Студентам

Подходы к самопознанию в психологии, религии и эзотерике

on 26 Ноябрь 2012. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

храм Апполона в Дельфах

Сигаев, С.Ю. Подходы к самопознанию в психологии, религии и эзотерике [Текст]// С.Ю. Сигаев // Молодежь. Церковь. Национальное многообразие Подмосковья: XIII Московская областная научно-практическая конференция «Молодежь и религия». Выступления и доклады. Московская область, г.о. Химки, 26 ноября 2012 г./ Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области; Российская международная академия туризма. – М.: Логос, 2012. – С.41-47.

********

 

Самопознание всегда было модным трендом в среде развивающихся людей. «Познай себя – и ты познаешь весь мир!», - призыв на фронтоне древнего храма Аполлона в Дельфах. Считается, что каждый развивающийся человек обязан и должен познать самого себя, кто он есть, зачем он, почему он? Немецкий философ Артур Шопенгауэр, очутившись на кладбище ночью, был окликнут сторожем: «Кто ты, откуда и куда идешь?». Молодой Артур воспринял эти слова философски, отвечая на них в своих книгах. Каждый из нас в течении своей жизни также пытается дать свои ответы на эти вечные вопросы.

Студенчество также заинтересовано в познании себя, потому что без него невозможно ни самоопределение в профессии и карьере, блокируется возможность личностной самореализации. Педагог или психолог, помогающий молодым людям в самопознании, сталкивается с определенными трудностями. Множество научных подходов и школ философии, психологии, религии и эзотерики по своему трактуют понятие самопознания, что затрудняет само понимание самопознания. Совершенно не понятно, каким образом можно познать себя, с чем в ходе данного процесса мы можем столкнуться, к чему данный процесс может привести и по каким критериям мы можем констатировать достижение цели самопознания? Педагог, не понимающий сущности самопознания, навряд ли способен вести по этому пути своих студентов. Кроме науки, религия и эзотерика тоже предлагают свои ответы на поставленные вопросы. Но не будут ли их содержание противоречивым друг другу? Попытаемся ответить на этот вопрос в ходе нашей статьи.

Сначала рассмотрим определение самопознания в психологии. В акмеологическом словаре А.А. Деркача [1] самопознание определяется через изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно. Осмысление своего опыта и поведения возможно только через личностную рефлексию, которая так или иначе направлена на познание своей сущности.

Психология как наука не может предложить более-менее внятного определения сущности человека, кроме архетипической самости К.Г. Юнга  и эго-идентичности Э. Эриксона. К. Г. Юнг [12] понимал самость как центр целостности психики, символы самости – образ Христа и мандалы. Э. Эриксон [11] под эго-идентичностью – также понимал некую целостность личности, тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на изменения в процессе роста и развития. Однако, самость и идентичность не одно и тоже, потому что первое более духовное понятие, противоположное архетипу Эго, эго-идентичность же относится к тождественности личности совокупности ее социальных ролей. Психология рассматривает самопознание через раскрытие своего внутреннего мира, переживание своих внутренних состояний, понимание своих мотивов, целей, ценностей. Естественным следствием самопознания является отношение к самому себе, когда личность самоопределяется, выделяет наиболее значимые потребности для себя, определяет пути своего дальнейшего саморазвития, и усовершенствования, смысл своей жизни.

Таким образом, понятие самопознания теснейшим образом связано с Я-концепцией, принятой в гуманистической психологии [3, 4]. Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью [1].  Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции, а также, в зависимости от взглядов авторов, различные наборы Я (Я-идеальное, Я-реальное, Отраженное Я, демонстративное Я и др.). Только познав свои Я, мы приближаемся к познанию своей сущности, о которой авторы обычно умалчивают. Например, ни структура психики З. Фрейда («Сверх Я, Я и Оно»), ни Э. Берна («модель РДВ») не содержат упоминаний на некий духовный центр.

Однако, основатель психосинтеза Р. Ассаджиоли [2] в своей модели психики центральное место отводит скрытому ядру своей личности -  высшему Я, которое можно познать через технику разоотождествления со своим физическим телом, мыслями, комплексами и эмоциями. Основной задачей психосинтеза является постижение своего истинного высшего Я. Практическая психология и психотерапия (психосинтез, НЛП, гештальттерапия и др.) для гармонизации внутреннего состояния личности используют работу с субличностями. Каждое человеческое существо можно представить, как смесь отдельных субличностей. Изменение или трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом. Психологический подход в самопознании означает знакомство со своими субличностями, функциональными состояниями, эго-состояниями. Техника помощи схематично состоит в выяснении намерений этих состояний и их пересечений с последующей интеграцией вокруг духовного центра. Проблемы клиентов психологического консультирования обычно рассматриваются как смешение одной субличности с другой, поэтому проводят технику дифференциации функциональных состояний (С.В. Петрушин [7]).

Религия призвана ответить на самые глубинные сущностные вопросы человечества через веру. Вопреки научному познанию мира, религия опирается на Знание, которое было дано когда-то в целостном виде. Задача любой религии – донести сокровенное знание до следующих поколений в неизменном виде. Исконная вера для Руси – православие, толкует самопознание через отношение к ближним, познание своих несовершенств и упование на Божью помощь. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин [16] выделяет два пути развития человека: самооправдание и самопознание. Первый путь есть инфантилизм особого толка, приятен, лёгок и увлекателен: он даёт возможность мысленно возвыситься и укрепиться в уважении к себе, любимому. И абсолютно гибелен, потому что чем больше человек себя оправдывает, тем в более ложном свете себя видит. В конце концов, он приходит к страшной мысли “все плохие, я хороший”, а с такой мыслью жить нельзя. Такой человек уверен в своей непогрешимости, что есть проявление гордыни и невежества. Второй путь, путь самопознания, может стать трудным для человека, если оно превращается в самокопание, которое есть адская мука на земле, при условии, что человек отрекся от Бога, закрыл от него свое сердце. Чтобы распознать эту опасность, нужно обладать трезвостью и чуткостью, которые могут быть лишь дарованы, но никак не “развиты”. Здесь поможет только обращение за помощью, пусть даже в самой краткой форме, ведь стоит такому искреннему просителю просто подумать: Господи, помоги! — и помощь придёт. Именно смирение, кротость, упование на Божью помощь и покаяние в своих грехах характеризует самопознание православного человека. Кроме того, для идущего по пути самопознания необходима духовная сила, на которую указано в Евангелии от Матфея «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Т.е. для покаяния необходима такая сила, потому что трудно очиститься от греха в мире, пропитанном им. И если человек очистил себя покаянием, то ему нужно стараться услышать голос Божий, чтобы исполнять Его благую волю. Конечный смысл самопознания православного человека заключается в спасении души [14].

Буддизм является самой древней из основных религий на Земле [17]. За две с половиной тысячи лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Для буддиста конечной целью самопознания является обретение состояния просветления, которое понимается как состояние полной осознанности, переход в состояние отсутствия эго. Но эго в буддизме понимается иначе, эго – это человеческая фиксированная сущность, то, что существует за пределами Я. В буддизме выделяют несколько ступеней просветления Полное просветление означает окончание круга воплощений Сансары, выход из череды рождений и смертей физических жизней, которые несут страдание, и переход к нирване, другому уровню бытия. Самопознание в этой религии еще может пониматься как овладение пятью видами мудрости: зеркальная — как результат очищения гнева, уравнивающая — результат устранения гордости, различающая — результат постижения истинной природы привязанности или желания, всесовершающая — результат преобразования ревности и зависти, и всепроникающая — результат устранения неведения.

В исламе считается [15], что самопознание человека – есть средство познания Аллаха. В известном высказывании Пророка Мухаммада говорится: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа». (Бихар аль-анвар). Аллаха можно познать через его творения. Тот, кто познал себя, то есть познал порядок и гармонию своей сущности, обязательно познает своего Господа. Т.е. если человек внимательно изучит себя, то он поймет, что не является полностью независимым существом. Его знания, сила, возможности, разум, здоровье, да и все его бытие нуждается в опоре на независимое и ни в чем не нуждающееся начало. Он поймет, что без этой опоры он не просуществует даже короткого мгновения. Когда он познает это, то придет к выводу, что этой опорой является Всевышний Аллах, не испытывающий нужды ни в ком и ни в чем. Алламе Маджлиси в «Бихар аль-анвар» пишет, что душа бессмертна, она не познаваема органами чувств и она интуитивно тянется к своему создателю. В основных моментах мы находим, что постулаты ислама о самопознании идентичны концепции философа поздней античности Плотина, который тоже считал свойством души – познать источник своего происхождения. Но через разум такое познание невозможно, а возможно оно только во время катарсиса – мгновения, когда душа сливается с Единым.

В иудаизме [13] самопознание особенно развито в мистическом, философском учении – каббале. В переводе Каббала означает — "получение". Согласно постулатам Каббалы, главной целью человека является духовное совершенствование, понимание своего предназначения как в материальном, так и в тонком мире. Просветлённое состояние души в Каббале называется Гмар Тикун — переводится "конечное исправление". Пока душа не достигла его, она вынуждена идти по пути воплощений в материальном мире. До тех пор пока не "выучит свой урок" либо не исполнит своего истинного предназначения. Достигнув состояния Гмар Тикун, душа перестаёт воплощаться. Иудеи должны соблюдать множество предписаний и ограничений – 613 обетов, перечисленных в Торе, а также соблюдать религиозные праздники. У нас создалось мнение, что иудаизм в основном оказывает воспитывающее действие на иудеев в целях самосовершенствования. Иудаизм уделяет большое значение ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры. Самопознание заменяется послушанием, что приведет в некий момент к вечной счастливой жизни («воскрешение мертвых», Дан. 12:2), а недостойные будут обречены на вечное поругание и посрамление.

Эзотерика (Рудольф Штейнер, Алиса Бейли, Рерихи, Ошо, New Age) – учение о скрытой мистической сути объектов мира и человека [6, 9, 10], синхронность процессов, происходящих во Вселенной и душе человека; расходится с христианством во взглядах на перевоплощение и карму. Самопознание в эзотерической традиции означает вспоминание своих прошлых жизней, очищение кармы, различные духовные практики и медитации. Цели эзотерических систем совпадают с религиозными, но связи с определённой религией может и не быть. Основной целью зачастую является расширение состояния осознания или просветление.

Итак, мы рассмотрели подходы к самопознанию в психологии, мировых религиях и эзотерике. В виду ограниченного объема работы мы не имели возможности более подробно рассмотреть данную тему. Каждое из названных направлений состоит из множества течений и школ. Отметим, что для оказания психолого-педагогической поддержки студентам в самопознании в образовательном пространстве вуза наиболее приемлемым остается психологический подход, опирающийся на научные исследования. Духовные подходы остаются прерогативой свободного выбора обучающихся. Познание себя, своей внутренней сущности, обретения, как говорили на Руси, «царя в голове», так и остается невыясненным до конца процессом, в этом его загадка. Юношеский возраст сопровождается сильным кризисом идентичности, одним из самых значительных кризисов самопознания, во время которого молодой человек интегрирует разнообразные внешние определения, данные другими людьми, и переходит к собственным. Психолого-педагогическая поддержка в самопознании поможет студентам лучше разобраться в себе, узнать свой темперамент, тип ЦНС, психотип, особенности своего характера, осознать свои установки, социальное Я, научиться эффективному целеполаганию и постигнуть основы деловой коммуникации. Православная церковь, со своей стороны, обеспечивает духовную поддержку своей пастве, помогает найти опору в жизни на вечные христианские ценности. Сотрудничество практической психологии и православной церкви поможет воспитать не только деловых и практичных менеджеров, руководителей, но и, прежде всего, порядочных, воспитанных членов общества.

Литература

1.  Акмеологический словарь/ Под общ. Ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 161 с.

2.  Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 416 с.

3.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. - С. 30-66.

4.  Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 2011. – 496 с.

5.  Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

6.  Ошо Стать собой. Путь к самопознанию. – М.: Весь, 2010. – 128 с.

7.  Петрушин С.В. Резонансное консультирование. – М.: Академ. Проект, 2008. – 160 с.

8.  Трунов Д.Г. Этапы и стратегии самопознания//// Развитие личности. 2009. - № С. 78-85.

9.  Уоррен Ш. Открытие себя. Введение в самопознание. – М.: 1994.

10. Штайнер Р. Путь к самопознанию человека. – М.: Феникс, 2004. – 237 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352 с.
12. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. – М.: Когито-Центр, 2009. – 352 с.

Электронные ресурсы

13. [Электронный ресурс] // Самопознание. Ру. -  URL: http://samopoznanie.ru/schools/iudaizm (дата обращения: 25.11.2012).

14. [Электронный ресурс] // Самопознание. Ру. -  URL: http://samopoznanie.ru/schools/pravoslavie (дата обращения: 25.11.2012).

15. [Электронный ресурс] // IMAM.RU. -  URL: http://www.imam.ru/ (дата обращения: 25.11.2012).

16. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Самооправдание вместо самопознания [Электронный ресурс] // Православие.Ru. -  Дата обновления: 26. 03.2008 г. -  URL:http://www.pravoslavie.ru/smi/36569.htm (дата обращения: 25.11.2012).

17. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс] // URL: http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3673 (дата обращения: 25.11.2012).

************************************************

статья для конференции РМАТ 26 декабря 2012 г.

презентацию к выступлению можно скачать здесь