Смерть в эфире

on 31 Март 2013. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: Live!
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Билл Гуттентаг
В ролях: Ева Мендес, Дэвид Крумхолц, Роб Браун, Кэти Кэссиди, Джей Эрнандез, Эрик Лайвли, Монит Мазур, Джеффри Дин Морган, Дэнни Комден, Пол Майкл Глейзер

Слоган: «6 конкурсантов. 5 миллионов долларов. 1 выстрел. Ты собираешься взять? »

Выпущено: США
Продолжительность: 01:36:20

Рейтинг Кинопоиск: 6,639 (2787)

Психологический анализ "Дьявольское искушение"

Тема выживания в формате ток-шоу периодически возникает в кино и на телевидении и привлекают внимание широкой аудитории. Художественный фильм с Арнольдом Шварцнеггером «Бегщий человек» (1987) открывает эстафету; реалити-шоу «Survivor» (рус. «Выживший») — стартовало в 1992 году в Великобритании и «Форт Байяр»;  а с 2001 по 2008 года как проект «Последний герой» прошло в количестве 6 сезонов в России; рассматриваемый нами «Live!» вышел в 2007 году в США; «Голодные игры» 2012 завершают обзор. Отличие рассматриваемого сюжета от остальных в том, что в нем персонажи имеют свободный выбор для участие в смертельном шоу, в других проектах человек оказывался жертвой обстоятельств («Бегущий человек», «Голодные игры») и просто боролся за свою жизнь. Кроме того, во всех остальных проектах делался упор на групповую динамику, взаимоотношения участников шоу, а создатели проектов оставались в тени повествования. В «Смерти в эфире» акцент делается на отдельно взятых участниках, Кэтти – организатора реалити-шоу, влиятельных лиц (боссов) и на статистику (рейтинги). В сюжетной линии мы наблюдаем, как Кэтти продавливает свой адский проект на телевидение, каким образом склоняется чаша весов общественного мнения, какими способами происходит манипуляция социумом, но групповая динамика отсутствует.

Фильм поднимает глубинные сущностные этические вопросы нашего бытия. Но какие именно? Кэтти для общественности озвучивает свое шоу как новые возможности, чтобы изменить свою жизнь. В этот рассказ она приплетает космонавта на Луне и Стива Джобса. И ведь действительно, выжившие участники шоу получают по 5 млн. долларов награждения с помощью которых смогут жить припеваючи, осуществляя все свои мечты! Но кто-то один должен погибнуть с вероятностью 16,6%. О запланированной гибели участника шоу Кэтти не задумывается, о том, что каждый раз после шоу в морг будут увозить труп. А еще кто-то должен будет отмывать студию от вытекших мозгов, вытаскивать тело и т.п. Кэтти мечтает о рейтингах, славе и деньгах, о своей карьере, она стремиться оставить свой след в истории человечества, чтобы о ней помнили – поэтому параллельно с подготовкой к шоу для нее снимается фильм. Кэтти пошла путем Сальвадора Дали, который также отказался от семьи, чтобы создавать свои странные картины. «Больше всего на свете я не хочу быть обычной». Однако у Дали был талант, а чем могла потрясти мир Кэтти? Только лишь поправ этические нормы. Этим же занимаются сейчас блудницы Пуси Райт и им подобные девушки – оскверняются храмы, святыни и сама жизнь человеческая. Но осквернение проходит под хорошим прикрытием – это либо борьба за свободу и демократические идеалы, либо протест против продажной власти, но на самом деле основная цель в банальном личном пиаре.

Она так искажает восприятие реальности для себя с помощью защитных механизмов (описанных в психоанализе), чтобы у нее не возникло чувства вины («мы даем людям то, что им нужно», «искусство – это только повод легализовать секс») – и делает это расчетливо и цинично.

Чем же является это шоу на самом деле: уникальной возможностью мигом разбогатеть или искушением? Каждый по своему ответит на этот вопрос, но для меня – однозначно, дьявольским искушением.

Рассмотрим мотивацию каждого участника шоу: юная актриса Джоэл – хочет стать популярной, чтобы не работать экскурсоводом; молодой парень Брэд – транжирит свою жизнь на глупые риски, и в последствии посвятит себя путешествиям и приключениям. Типичный молодой инфантильный парень..Святой Оба варианта представляют жизнь для себя, пустую и эгоистичную.

Зрелый мужчина, фермер Рик пытается спасти своего ребенка и семью, для него участие в шоу – это отчаяние и надежда расплатиться с горой неоплаченных счетов и желание сохранить близких людей.

Другая девушка (Оболония) занимается похотью на вечеринках, выдавая это за искусство. Как-то по неволе задумываешься о ситуации в образовании США и о нашем, которое под него подстраивают. Везде тесты и ЕГЭ, а молодые люди не имеют нравственных основ, ориентиров, с удовольствием пускаются во все тяжкие, потому что у нас свободная страна и все позволено.

Чернокожий Байрон из Нью-Джерси, который мечтает о карьере писателя. И он выживает, получает деньги.

Гомосексуалист мексиканец Пабло Родригез, которому ничего не светило в жизни кроме гонений за сексуальную ориентацию от таких же, но скрытых гомосексуалистов, стал миллионером и обрел свое достоинство.

В фильме показана зависимость средств массовой информации от рейтинга, который взлетает от провокативных и негативных сюжетов. А рейтинг дает население, т.е. мы с вами. В каждом выпуске новостей нам расскажут о всех мрачных событиях в мире, о драмах и трагедиях. И аналогичное происходило и в древнем Риме, этому же посвящено шоу Щекотки и Царапки из «Симпсонов», веселый клоун бьет плачущего клоуна Средний веков – и народу потеха. Почему так происходит? Почему добрые вести навевают скуку? Во 2 сезон 9 серия Мардж активно борется с насилием в мультфильмах, но мультики теряют рейтинг и закрываются. Потому что не хватает мотивации – на уровне выживания много энергии, но если оттолкнуться от него и подняться выше, то нужна другая основа для мотивации. Вспоминаем пирамиду потребностей Маслоу, где после потребностей в выживании и безопасности выше находятся социальные потребностями принадлежности к группе (отношения), но эту нишу уже заняли телесериалы или реалити-шоу с групповой динамикой типа «Форт Байяр». И есть такая закономерность – чем уровень выше, тем народу меньше. Поэтому лучше потребности в выживании ничего нельзя придумать. Бизнес на страхе – самый выгодный.

Но никто еще не заходил так далеко в погоне за рейтингом как Кэтти. И после гибели рискового парня серфера Брэда до нее доходит ответственность и чувство вины за организацию своего шоу. А вина возопиет к наказанию, которое настигает ее на встрече с журналистами после тошниловки в туалете. Вдруг она поняла, что деньги и шоу ничего не стоят по сравнению с жизнью, которую не вернуть. Потом погибает сама Кэтти, получая полстраницы некролога в Нью-Йорк Таймс и славу основания ток-шоу, в котором убивают людей.

Джоэл в последствии заменила погибшую Кэтти, потому что у нее есть моральное право на ее проведение. Джоэл сама прошла через шоу в качестве участника, рисковала жизнью, но ей повезло. Так Джоэл нашла свое место в жизни...- "жизни в телевизоре", наверняка мечта ее детства. Мы воспринимаем происходящее на экране отдельно существующей реальностью, это не бытие - это "в телевизоре" (искусственная реальность). И возможно, у обычных людей сложились механизмы психологической защиты от информации из ТВ? Для нас все, происходящее там - где-то далеко отсюда, а сама жизнь находится здесь, у нас перед глазами.

О том, как сложилась судьба о других участниках шоу нам не известно. Помогли ли им деньги этого шоу, изменилась ли их жизнь действительно к лучшему? Этот вопрос остается открытым. Вопрос об этичности подобных реалити шоу пока остается закрытым, но в наше время все так быстро развивается, что, может быть, мы доживем до такого будущего, в котором такие шоу станут реальностью. Тот мир, в который мы устремились, общество потребления покушается на самое святое, что есть у каждого человека - на его жизнь, которую он сам готов променять на кейс банкнот. СМИ ориентированы только на рейтинг и деньги, но влияние СМИ на подростков велико. Как повлияет реалити-шоу про русскую рулетку на неокрепшие умы? Можно предположить, такие варианты умозаключений у подростков, возникший под влиянием "Live!", как:

- жить можно легко и не напрягаясь, потому что можно сразу "срубить" большие деньги в подобном шоу

- смерть - это прикольно, следствие - самоубийство тоже типа круто

- деньги и их количество - самое главная ценность.

Боссов, которые направляют денежные потоки в шоу, не интересуют этические вопросы, их интересует только рост своих доходов. Крупные монополии не интересует судьба конкретного человека, "ничего личного - только бизнес".

Однако, не хочу прослыть моралистом, но пусть каждый может задать вопрос себе и ответить себе честно: «Когда живешь как застреливавшийся смайлик и нет выхода в жизни, и проходят десятилетия, но не можешь изменить ситуацию по-настоящему, а годы уходят и могут пройти все без остатка без какого-то значимого результата. И вдруг появляется возможность рискнуть жизнью, но преодолеть все преграды и перейти на новый уровень жизни! Чтобы ты выбрал? Действительно, дьявольское искушение!.».