Оз: Великий и Ужасный

on 09 Март 2013. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

США, 2013

реж. Сэм Рейми

В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уильямс, Эбигейл Спенсер, Джои Кинг, Зак Брафф, Мартин Клеббэ, Тед Рейми, Билл Коббс

Слоган: "Найди свою душу в Оз"

Сюжет

Когда ураган забрасывает циркового фокусника Оскара Диггса из пыльного Канзаса в волшебную страну Оз, склонный к мошенничеству циркач полагает, что он поймал удачу за хвост — ведь с помощью своих трюков он с легкостью может добыть в новых землях и славу и богатство.

Однако его ждёт встреча с тремя чародейками, Теодорой, Эванорой и Глиндой, которые сомневаются в том, тот ли это великий волшебник, появления которого ждали легковерные жители страны Оз. Волей-неволей, пришелец оказывается втянутым в противостояние эпического масштаба, и ему приходится использовать весь свой «магический» арсенал, с добавлением толики настоящего волшебства.

В ситуации выбора между Добром и Злом, Оскару Диггсу предстоит не только стать Великим и Ужасным Волшебником из Страны Оз, но и немного измениться к лучшему.

Психологический анализ "Загадка страны Оз"

Когда твои родители простые фермеры, а ты мечтаешь о чем-то большем – о славе, величии, то ради призрачного успеха обесцениваются семейные ценности обычного человеческого счастья. И нет в душе опоры, а только неуверенность, потому что в мире фантазий не на что опереться. Самовлюбленный, эгоистичный, корыстный, безразличный – таким мы застаем Оскара в начале фильма. Девушки обожали его, но он только играл с ними. Обезьянку никогда не называл по имени и вел себя по отношению к разумному созданию как сноб. Возлюбленная, которая его реально понимает, вот-вот уйдет к другому мужчине, осознание невозможности совершить реальное чудо становится все очевидней, накачанный атлет готов порвать его на куски – земля буквально уплывает из-под его ног и реальность изгоняет Оскара Диггса  через смерч, который закидывает его воздушный шар в другое измерение, в сказочную страну, где должно произойти его приключение.

Сказочный мир сконструирован специально для Оскара Диггса, там жил миф о нем, как о волшебнике, который когда-нибудь явится с неба. В реальном мире Оскар демонизировался, перешел под власть своего Эго, потерял контакт со своей душой. Слоган фильма так и переводится - «Find yourself in Oz» ("найди душу в Оз"). На контакт с  Диггсом сразу выходит волшебница Теодора и фокусник раскручивает ее по полной программе или дает ей понять, что она желанна для него как женщина. Но как конкретно он это дает понять? Через три вещи: подарок (шкатулка), танец и поцелуй – наработанная им стратегия обольщения девушек, которая была безотказной по жизни для главного персонажа. Теодора в уме уже выходит замуж за Диггса, хотя совсем его не знает и по-большому счету он ей ничего не обещал. Ее любовь была моментальна и, очевидна, была ее первым чувством. Находясь в тени старшей сестры Глинды, она мечтала освободится, но море жизненной энергии бурлило в ней, не находя выхода. Будем откровенны, в сказочной стране нормальные мужчины являлись штучным продуктом. Одним из них был ее папа, о котором время от времени упоминается в фильме. Очевидно, весьма достойный джентльмен, но остальные парни в регионе выходил за рамки естественного отбора: либо слишком мелки (карлики), либо просты – (обычные труженики), либо страшны (ремесленники).

Вся страна Оз стала ареной для выяснения отношений царствующей семьи. О супруге отца никак не упоминается в сюжете, что необходимо иметь в виду для понимания особенностей семейных отношений.. Основная линия противостояния дочерей представлена линией Глинда (добро) и Эванора (зло). Теодора, изначально находившаяся на стороне добра, была переформатирована Эванорой на сторону зла потому, что Теодора привыкла находится в тени старшей сестры и доверять ей; сама по себе оказалась менее зрелой личностью, чем Глинда и Эванора. Кроме того, Теодора не имела опыта и возможности, чтобы разобраться в себе, понять себя, самостоятельно ответить на самые важные вопросы жизни, в ней не было той силы духа как у Глинды. Когда колдовство Эваноры изменило ее и Теодора стала страшной колдуньей, она не воспользовалась возможностью вернуть ситуацию назад, хотя старшая сестра предлагала ей эту возможность: «Пусть он увидит, что я собой из-за него сделала!». Такая позиция – это позиция Ребенка, которая не найдет сочувствия в душе мужчины, как раз наоборот, Диггс понимает, что с такой неадекватной девушкой ему было бы не по пути. Теодора в приступе возмездия хотела уничтожить свою сестру Глинду, совершить ритуальное убийство, - и только динамика сюжета помешала ей. Таким образом, для Теодоры данная история оказывается весьма драматичной, она буквально теряет себя, ее духовные структуры исковерканы магией старшей сестры («каменное сердце»).

Но вернемся к противоборству Глинды и Эваноры – в чем причина вражды двух сестер? Очевидно ответом на этот вопрос будет отсылка к отношениям с папой. Может быть, он приблизил к себе Глинду, а Эванора почувствовала свое отвержение и обозлилась? Если речь идет о комплексе Электры, то такие чувства можно понять. Фарфоровая девочка просила, чтобы ее уложил спать Волшебник (Диггс), а не Глинда – аналогичная нежность к отцу (заменителю отца). Однако, не слишком ли жестко происходит это противостояние, неужели страсть к отцу перешла все мыслимые пределы или речь идет о банальной жажде власти? Фильм не дает нам ответа на драму семьи, Эванора и Теодора трансформировались в страшных, асексуальных и мизантропных особ и изгоняются из родного города (Рода), но вместе с тем, они не перестают быть частью одной семьи, они навсегда по факту рождения останутся сестрами. Очень странная семейка – готовы перегрызть друг другу горло по неизвестным причинам. Встречались ли вам в реальной жизни такие семьи, в которых три сестры настолько ненавидели друг друга? Мне лично – нет, вообщем, дело темное.

Но Глинда не просто одна из сестер царственной семьи, она в реальной жизни является один-в-один возлюбленной Диггса, ее играет одна и та же актриса Мишель Уильямс. Глинда олицетворяет и любовь, и душу Диггса. Зрелая, осознанная, светлая – она просто супер! Отвергнув Глинду-Душу в реальной жизни, Диггс возвращается к ней в сказочной стране Оз.

Вернемся к Диггсу. В душе он не принял отца, не принял его дар, его ценности, хотя формально он положительно относится к папе, но в глубине души критикует его ограниченность, семейные ценности, «бытовуху». Поэтому он не может сам стать отцом и всю жизнь может играть роль «Вечного принца», но настоящего чуда он сделать не может, т.е. сделать настоящее волшебство. Смысл его деятельности заключается в оболванивании людей, чтобы они поверили в его чудеса, но когда больная девочка просит исцелить ее, потому что поверила, всплывает несостоятельность волшебника и открывается его главная проблема – он не может сделать настоящего чуда. Мама Диггса покрыта тайной как и мама трех сестер – полностью засекреченная фигура. Была ли она простой фермершей или домохозяйкой, или мудрой женщиной, подарившей Оскару веру в свое особое предназначение, для нас остается пока загадкой. Но уверен, что у Лаймана Френка Баума в других книгах содержится разгадка о матери Диггса и трех сестер.

Если переложить историю Диггса на современный лад, то мог бы быть такой расклад: его отец работал на стройке рабочим или прорабом, был грубым, приземленным и простым мужчиной. Мама либо была домохозяйкой, либо умерла при родах. Оскар не хотел быть как отец, не хотел бегать по стройке в керзовых сапогах и выражаться матом на нерасторопного крановщика из Средней Азии. Оскар хотел стать бизнес-тренером, коучем и психотерапевтом, чтобы зажигать по полной программе и поднимать стадионы, хотел менять людей, исцелять их – делать чудо, wow-Событие. Некоторые техники у него получались, но достигнуть wow-эффекта до конца не получалось – посетители замечали леску, какой-то искусственный прибамбас, и ощущение сказки уходило. И если бы в судьбе Оскара не было бы ухода в страну Оз, он бы так и остался амбициозным фокусником, но неудачником по жизни, который и сделать настоящего чуда не может и не способен удержать любимую девушку. В первой экранизированной сказке девочка Дороти отправляется в страну Оз, чтобы лучше познать себя, а ее попутчики – Страшила, Железный дровосек и Лев, мечтают получить недостающие качества – и Оскар в этой стране получил признание себя как Волшебника, значит, страна Оз – это реальность где скрытые качества становятся проявленными и там моделируются определенные испытания для того, чтобы обрести свою внутреннюю Силу! Как бы я хотел оказаться в этом месте!