Студентам

Как написать психологическую кинорецензию?

on 22 Декабрь 2012. Posted in Студентам

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Иногда в качестве отчетности по дисциплине я предлагаю студентам альтернативную форму сдачи зачета – через написание психологической рецензии на определенный художественный фильм. Классическая форма отчетности через реферат отчасти потеряла свой реальный смысл, потому что, как известно, нынешние студенты не утруждают себя реальной работой над составлением авторского реферата. Реферат является научной работой, писать его долго и трудно. Гораздо легче найти в сети и скачать, но тогда необходимо оформить его по «рыбе», которую я выкладываю на своем сайте или на почте для студентов. В таком случае мне предстоит пережить две войны: первая – чтобы добиться содержательной части реферата (плагиат), вторая – добиться оформления по заданному образцу. Казалось бы, когда есть шаблон, образцовый реферат, то задача оформления решается элементарным образом, но не все так просто. Приходится преодолевать сопротивление группы, объяснять, что: титульный лист, лист содержания, источники литературы – оформляются определенным образом; что реферат должен быть структурирован классическим образом (введение, заключение, две главы по два подпункта в каждой); что текст должен быть отформатирован определенным образом. Часто замечаю, что студенты до самого диплома могут не знать, как оформляется реферат, курсовая работа - и это становится нормой высшего образования. Проблема могла бы решаться просто - если бы на сайте вуза в разделе для студентов был доступен для скачивания образец реферата, контрольной работы, диплома ("рыба"). Никогда не встречал образцов для оформления работ для студентов любого вуза. Обычно есть ряд требований, где описываются требования к работам, но без выкладывания "рыбы". Как исключение - рыба титульной страницы дается, на этом все.

Студентам было бы понятны требования вуза, как нужно оформлять свои работы, если бы на сайте были бы доступны образцы для скачки. Но когда один преподаватель требует оформлять работы одним образом, а другой - совершенно другим, то появляется сопротивление... Но может быть, альтернативная форма сдачи зачета покажет свою эффективность в данном случае? Кинорецензия должна быть авторской, ее плагиатность очень легко отследить, форма не очень важна, хотя и есть определенная структура. Но главное, кинорецензия учит мыслить, развивает рефлексию и творческое мышление, ее создание – это настоящий творческий акт! Кинопросмотр сам по себе увлекательное занятие и можно согласиться с вождем мирового пролетариата, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Поэтому я как преподаватель, использую психологическую кинорецензию в качестве формы сдачи зачета для студентов. Но как пишутся кинорецензии – данный вопрос также нуждается в прояснении, чему и посвящается данная статья.

 Основные требования к психологической кинорецензии: это должна быть ваша, авторская работа, объем – не менее 1,5 листа формата А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, с интервалом 1,15. Обращаю внимание студентов на формат психологической кинорецензии – вы пишете ее как Исследователь (психолог), а не Зритель, не Кинокритик или Искусствовед. Т.е. в своей работе вы опираетесь на понятия психологии как области науки и практики, приводите ссылки, апеллируете к авторитетным мнениям других исследователей и т.д. Главное требование к содержательной части кинорецензии – она должна быть интересной для вас! Если она интересна для вас, то будет интересна и для других! В ваших рассуждениях не должно быть банальных обывательских оценок и ярлыков для персонажей ленты, но должен присутствовать психологический анализ, нить рассуждений и выводов. Отношение к игре актеров и работе режиссера можно упомянуть вскользь, потому что для нас в фокусе внимания – психологическая реальность фильма, анализ его текста и подтекста. По сути, ваша кинорецензия – это небольшой рассказ и даже, в какой-то мере, и самоисследование. Написание кинорецензии означает раскрытие личностных смыслов, когнитивных конструктов, установок бессознательного. Таким образом, написание психологической кинорецензии помогает нам в саморазвитии и самосовершенствовании, добавляет мотивации в учебе и самопознании!

 По структуре в вашей работе можно выделить Введение, Основную часть и Заключение. Во Введении начните с обобщения, каких-то трюизмов для того, чтобы подготовить читателя к восприятию основного текста и своей главной идеи. Подразумевается, что главная идея или Красная нить ваших рассуждений уже в ваших рассуждениях начала просматриваться.

Главным методом для написания рецензии считаю мозговой штурм: отключаем внутреннего критика, даем волю фантазии! Задача первого этапа – набрать определенное количество идей, смыслов, понять гештальт фильма. Следует учитывать сложность материала – фильм как текст и как подтекст. Самые интересные фильмы имеют подтекст – скрытую систему смыслов, заложенную режиссером, что составляет суть его message к зрителям. Такие фильмы как «Облачный атлас», «Господин Никто», «Догвилль», «Парфюмер: история одного убийцы», «Матрица» являются многослойными и потому интересными для нашего психологического анализа. Умный психолог сможет найти не один подтекст в таких картинах! Обыватель может увидеть только видимый сюжет, лишенный подтекста, однако продвинутый студент сможет открыть целые миры и существенно обогатить свой собственный! Особенность психологической кинорецензии в том, что она должна раскрывать психологическую реальность сюжетной линии и персонажей. Например, в "Догвилль" на первом плане может трактоваться как проблема социальной адаптации человека на новом месте, в группе, но более глубинном плане - как комплекс превосходства Грэйс и желание доминирования Тома. Анализируя психологические портреты персонажей, суть их проблем, их вероятностные выборы и варианты судьбы, мы должны отметить, насколько все происходящее относится к нам, зрителям. Психологическая реальность понятна и едина для всех людей, именно раскрывая ее нюансы, мы познаем и заново открываем что-то в себе! Отдельной строкой мы анализируем то, что стоит за кадром, читается между строк – очень часто мне помогает увидеть подтекст внимание к чувству собственного удивления, wow-чувство, которое возникает во время просмотра какой-то сцены. Почему сюжетная линия развивается именно так, а не иначе, почему подразумевается именно то, а не другое? Чувство удивление направляет фокус анализа исследователя!

Культурный аспект фильма - под этим я понимаю, его как продукт определенной страны и темы, актуальные для нее. Например, для фильмов США актуальна тематика Свободы и борьбы за нее. Тема уходит корнями в прошлое этой страны, в эпоху рабства, когда негры были рабами, а белые эксплуататорами. В истории Европы (античная Греция, древний Рим) также был подобный период, но уже очень давно, поэтому такая тема не особо поднимается в синематографе. Борьба за свободу от рабства, порабощения одних людей другими - это тема западной цивилизации (актуализируется в фильме "Облачный атлас"), но не для России. В нашем прошлом не было рабства, как на Западе. Монголо-татарское иго и крепостное право - это другое, отдельный разговор не этой статьи. (Ига на самом деле не было, а крепостное право - это Община). Какой-то аспект фильма будет отражать коллективную психологическую реальность стран-производителей. Здесь для анализа мы можем опереться на психологию народов, начиная с Вильгельма Вундта, на взгляды Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном и его архетипах. Для нашей страны более характерно идеализация иноземцев, девушки из любопытства мечтают рожать им детей, окружающие относятся к ним либо как к небожителям, либо как инопланетянам (затаив дыхание и приняв стойку на задние лапки). Такое отношение описывали английские путешественники во времена Российской империи, тоже самое мы наблюдаем и сейчас.

Итак, в ходе мозгового штурма мы получим несколько смысловых блоков-гештальтов, но они еще разрозненны, в них не хватает Красной линии – связующей центровой идеи, вокруг которой фиксируется главный сюжет ленты. Красную линию необходимо поймать через инсайт, позвольте ему произойти самому собой! Отвлекитесь, прогуляйтесь по парку пока ваше бессознательное проделывает свою творческую работу за вас. Как правило, озарение не заставит себя долго ждать – и вот уже Основная часть рецензии у нас простроена, а Красная нить уже скрепляет наши мысли единой строкой! Отлично, теперь мы переходим к Заключению, формулируем выводы и задаемся вопросами, которые могут обозначить проблематику фильма, как мы ее воспринимаем. Если нам удалось неожиданно попасть в цель и высветить скрытый аспект картины, то чувствуется драйв археолога, раскопавшего тайны заветной Атлантиды – хороший итог плодотворной работы! Завершает рецензию, как в любой работе, список источников литературы, на которую вы ссылались, создавая свою статью. Оформлен список должен быть как положено (правила оформления в Загрузках).

Надеюсь, что эта статься как-то прояснила процесс написания психологической рецензии. Добавлю только лишь, что лишь после создания своей работы вы можете ознакомиться с рецензиями на данный фильм в сети, но не раньше! Иначе собьете вектор собственной мысли, а мысль чужая, плагиатная чувствуется сразу, потому что я в курсе как пишут в интернете на Кинопоиск Ру, на моем сайте в разделе "Психология в кино" и других сайтах, выкладывающих аналогичные интеллектуальные продукты. Учитесь мыслить самостоятельно, развивайте свое видение – только оно делает вас образованными продвинутыми людьми, ведь ради этого вы пошли учиться в вуз, я надеюсь?Подмигиваю

P.S. Ошибка автора - притягивать за уши какую-либо психологическую теорию к картине. Режиссер не для этого создавал свой фильм, учимся мыслить шире. Скоро я постараюсь выложить здесь авторские рецензии моих студентов, есть очень интересные и сильные работы!
Другой аспект - зрительское предвзятое отношение к фильму для пс.анализа на субъективном уровне. Что напоминает мне врача, который отказывается лечить пациента по причине, что "он мне не нравится". Конечно, над пустым фильмом не стоит ломать голову, но если ты чувствуешь, что в фильме что-то есть, то имеет смысл преодолеть свои негативные чувства (часто такое отношение сопровождает фильмы "Догвилль" и "Эксперимент"). Главное, это то, к каким выводам вы придете, что сможете понять и донести до читателя! 

====================

http://img-fotki.yandex.ru/get/6813/17259814.13/0_8aba7_33f1e775_origПример психологической кинорецензии на фильм "99 франков" студентки заочной формы обучения Ирины Невской, магистратура, 030300.68 "Психология", 2 курс, МГУТУ (на 2014-15 уч.год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/17259814.12/0_875f4_ba6e270a_orig

Фильм « 99 франков» - история о жизни молодого копирайтера Октава Паранго. Фильм начинается с описания жизни работника рекламного агенства. Герой просыпается в чудовищном алкогольном и наркотическом похмелье. Комната завалена голыми людьми, разбросанной одеждой, пустыми бутылками, все поверхности усыпаны кокаином. Через несколько мгновений герой, уже одетый «с иголочки» в самую модную одежду, входит в свой офис. По его поведению понятно, что он уже давно забыл о том, что такое «уважение к людям»: большую часть сотрудников он не помнит по имени, о себе он говорит непрестанно, в первую очередь сообщая зрителю свою зарплату и педалируя то, что, в отличие от «обычных людей» он может позволить себе абсолютно все: самые дорогие машины, одежду, дорогих проституток и горы наркотиков. Единственный человек, которого он уважает - его босс Марк, начальник рекламного агентства. Сила Марка в том, что выше него нет никого и у него нет слабых мест - уважение Октава скорее всего основано на зависти и желании стать таким же человеком без слабостей.

Реклама - бизнес, целиком базирующийся на принципе массовой манипуляции. Зрителю навязывается желание обладать товаром, который ему не нужен. Октав - лучший копирайтер агентства, он получает свои деньги благодаря умению манипулировать зрительскими желаниями и чувствами. Заставлять зрителя «возжелать» продукт - его конек. Он считает себя «королем», потому что он стоит на вершине цепи общества потребления. Все хотят того, что он имеет - по крайней мере, сам он в этом уверен.

В фильме герою 33 года - возраст Христа, возраст зрелости, возраст трансформации. Эта цифра сразу сообщает нам о том, что с героем должно произойти что-то, что изменит всю его жизнь. И действие начинается: Октаву предложили сделать рекламный ролик для компании «Мадон», производящей молочную продукцию. И название, и деятельность компании - яркий символ. Молоко - как символ материнского начала, «Мадон» - созвучно с Мадонной, богоматерью, которую изображают кормящей грудью младенца Христа. Изображения Мадонны с младенцем висят в конференц-зале компании, где происходит обсуждение ролика. На том же обсуждении у Октава происходит видение (под воздействием наркотиков): он видит себя и всех окружающих как героев картины «Тайная вечеря». Он сам - как Христос, в белых одеждах, сидит в центре, остальные окружают его. Тайная вечеря - последний вечер Христа, на котором он осознал, что он должен быть принесен в жертву. Вечер, когда произошло предательство Иуды, после которого Христос был распят.

Изначально Октав предлагает свою версию рекламы йогурта: две девушки на пляже, в купальниках, блистая роскошными формами, обсуждают тонкости теории относительности. Владельцу компании «Мадон» идея не нравится. Он требует «вникания в мир потребителя»: целевая аудитория этой рекламы - домохозяйки. Какой их внутренний мир? Чего они хотят? О чем они мечтают? Нужно думать не о том, чтобы реклама выглядела забавной, красивой и «крутой», а о том, чтобы принести радость зрителю - тем самым домохозяйкам, усталым, несчастным женщинам. Любопытно, что идея «понять и полюбить домохозяйку» звучит из уст владельца компании, который уже 10 лет не прикасался к собственной жене. Однако, если учесть, что его цель - вовсе не порадовать реальных женщин, а создать рекламу, которая поможет ему сбыть 14 ООО тонн йогурта - можно понять, что эти идеи он озвучивает только ради прибыли.

 Именно в этом месте происходит первый переломный момент: Октав чувствует, что идея заказчика - пошлая и вместе с тем подлая. То, что предложил до этого он сам - всего лишь сладкая и развлекающая картинка. Заказчик же предлагает ему использовать «душу» покупателя и с помощью простой, казалось бы, идеи внушить, что именно его йогурт - это воплощение мечты о счастье, легкости и радости. Именно здесь Октав и задумывается о том, чтобы бросить работу. Он идет к начальнику - Марку, требуя увольнения и «золотого парашюта» - компенсации с окладом, который бы дал ему возможность провести какое-то время наедине с самим собой, возможно, передохнуть от работы, возможно - что-то изменить в жизни. Но Марк - тот самый Марк, силой и беспринципностью которого Октав так восхищается - с помощью манипуляций вынуждает его продолжить работать над этой рекламой. Октав соглашается, принеся в жертву свою совесть. Выбор сделан, жертва принесена, герой перемещается в точку, из которой возврата уже нет.

В тот же день Октав знакомиться с Софи - сотрудницей того же агенства. Знакомство сразу переходит в бурный роман, который описывается только с помощью сексуальных сцен. Мы видим, что единственный возможный для героя способ отношений с женщиной - это секс. Секс как бесконечное потребление, использование женщины ради своего удовольствия - и больше ничего. Вскоре Софи сообщает Октаву, что беременна. Сцена начинается с того, что она пытается ему сказать нечто важное, а он все время отвлекается на какие-то мелочи - он явно чувствует, что услышит что-то, что может изменить его жизнь, но слышать этого не хочет. Когда, наконец, Софи удается ему сообщить о беременности, он поступает так, как, по его мнению, поступают «все парни»: говорит ей набор пошлых фраз о том, что он «конченный человек», что «семья - не его стихия» и заканчивает речь предложением остаться друзьями. Глубоко оскорбленная, Софи навсегда исчезает из его жизни. И тут Октав понимает, что она для него значила. В мечтах он возвращается к этому моменту, представляя, что было бы, если бы он тогда сказал «Как я рад! Я стану отцом!» - и они оба в обнимку выходят из кафе. Но в реальности ему остается только по-прежнему «высасывать» из жизни все то, что может предложить ему общество потребления: девушки по вызову, порно-каналы, наркотики. Он пытается забыть, не думать о Софи и ее ребенке - ИХ ребенке - но ему это не удается: она мерещится ему повсюду, она является ему в наркотических галлюцинациях, зовет его куда-то за собой, и он пытается его догнать. У Октава начинается депрессия. Параллельно с этим он продолжает работать над съемками рекламы йогурта и свободное время проводить в оргиях. На одной из оргий у него происходит передозировка и клиническая смерть. Во время клинической смерти он видит странную картину: себя и Софи на фоне изображения УЗИ-аппарата, показывающего младенца в утробе. Внезапно он оказывается внутри матки, рядом с младенцем - младенец больше него в 100 раз. Так, вероятно, мог бы выглядеть Бог рядом с человеком. Этот самый младенец мог «создать» нашего героя, превратить его в отца, во взрослого человека, заставить изменить жизнь - но Октав отказался от своего ребенка, и в этом видении младенец отбрасывает его одним мизинцем, пренебрежительным жестом, словно в отместку.

Очнувшись, Октав проходит лечение от наркотической зависимости, после чего возвращается в строй - в агенство, где ему сообщают, что его начальник Марк покончил с собой. Для Октава это тяжелый и совершенно неожиданный удар: Марк - человек без слабостей, без недостатков, выстрелил себе в голову. Оказавшись на самой вершине пирамиды потребления, он больше не смог найти для себя источника, из которого он мог бы потреблять хоть что-то сам. Потребление - обратная сторона «давания» и созидания. Живя по законам общества потребления, невозможно ничего создавать самому, и Марк оказался «обесточен», что и привело его к самоубийству. Октав чувствует, что он должен «отомстить» за Марка и начинает осуществлять свой план. Он создает альтернативный рекламный ролик злополучного йогурта, в который умудряется втиснуть все, что может «взорвать» систему буржуазного общества: голодающих детей Африки, конвейеры производства продуктов, забой скота, сцены, вызывающие отторжение и ужас. Все это противоположно идее рекламного бизнеса, согласно которой все должно выглядеть привлекательно, безупречно и «радовать глаз».

Однако в душе герой уже чувствует, что он уже давно начал свое падение, и подняться уже не сможет. Все мрачнее его разврат, все тяжелее наркотики. В какой-то момент он, под воздействием веществ, на огромной скорости сбивает машиной женщину с ребенком и двух полицейских. На следующий день к нему на работу приходит полиция. В тот же момент ему звонит мать Софи и сообщает, что Софи покончила с собой. После этого он видит полицейских и, понимая, что для него все кончено, бежит на вершину оффисного центра и прыгает с крыши. Падая, он разбивается о крышу машины начальника компании «Мадон», который сидит внутри этой машины, таким образом «отмстив» ему и за себя, и за Марка, и за Софи.

После этого «финала» зрителю предлагается финал №2 - и возможность выбрать из этих двух финалов тот, который ему больше понравится.

Во втором финале Октав приходит в себя после наркотического транса, никаких полицейских и женщин с детьми он не убивал - крови на рубашке нет, есть только пятна от рвоты. После этого он наконец решает изменить жизнь: уходит с работы, взрывает собственную машину, чтобы инсценировать собственную смерть. Затем ему удается внедрить кассету с записанной «альтернативной рекламой» на телевидение с тем, чтобы ролик был показан в ту самую минуту, когда все ожидают увидеть слащавую рекламу йогурта. Весь мир видит «правду», общество шокировано, компания «Мадон» посрамлена, Октав осуществляет свою месть, после чего он летит на экзотический остров, где, пожив несколько дней в идиллическом раю, научившись самостоятельно ловить рыбу и общаться с местными жителями, наконец, встречает Софи, которая бежит к нему, держа на руках белокурого младенца. Счастливая сцена воссоединения на фоне райского пейзажа - на этом и кончается «второй финал», он же - мечты Октава о том, чтобы стать героем. Сбыться этим мечтам уже не суждено, потому что на самом деле он, убив под воздействием наркотиков четырех человек и узнав о самойбийстве девушки, беременной от него, прыгает с крыши небоскреба и погибает. «Второй финал» - это та самая «мечта», поверить в которую заставляет нас рекламная индустрия, одурманивая, как наркотиком, «сладкой картинкой», такой желанной и привлекательной.

26.05.2014 г.

==========================================

Мой отзыв о рецензии на фильм Невской И.И.: 

Ирина, вы очень потрудились и рецензия выше всяких похвал! Учитываем, что это ведь ваша первая рецензия на фильм. Можно только предположить, на что вы способны дальше! Вы очень зрелый профессионал с развитым самосознанием, умеете излагать свои мысли - а ведь это качество королев!  Удачи вам и новых побед! Это было круто!..:)