки, направленной на профессиональное становление студентов туристского вуза, на каком теоретическом фундаменте основывается педагогическая поддержка студенчества и какими практическими формами и методами осуществляется эта педагогическая деятельность? Возможно ли средствами педагогической поддержки влиять на профессиональное становление студенчества? Как может выглядеть  модель программы педагогической поддержки и будет ли она востребована в образовательном пространстве туристского вуза?

Под педагогической поддержкой [2] студенчества понимается: - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи студентам в профессиональном становлении, овладении деловой и межличностной коммуникации, успешном продвижении в обучении; -система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь студентам в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с обучаемым определения его собственных интересов, целей и возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. В развитие теории и практики педагогической поддержки  большой вклад внесли Е.А.Александрова, Т.В. Анохина, О.С.Газман, H.H. Михайлова, И.Д.Фрумин, С.М. Юсфин, И.С. Якиманская.

В психологии бизнеса существует близкое понятие к рассматриваемой педагогической поддержки – коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата [4]. Также коучингом понимается метод консультирования и тренинга, но отличающийся от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч (наставник) не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Коучинг  как инструмент повышения эффективности в бизнесе появился на рынке бизнес-услуг в середины 70-х годов прошлого века и с тех пор бурно развивается. Зародившись в США, он быстро распространился по всему миру, в том числе и в современной России. Основоположниками коучинга являются Тимоти Голви, Джон Уитмор [4], Стивен Кови [1]. Коучинг направлен на тренировку определенных практических навыков, достижение практических целей клиента и опирается на сотрудничество с клиентом и раскрытие его творческого потенциала [5]. По формам работы выделяют групповой и индивидуальный коучинг. Последний применяется для поддержки новых сотрудников, адаптации к новой роли или должности, развития топ-менеджеров и первых лиц компании, ускорения развития талантливых сотрудников.  Групповой коучинг опирается на работу с групповой динамикой и повышения эффективности трудовой деятельности участников группы (клиентов). По Дауним М, важным элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Сравнивая подходы коучинга и педагогической поддержки, становится очевидна их схожесть по многим параметрам. Педагогическая поддержка также может проводится индивидуально и в группе, также направлена на рост личности обучаемого, его профессиональное развитие и личную эффективность. Теоретически и коучинг, и педагогическая поддержка основываются на уважении к личности, традициях гуманистической философии и психологии Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Виктора Франкла. Как мы видим, коучинг является идейным продолжением идеи педагогической поддержки молодых специалистов. Разработки коучинга пригодятся педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку, для организации самостоятельной работы студентов в целях личного совершенствования. Коуч Филипп Макгро в своей книге «Меняю себя! Селф-коучинг» освещает пути саморазвития успешной личности такие как: выявление своего подлинного Я, показывает влияние внутренних психологических факторов на построение карьеры и обучает планированию собственной жизни. Немецкий педагог, психолог и коуч Клаус Фопель [5] в своей работе «Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие» раскрывает секреты эффективного самоуправления, помогает менеджеру осознать свои сильные стороны и опираться на них в профессиональном росте, показывает как легче справляться не только с внешними трудностями, но и с внутренними проблемами и конфликтами, отнимающими много сил и приводящими к стрессу. Российский бизнес-тренер и коуч Марина Мелия в своей книге «Бизнес-это психология» показывает как возможно применение основ транзактного анализа в самоменеджменте, что позволяет избежать повторяющихся проигрышных для человека ситуаций («сценарная матица»). И, конечно, нельзя не упомянуть в этой связи мировой бестселлер психологии успеха Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей» [1] о качествах успешной личности.

Разница между коучингом и педагогической поддержкой заключается в том, что коучинг является самодостаточной профессиональной деятельностью сам по себе, а педагогическая поддержка лишь сопутствует образовательному процессу. Второе отличие коучинга от педагогической поддержки заключается в уровне подготовки педагога и коуча. При схожести многих позиций придется признать, что коуч обладает более высокой степенью подготовки (специализированные курсы, обучение в Институте коучинга) и поэтому способен добиться более высоких результатов профессиональной деятельности.

Теперь рассмотрим понятие становления в современной педагогике, чтобы выделить те качества и характеристики, которые отражают специфику настоящей статьи. В словаре педагогики Коджаспарова [2] становление определяется как «приобретение новых признаков и форм в процессе развития; процесс приближения к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления». Применительно к педагогической поддержке к профессиональному становлению студентов туристского вуза определим становление как переход личности на более высокую ступень зрелости за счет активного участия студента в работе группы на тренингах, приобретение и закрепления навыков делового общения (работы с клиентами, в переговорном процессе, пресечения манипулятивных воздействий и работа с возражениями т.п.).

На вопрос о нужности педагогической поддержки профессионального становления студентов говорят беспристрастные статистические показатели - по данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО, до 15—20% абитуриентов, поступающих в систему начального профессионального образования, оказываются непригодными к избранной профессии; 20—25% учащихся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 50% выпускников вузов трудоустраиваются не по специальности. Таким образом, педагогическая поддержка весьма желательна для студентов вуза, но на какой платформе она должна строиться? Мы считаем, что педагогическая поддержка студентов вузов должна осуществляться в русле гуманистической педагогики, основными положениями которой являются: - ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании [6];
- поощрение инициативы учащихся, акцент на теплые, открытые отношения между участниками педагогического взаимодействия, отсутствие со стороны педагога пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений «на солидарной основе, которая принимается обеими сторонами.

Итак, педагогическая поддержка студенчества не просто желательна, а даже необходима, но с какими трудностями может столкнуться педагог, ее оказывающий? Первой трудностью при оказании педагогической поддержки мы считаем наличие в группе студента с девиантным поведением, проявляющегося через конфликтность межличностных отношений «педагог-обучаемый». По Шнейдер Л.Б., причинами этого девиантного поведения являются: нарушения в становлении, развитии и формировании личности; влиянии социокультурных особенностей,  образа жизни семьи и семейных конфликтов; неблагоприятной социальной ситуации развития ребенка и комплекс его психологических свойств, влияние СМИ и др. Второй трудностью можно считать инфантильность некоторых обучаемых. Инфантильность является характеристикой незрелой личности, характеризуется помимо прочего слабой мотивацией на обучение и работу над собой. В ситуации конфликта с обучаемым педагог должен уважать студента с девиантным поведением как личность и пытаться достучаться до его сердца. С другой стороны, педагогическая поддержка осуществляется на основе добровольности и не должна оказываться навязывающим образом. Третья трудность описана в статье д.пед.н., профессора Богуславского М.В. «Миражи педагогической поддержки» в журнале «Директор школы» (2002, №2). Суть ее  не только в высоких требованиях к личности педагога, но и в риске перерастания педагогики поддержки в тонкую и  изощрённую манипулятивную педагогику, потому что не все дети способны адекватно определить для себя понятия свободы и ответственности, поэтому педагогика поддержки не может, по мнению автора, развиваться повсеместно.

Как может выглядеть модель педагогической поддержки профессионального становления студентов туристского вуза и какова ее структура? Осветим этот вопрос в общем виде: - в качестве критериев профессионального становления выберем профессиональные знания, практические навыки и формирование профессиональных качеств личности. Содержанием программы будут теоретический и практический блоки. Теоретический курс составляют узкоспециализированные дисциплины для менеджеров туристического бизнеса («Психология бизнеса», «Психология рекламы», «Использование виртуальной среды интернет в туристическом бизнесе», «Этика деловых отношений»), а практический состоит из: индивидуальной, групповой и самостоятельной работы студентов. Индивидуальная работа подразумевает консультативную помощь педагога в преодолении трудностей профессионального самоопределения, групповая работа состоит из проведения тренингов профессионального общения, публичных выступлений, стресс-менеджмент и тайм-менеджмент и др. Самостоятельная работа студентов состоит в практике навыков, получаемых на занятиях, написание научных работ, ведение блогов и выступления на форумах по проблематике туристической деятельности.

Подытоживая, можно сказать, что содержание педагогической поддержки по профессиональному становлению студентов может опираться на бесценный мировой опыт коучинга, основываться на опыте ведущих специалистов успешного бизнеса современности.  А значит, и тенденции в высшем образовании нашей страны приобретают инновационный характер.

Список использованной литературы

  1. Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей, М, Феникс, 2010. – 374с.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике, МарТ, М, 2005. – 448 с.
  3. Макгро Ф. Меняю себя! Селф-коучинг, Минск,Поппури, 2011. – 352с.
  4. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности, М, Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. – 168с.
  5. Фопель К. Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие, М, Генезис, 2004. – 122 с.

Ресурсы сети интернет:

  1. Федеральный образовательный портал ЭСМ http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/16615867.html


Опубликовано:

Сигаев, С.Ю. Содержание педагогической поддержки студентов туристского вуза в их профессиональном становлении [Текст] /С.Ю. Сигаев // Научные и образовательные проекты в туризме для устойчивого развития туристских дестинаций: материалы III Международной научной школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых. г.о.Химки, мкр-н Сходня, 22 мая 2012 г./ под науч. ред. Н.Н. Лагусевой;  Российская международная академия туризма. – М.: Логос, - 2012. –C.144-149.