Отголоски прошлого

on 07 Октябрь 2012. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Великобритания, Испания, 2008
Слоган«Сальвадор Дали: Любовь. Искусство. Предательство.»
Кинопоиск 7,1 / IMDb: 6.2
Оригинальное название:
Little Ashes
Жанр:
драма, биография
Режиссер:
Пол Моррисон
В ролях:
Роберт Паттинсон, Хавьер Белтран, Мэттью МакНалти, Марина Гэтелл, Адриа Аллю, Симон Андреу, Рубен Арройо, Ферран Ауди, Адриан Девант, Рамон Энрич Борреллас Выпущено: Великобритания, Испания
Продолжительность:
01:52:02

В разгар репрессий и политических волнений в преддверии испанской гражданской войны, эксцентричный художник Сальвадор Дали и известный поэт и революционер Федерико Гарсия Лорка нашли друг друга в понимании творческой и сексуальной свободы. Эти два вида свобод обусловили их ожесточенные амбиции, борьбу между любовью к Испании и любовью друг к другу...

Психологический анализ "Кого ты хотел удивить?"

Юный Сальвадор Дали был стесняющимся провинциалом, с одной стороны, неуверенным в себе, с другой - амбициозным. Дали считал, чтобы остаться в памяти людей, нужно идти дальше норм морали - "никаких границ!". Можно сказать, что гениальный художник жил только будущим, сделав ставку на свою гениальность. Настоящее же великого человека оставляло желать лучшего, всей своей жизнью Сальвадор показал мне, как не надо жить. Да, он смог реализовать свой дар и его никогда не забудут, но, во что он превратил свою реальную жизнь?

Уехав в центр цивилизации того времени - Париж, погрузившись в богемскую среду, он стал хужожником исковерканной психики вне понятий добра и зла. Как мужчина, он не смог преодолеть свои заморочки в сексуальной сфере (маструбация), нашел себе женщину на 20 лет старше (Галушка), которая переспала со всей богемой и ничего ее не сдерживало. Определенно, Дали и Галу связывало вместе чувство внутренней свободы, но с другой стороны, сексуальная распущенность парочки не сделала никого счастливей. Мне кажется, что истинное внутреннее Я Сальвадора и Галы пребывало в запустении и забвении, ангелы плакали, но зачетная сторона жизни хужожника - это реализация кармической задачи, своего дара было обеспечено. В общении с другими людьми Дали зачастую играл роль эпотажного богемного типа, очень неприятного человека.

Идеи, которые поддерживал Дали, также отражали двойственность художника: главное, чтобы они резонировали с его Я-концепцией, т.е. были необычными, оригинальными, новыми, а суть их уже не важна. Так, он поддерживал фашизм, разошелся с другом-любовником Лоркой. Но разошлись представители богемы не просто так, Лорка остался на светлой стороне жизни, Дали же погружался в темную сторону своего Я и своего бытия. В определенном смысле, можно думать, что Дали был заложником своего таланта и, как говорили в древности, "заложил душу дьяволу". Оправдаться можно только духом времени, прошлый век был сам по себе достаточно безумным, в такое время многие потеряли точку отчета. А что есть эта точка? Для нормального человека - это его внутреннее Я, духовный центр, для Дали - это его талант. Кроме самореализации в порочной среде, не будем забывать, Дали получил и такие бонусы как славу, признание, деньги - видим, что перечисляются все ценности Эго! Фильм местами получилсяы жестковатым, гомосексуальные сцены смотреть было в определенном смысле испытанием, но режиссер даже пощадил зрителя, не став показывать по-настоящему натуралистичных сцен сексуального характера, в чем я, как зритель, премного ему благодарен. Паттинсон сыграл Дали очень реалистично и как актер поднялся в моих глазах, потому что подростковые  "Сумерки" хоть и дали ему славу, но фильм ведь, будем откровенны, получился абсолютно никакой, да и вампирская роль также "ни рыба, ни мясо".
Психоаналитическая трактовка личной ситуации Дали, по-моему, могла бы выглядеть примерно так. Сальвадор умышленно коверкал свою личную жизнь, чтобы эти подвыверты, вдохновляли его на творчество. В психоанализе доказано, что источником творчества может быть внутренний конфликт. Получается, чем хуже, тем лучше. Тоже самое с собой делали Есенин ("чтобы ярче гореть") и Высоцкий. Отношения с Галушкой напоминают ситацию Эдипова комплекса. Галушка-мать и сын живут вместе, но не спят с друг другом, женщина отрывается на стороне. Отец не просматривается в жизни Дали, в самом деле, кем он был? Именно в нем разгадка такого отрыва Сальвадора. Вот цитата про папу Сальвадора Дали.

На чувства Дали большое влияние оказывало поведение отца. Он восхищался им, сильным и вспыльчивым, и тем ужаснее было разочарование, которое однажды пришлось испытать сыну. Как-то в выходной день, когда вся семья с нетерпением ждала возвращения Дали Кузи, он опоздал. Наконец такси подъехало к дому, жена и дети вышли на улицу... Столп фигерасовского общества вылез из машины и громко объявил причину своего опоздания: "Я обосрался". Дали испытал жестокий приступ стыда за своего отца и до конца жизни помнил об этом потрясении. В другой раз нотариус, одетый в пижаму, сцепился при нем с арендатором, и во время драки его пенис вывалился из штанов, "как сосиска"... (цитата из статьи Личная жизнь Сальвадора Дали, рекомендую почитать)

Что ж, понятно откуда в жизни Сальвадора все так непросто. Папа не стал авторитетом в жизни сына и сын пустился во все тяжкие. Мама тоже не стала для Дали близким человеком, чего стоит его слова: "Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Настоящий духовный отморозок, можно сказать, чудовище!..

Результаты надругательства над своим внутренним Я, своей духовной природой, своей мужской сущностью выразились в потрясающих картинах, но к концу жизни, после ухода Галы из жизни (это вне фильма) Дали уже окончательно тронулся умом, расплата нашла своего должника.

В чем может быть польза от фильма для вдучивого зрителя? Я думаю, это тема смысла жизни, то, как каждый из нас понимает свой смысл. Сальвадор Дали понимал его известно как, его жизнь прожита и ее нельзя изменить. Однако, он никогда не пожалел, насколько мне известно, он своем выборе. Вот это-то по-настоящему и пугает!

P.S. Путем Дали пошли и другие знаменитости: Майкл Джексон, леди Гага и др. - вечный эпотаж, путанная личная жизнь, диффузная гендерная идентичность (какого пола был Майкл до сих пор остается загадкой и был ли у него вообще пол?), вся жизнь в творчестве, "Мой вклад в Искусство, моя революция в Творчестве, Я и Искусство".. Воистину, "Ленин умер, но дело его живет!".