Лучшее предложение

on 15 Декабрь 2013. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: La migliore offerta / The Best Offer
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
В ролях: Джим Стёрджесс, Дональд Сазерленд, Джеффри Раш, Сильвия Хукс, Филип Джексон, Лия Кебеде, Дермот Краули, Кируна Стамелл, Майлз Ричардсон, Линн Суонсон Выпущено: Италия / Paco Cinematografica, Warner Bros., Business Location Sudtirol Alto Adige
Продолжительность: 02:10:58
IMDB 7,7/10 (7878 голосов) / Кинопоиск 8.058 (8649 голосов)

Сюжет
Вёрджил Олдман — управляющий директор ведущего аукционного дома. Время от времени со своим партнёром Билли на глазах у всего мира он проворачивает хитроумные аферы, ловко манипулируя и вводя в заблуждение как продавцов, так и покупателей. В секретном зале своей виллы он собрал сотни бесценных картин из разных эпох.
Однажды таинственная женщина, скрывающая свою личность, просит его продать антиквариат её семьи. Среди многочисленных произведений искусства раз за разом Олдман обнаруживает частицы давно утерянного механизма. В своё время поговаривали, что для того чтобы его оживить, создатели прибегали к помощи высших сил… Складывая, как пазл, найденные детали, вместе со своим гениальным другом Робертом они пытаются разгадать этот секрет. Но Олдман заинтересован не только предметами старины…

Психологический анализ "В любой подделке есть что-то подлинное"

 Основная тема фильма посвящена отношениям пары с разницей в возрасте. При взгляде со стороны, Вёрджил и Клэр воспринимаются как отец и дочь. Как правило, общество табуирует такие отношения, участники не получают одобрения от своих родных и социального окружения. Но размышления о разнице в возрасте имеют логический источник, эмоции же бывают ближе к природе и истине. Имеет значение, кто старше в отношениях: мужчина или женщина?

Отношения, в которых старше мужчина, воспринимаются как более «правильные», чем отношения, в которых старше женщина ("закон природы"). На протяжении всего фильма, таким образом, поддерживается саспенс – неопределенность, двусмысленность, зритель гадает, станут они любовниками или нет, напряжение не уменьшается. Отношения, начавшись с чисто деловых и формальных, эволюционировали в доверительно-интимные. Постепенно выкристаллизовывается главный козырь отношений Вёржила и Клэр, когда любовь стирает все ограничения логики, не знает преград ума – и мы насладились бы приемлемым хэппи-эндом. И действительно, основные участники истории: Вёрджил, Клэр, Роберт значительно сблизились и для нас остается загадкой вопрос о том, мучали ли обманщиков угрызения совести?

В любой подделке есть что-то подлинное! Начавшись как многоходовая обманная махинация для Роберта и Клэр, в дальнейшем игра наполнилась новым личностным смыслом в ходе общения и взаимодействия с мистером Олдманом. Было очевидно, что Вёрджил им нравился как человек – Клэр ходайствовала Роберту для Олдмана «более оптимистичный финал», а Роберт с удовольствием делился секретами знатока женской психологии с благоволением внимавшему ему Верджилом. В самом деле, откуда могли возникнуть враги у Олдмана? Конечно, речь о давнем знакомом, может быть, друге Олдмана, художнике Билли. Есть все основания полагать, что именно Билли стал заказчиком заговора против Верджила.

Основной мотив Билли двояк: с одной стороны, он считает себя непризнанным гением живописи, и накопил достаточное количество обиды на весь мир, с другой стороны, банальная зависть к более успешному Олдману, которому приходится подыгрывать на торгах в аукционах, и жажда мести. Обида, зависть и месть являются ведущими мотивами для Билли, для Роберта же и Клэр – изначальный главный мотив - в материальной выгоде и удовольствии от участия в игре. Роберт и Клэр настолько увлечены игрой, что Роберту удается длительное время дистанциироваться от ревности к Вёджилу, но в последствии появляется желание отомстить жертве за интим с Клэр, потому что связь между Робертом и Клэр очевидна. После наблюдения ужина Вержила с Клэр, видя как пожилой мужчина очаровал его девушку своим вниманием, тактичным ухаживанием, умением излагать свои мысли психолог-инженер ревнует Верджила к Клэр, называет его «прирожденным обольстителем». Могла ли Клэр перейти в лагерь Олдмана, сдав Роберта? Размышляла ли она об этом, боялся ли Роберт потерять Клэр? Каким образом Роберту удалось удержать Клэр в рамках данной роли?..

Очевидно, у Роберта появляется личный мотив ревности и желание отомстить Олдману. Наименее эмоционально вовлеченным членом шайки является старина Фред, исполняющий роль привратника Клэр. Его задача – создавать контекст Клэр-аристократки, страдающим психическим расстройством.
Роберт постоянно купается в женском внимании, очевидно, что он пользуется популярностью у девушек, их в нем привлекает интеллект и порочность, некая дерзость..

Навряд ли остальные девушки были в доле в игре против Олдмана, слишком со многими пришлось бы делиться, слишком много людей в игре повышает возможность ошибки. Одна из девушек (мулатка) из ревности сдает Роберта Олдману, что фактически приводит к разрыву отношений между Верджилом и Робертом.

 

Теперь, когда мы получили представление о мотивации криминальных лиц сюжета, рассмотрим психологический портрет Олдмана, чтобы понять его сущность. Сирота и одиночка, сумевший не только выжить в мире конкурентного капитализма, но и стать лучшим в своем деле, настоящим экспертом, успешным предпринимателем в области бизнеса на искусстве. Однако, как мужчина он не развивался, остался девственником, страх перед близостью и интимностью поселился в его душе.

Психологическая проблема Олдмана из области психологических идей перешла в сферу психосоматики, которая выражается в том, что Верджил боится заразиться, даже ужинает в перчатках, мобильный телефон берет в белый платочек. Наблюдаем признаки нозофобии – страха заразиться, ипохондрии – страх перед жизнью, другими людьми, страх быть близким и доверять кому-то. Но при всем этом, образ Верджила вызывает сочувствие и уважение. Он пытается помочь Клэр освободиться от своего недуга, оказывает ей постоянную поддержку, общаясь с Робертом, Олдман не показывает своего аристократического снобизма, а с готовностью учится у молодого человека искусству общения с прекрасным полом.

Две ситуации, повторяющиеся в бытии Олдмана определим как психодиагностические:
1. «Пирог» - отмечание дня рождения: эта медитация на свечку, а ведь свечка символ жизни, в полном одиночестве, не может не впечатлить внимательного зрителя!


2. «Картинный тайник» - в котором собрана коллекция картин молодых женщин, которыми Олдман любуется, один-единственный на Земле!
Согласно принципам психологического исследования, мы проанализируем тестовые ситуации «Пирог» и «Картинный тайник» в начале и конце фильма, проанализируем изменения во внутреннем мире Олдмана.


Рассмотрим основные задумки Роберта, которые привели его у успеху в деле Олдмана. Итак, приманка – старый замок с интересными артефактами искусства с невменяемой девушкой в придачу.

На бессознательном уровне старый дом - это проекция самого Верджио, там одиночество и запустение, древние вещи и дырявые потолки..но где-то в нем прячется желание любить и быть любимым, которая олицетворяется в лице Клэр.

Роберт, без сомнения, располагал досье на Олдмана, знал, что жертва в студенческие годы защитил диплом по французскому механику и изобретателю Жаку де Вокансону (Jacques de Vaucanson) – создателю механических игрушек, который в 1738 году сделал первых механических роботов — уток, которые могли пить, есть пшеницу и испражняться (!!!). Логично, что если в молодого Верджио интересовала эта тема, то и сейчас он подберет рассыпанные по подвалу замка Клэр шестеренки и тогда в игру подключится и талантливый инженер.

 

Отдадим должное Роберту, он легко входит в контакт с любыми людьми, получает их доверие, очевидно есть мужская харизма, поэтому Роберт получает статус активного игрока и доверенного лица Олдмана, ненавязчиво консультирует его по личным вопросам.

Два процесса: сближение Олдмана и Клэр / и сборка андроида идут рука об руку, синхронистично. Роберт через Фреда подкидывает нужные шестеренки, Олдман потом приносит их Роберту, где получает новый набор инструкций. Клэр получает свои инструкции по мобильному телефону от Роберта.

Ее миф, ее легенда тоже достойна восторженного ликования зрителя! Бедная девушка, тоже сирота, как и Олдман, страдает агорафобией, беззащитна, но ей нужно помочь продать кое-какие старинные вещи. Роберт проинструктировал Клэр, что она должна внушать Олдману идею их похожести:
Ее агорафобия должна ассоциироваться со нозофобией Олдмана
- Она также одинока как и жертва
- Также любит быть в тени, как и Верджио
- Сирота, как и Олдман
- Сексуально одинока как и главный персонаж.

В психологии влияния известно, что подобное притягивает подобное, но Роберт в целях сближения своей сообщницы с жертвой использовал и законы психодинамики. Сначала Клэр назначает встречу, но не приходит – так нагнетается напряженность. Олдман узнает о недуге Клэр, постепенно проникается сочувствием к бедняжке, ведь они так похожи! Происходит контакт глазами, истерика Клэр о подкрашенных волосах Олдмана. Потом чувство вины и избавление от нее через вручение ключей от дома – знак доверия к Верджио.

Роберт постоянно направляет сближение девушки и пожилого джентльмена, рассказывает метафору о шестеренках: «Шестеренки – они как люди: если долго находятся вместе, то притираются друг к другу».  «Со временем любое сосуществование становится возможным», - делает правильный вывод Олдман.
Верджио учится пользоваться мобильным телефоном, чтобы был канал связи с Клэр, приносит ей продукты, начинает заботиться о ней. Клэр благодарна Олдману за проведенную работу, признается, что она пишет рассказы. Думаю, что эта составная часть ее мифа придумана ею для себя самостоятельно.

В телефонных разговорах с Робертом закодированным языком она передает информацию об отношениях с жертвой. Хотя постоянно пытается себя представить как жертву, устраивает скандалы, что ее используют, обманывают, подсматривают, чтобы вызвать покровительство со стороны мужчины и сделать его менее бдительным. Бедняга Олдман так въехал в проблемы Клэр, что стал хуже вести профессиональную работу – торги, где он блистал всю жизнь. Она разрешает называть себя по имени – «пусть так и останется».
Отношения развиваются, Олдман подсматривает за Клэр – тайно, напряжение нарастает. Потом вдруг меняются замки, чувство измены, кризис доверия. По наводке Роберта Верджио поздравляет Клэр с днем рождения букетом роз, а тут опять кризис доверия.

Но после кризиса они, когда он преодолевается за счет очередного покаяния Клэр и великодушия Олдмана, их дистанция сокращается, появляется новая порция шестеренок для андроида, новый шаг к кульминации игры: войти в полное доверие к жертве и ее последующее ограбление.

При этом Роберт продумал, что Олдман ценит свою репутацию больше денег и не обратится в полицию, в мафиозно-бандитские структуры не обратится тоже – и все мошенникам сойдет с рук! В конце концов, игра –танец на сближение Олдмана с Клэр через серию специально организованных акций: избиение Верджио молодчиками во время дождя ночью, истерики девушки с ее последующими извинениями и великодушным прощением Олдманом и т.п. дал свои плоды! Олдман полностью доверился шайке проходимцев…теперь он беззащитен как никогда, сейчас приближается развязка нашей драмы!

Вёрджил переживал свой крах по-мужски, молча в себе, и попытался понять ситуацию: как мог навел справки, вышел на истинную хозяйку замка. Когда осознал, что все картины девушек украдены, настал настоящий психологический шок, с психологической защитой по типу «окаменение». А потом Олдман принял жизнь как она есть, понял, что в его сердце живет любовь и приехал в Прагу, любимое место Клэр. Его поведение в обоих тестовых ситуациях изменилось: в пражском кафе «День и  ночь» он ждет кого-то, вырывается из своего защитного мирка, как минимум, готов к новой встрече.

Вторая тестовая ситуация уже не работает в виду действий мошенников. Таким образом, Олдман оказался вне своей зоны комфорта без своих картин, но изменившимся и, как мне кажется, прошедшим свой непростой урок.

Как бизнесмен Верджил проиграл, но в духовном плане выиграл. Он пережил самое большое приключение в своей жизни, познал любовь и предательство, унижение и прощение. Но жизненный сценарий Олдмана, сделав виток вернулся на круги своя: предательство близких людей в начале жизни и повторение этой ситуации в конце (сторонники теории транзактного анализа могут понимающе переглянуться!)..что ж, так бывает!

В любой подделке есть что-то истинное, как и отношения Клэр и мистера Олдмана. Поэтому он приезжает в Прагу в ее любимое кафе и ждет ее там. Но Клэр так скомпрометировала себя (чувство вины) и запугана молодым инженером  (страх), что скорее всего попытается вытеснить все в бессознательное и как-то все это забыть и избавиться от этого.