Студентам

Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в личностном росте

on 30 Май 2013. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сигаев, С.Ю. Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в личностном росте [Текст] // С.Ю. Сигаев//Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наш Новая школа»: Материалы Международной научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г.) / Под ред. Н.Е. Щурковой, М. И. Мухина. – М.: АРКТИ, 2013. – С.238-242.

  Данная статья обращена к педагогам-психологам, оказывающим психолого-педагогическую поддержку учащимся. В рамках этой поддержки обучающимся оказывается помощь в преодолении личностных проблем. Понимание уровня психологических проблем обучающихся делает более осмысленным педагогическое воздействие на подростков в воспитательном процессе. Мы считаем, что только тот педагог, который учитывает личностные особенности учеников, сможет быть действительно эффективным в решении педагогических задач. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [9] утверждается, что в условиях решения задач построения конкурентоспособного общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и школе отводится предельно важное место в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 Стремление к самосовершенствованию, желание развить в себе положительные личностные качества свойственно многим молодым людям. Но не всегда развитие личности происходит безболезненно, на пути самосовершенствования молодого человека могут происходит остановки в реализации своего потенциала и блокировка многих своих возможностей. Причины данных препятствий могут быть внешние, исходить из среды или внутренние, уходящие корнями в психику и бессознательное самого человека. В данной статье будут рассмотрена такая преграда в самосовершенствовании как психологический комплекс, мы постараемся определить его структуру, виды, а также выстроить стратегию по терапии психокомплекса.  Одна из особенностей подросткового возраста заключается в диффузной идентичности молодых людей, которую хорошо раскрыл Эрик Эриксон в своей работе «Юность и кризис», тематика избавления от психокомплекса очень актуальна у старшеклассников. По нашим данным, от 30 до 60% учащихся с 7 по 11 классах страдают от комплекса неполноценности.

 Что же такое психокомплекс? Комплекс (от лат. complex - связь, сочетание) это совокупность часто связанных между собой психических явлений [3]. Когда речь идет о психокомплексе, то подразумевается сочетание взаимосвязанных между собой психических явлений. Первым понятие психокомплекса начал использовать швейцарский психиатр Ойген Блейлер(Eugen Bleuler). Свое нынешнее понимание понятие психокомплекса обязано основателю аналитической психологии Карлу Густаву Юнгу [8],которым он обозначал формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд [7] использовал понятие комплекса в качестве стержневого элемента своего учения – комплексе Эдипа, в котором выделялась такая совокупность взаимосвязанных между собой явлений психических как любовь к матери и ненависть к отцу. З. Фрейд [7] характеризовал психокомплекс как группа представлений, связанных одним аффектом.

 Несмотря на то, что в обыденном сознании понятиепсихологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, далеко не все психокомплексы приносят страдания своему владельцу. Положительные психокомплексы субъективно изменяют отношение к ситуации у человека, но составляющие комплекса – мысли и эмоции приятны для субъекта (например, комплекс превосходства). В нашей работе мы сосредоточимся на негативных аспектах психологических комплексов, как наиболее часто встречающихся и требующих терапии.

 Рассмотрев определение психологического комплекса, определим его причины:

 1.  Первой причиной психокомплекса [4] являются неразрешенные внутриличностные конфликты, диагностировать которые возможно по проявлениям межличностных конфликтов. В виду срабатывания механизмов психологической защиты Эго таких как: подавление, отрицание, рационализация и др. внутриличностный конфликт зачастую остается скрытым от фокуса внимания индивида [5]. Однако, конфликтное поведение, приводящее к конфронтациям во взаимодействии с окружающими, соответствующие вербальные (осуждение, негативные оценки) и невербальные признаки (агрессия)

2.Второй причиной образования психокомплексов являются сравнение себя с другими (самооценка). Если человек оценивает себя выше по каким-то личностным показателем относительно других лиц, то у него развивается комплекс превосходства над окружающими. Но когда чаща весов сравнения склоняется не в пользу субъекта по значимым для человека критериям (физическая привлекательность, интеллект, одаренность, социальный статус, материальное благополучие), то самооценка понижается. Если быть объективным, то в субъекте можно диагностировать наличие по крайней мере двух субличностей (как говорят психотерапевты [4, 5, 6], человек – существо множественное), одна из которых имеет чисто завышенную самооценку относительно другого Я, которое имеет заниженную самооценку. Таким образом, комплекс неполноценности раздваивает психический мир на субличности, что идет во вред целостностной структуры личности.

3.Третьей причиной  образования психокомплексов являются слабость Эго и соответствующее детское решение. Пояснения об третьей причине будут раскрыты, когда мы рассмотрим этапы формирования психокомплекса.


Как же формируется психокомплекс и какова его структура? Рассмотрим этапы формирования психологических комплексов. 1. Наличие некоей реальной данности, на базе которой образовывается формальное ядро комплекса. Например, это может быть особая характеристика тела – длина ушей, носа, низкий или высокий рост, полнота или худоба и т.п. 2. Второй этап – заключается в фиксации внимания субъекта на реальной физической данности. Чаще всего фиксация происходит в детстве под влиянием других: детей, играющих рядом, например. Дети высмеивают любые отклонения от среднестатистической нормы, особенности произнесения имени и т.п. Первые два этапа можно считать подготовительными, потому что проблема негативного психокомплекса еще не актуализировалась, но подготавливается основа для его осуществления. 3. Третий этап – назовем его когнитивным, потому что ребенок формирует соответствующую когницию «Я не Ок, потому что [далее следует обоснование]», вокруг которой начинает формироваться негативное чувство (страх, вина, амбивалентная самоценность и т.п.).  В психиатрии существует понятия дисморфофобии и дисморфомании. Под первым понимаетсянавязчивый невротический страх, связанный с реальным или воображаемым физическим недостатком, а под вторым - психическое расстройство, которое выражается болезненной убеждённостью в наличии мнимого физического недостатка. Но что предшествует когниции-обоснованию? Мы считаем, что первична на этом этапе когниция-решение об инфицировании проблемой или защитой от нее в зависимости от силы Эго ребенка. При  слабом Эго произойдет психологическое инфицирование проблемой «Со мной что-то не так», при сильном Эго ребенок принимает решение защищать себя и будет отстаивать позицию «Я Ок». 4. Четвертый этап образования психокомплекса назовем образованием «болевой точки» - ребенок болезненно реагирует на упоминание о своей данности (росте, весе, ушах, носе и т.д.), считает себя не таким как все, проклятым, им начинают манипулировать сверстники, используя эту «болевую точку». 5. На пятом этапе происходит деформация в структуре личности и негативное изменение Я-концепции. Подросток считает себя по-настоящему ущербной личностью, страдает от одиночества, не может преодолеть свой комплекс, осознать его надуманность.

 Но не несет ли психокомплекс некие вторичные выгоды для своего обладателя? Автор транзактного анализа Эрик Берн [2] показывает, что на очевидные страдания закомплексованного человека, у него появляется возможность для манипуляции людьми из своего окружения (игра «Инвалид», «Изъян», «Видишь, как я старался»). Избежать  тяжелой работы, получить долгожданный подарок, обратить на себя внимание – эти и схожие факторы Э. Берн относит к социальным, но в процессе игр подтверждаются внутренние психологические с целью поддержания у себя чувства вины, боли, страха, возникавших ранее в сходных ситуациях. Исследователи [4, 5, 6] отмечают, что эмоция унижения в психике типичной жертвы часто переплетается с чувством удовольствия и трансформируются в сладостно-мучительное чувство вины, которое вытесняется в подсознательное.
Теперь рассмотрим виды психокомплексов.
a)
Комплекс вины – характеризуется ощущением вины перед окружающими за свое поведение, очень строги к себе; подсознательная тяга к наказанию, если возникает удовольствие, то возникает мазохизм; такой человек в речи постоянно извиняется («Извиняюсь», «На его месте должен быть я», «Всё из-за меня»); стремится быть хорошим в глазах окружающих, если кто-то расстроен, винит в этом себя, не может отстоять свою позицию.

b)Комплекс жертвы – изучается виктимологией – междисциплинарной областью научного знания, изучающую предрасположенность к тому, чтобы оказаться жертвой преступления. Стефан Карпман [5], продолжая идеи Эрика Берна, показал, что что всё многообразие ролей, лежащее в основе манипулятивных игр, может быть сведено к трем основным – Спасателя, Преследователя и Жертвы. Развивающая личность может трансформировать треугольник Власти в треугольник Познания, в котором Жертва становится Учеником, Преследователь – Учителем, а Спасатель – Наставником. Во втором треугольнике личность осмысляет свою жизненную ситуацию через рефлексию, происходит личностный рост за счет модификации поведения и расширения осознания. В комплексе жертвы выделяют несколько ролей: - роль жертвы-дитяти, что означает инфантильное детское поведение и нежелание ничего исправлять «пожалуйста, не пинайте меня, я не виновата, так получается»; - роль мазохиста, посыпающего солью свои раны; - роль безвинной жертвы - самооправдание, непогрешимость и невиновность. Такие люди вызывают чувство вины у окружающих, пытаясь их контролировать. Их любимая фраза: «Это все из-за тебя». Основа – попранное чувство справедливости, ощущение тайного превосходства над окружающими; - козел отпущения (низкий социальный статус, «жертва по жизни»).

c)Комплекс неполноценности – положен в основе концепции индивидуальной психологии психоаналитика Альфреда Адлера [1]. Динамику образования данного комплекса мы описали выше, кроме того субъекту, страдающему от данного психокомплекса, свойственны такие личностные качества как: сильная тревожность, самокритичность зависимость от мнения окружающих, постоянные тяжелые предчувствия, гиперчувствительность к критике, отказам, свойственна самоизоляция от общества, крайняя степень застенчивость, чувство одиночества, несмотря на сильное желание взаимоотношений; восприятие себя как человека социально неумелого, неприятного как личность или «второсортного» по отношению к окружающим; сильное чувство стыда по различным поводам.

d)Комплексы, описанные в психоаналитической литературе [4, 5, 6, 7] (Эдипа, Электры, Ионы, Поликрата, Ореста, Медеи и др.) – достаточно специфичны, но мы дадим их трактовку в последующих работах.

В заключение в краткой форме изложим стратегию снятия комплекса неполноценности, свойственным старшеклассникам, разработанную и опробованную в практике индивидуального психологического консультирования. 1. Сначала проводится коррекция когниции, являющийся ядром комплекса, проводится проверка когниции на реальность. 2. Расширение осознания субъекта относительно физической данности. 3. Принятие себя и особенностей своей ситуации. 4. Простройка механизмов компенсации. 5. Рефреминг ситуации или контекста. 6. Обновленная Я-концепция.
Таким образом, в данной статье были рассмотрено такое препятствие на пути самосовершенствования как психокомплексы. Проведен анализ структуры, рассмотрена динамика формирования и виды психологических комплексов и предложена стратегия терапии комплексов.

                                               Литература

1.  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический Проект, 2011. – 240 с.
2.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, в которые играют игры. – М.: Эксмо, 2012. – 576 с.
3.Большой психологический словарь/ Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004. – 672 с.
4.Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2008. – 848с.
5.Методы и техники практической психологии/ под общей ред. Л.М. Попова и С.В. Петрушина, СПб, Речь, 2009 . – 224 с.
6.Романин А.Н. Основы психотерапии. – М.: Академия, 1999. - 208 с.
7.  Фрейд  З. Психология бессознательного, СПб, Питер, 2012. – 400 с.
8. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Академический Проект, 2007. – 288 с.

                                  Источники сети интернет

9.Сайт министерства образования и науки РФ. [электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф

 Сигаев, С.Ю. Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в личностном росте [Текст]// С.Ю. Сигаев// Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа»: Материалы Международной научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г.)/ Под ред. Н.Е. Щурковой, М.И. Мухина. – М.: АРКТИ, 2013. – С. 238-242.