Студентам

Психоанализ детского рисунка

on 04 Апрель 2014. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сигаев, С.Ю., Соколова, А.И. Психодиагностика уровня психического развития у дошкольников через анализ детского рисунка [Текст] // С.Ю. Сигаев, А.И. Соколова // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г.: в 14 частях. Часть 2. М-во обр. и науки РФ. Тамбов; Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. – С.131-134.

Психодиагностика уровня психического развития у дошкольников через анализ детского рисунка

Данная работа посвящена использованию произвольного детского художественного творчества для диагностики психического состояния и уровня развития у детей дошкольного возраста. В этой статье, автор стремится показать как,  используя несложные системы психологического анализа детского рисунка, возможно предварительно диагностировать и выявлять психические отклонения у детей на раннем этапе развития. Статья посвящена феномену детского рисования, автор не рассматривает ценность детского рисунка с точки зрения художественного произведения. В статье  акцентируется, прежде всего, психологическая составляющая детского рисунка  и ее анализ, а не его художественная ценность. Детское творчество является одной из основных потребностей нормально развивающегося ребёнка. Еще в раннем детстве он осознает себя личностью, отделенной от родителей, и чувствует потребность созидать плоды своих действий. Рисование позволяет ему видеть результаты собственных усилий. Детское рисование - это творческая художественная деятельность ребенка. Ее продуктом является художественное произведение, относящееся к сфере изобразительного искусства. Оно выступаетспособом самовыражения, который характеризуется возможностью передавать в образной форме знания и переживания, несмотря на нехватку средств выражения,поскольку системно-логическое мышление и речь в дошкольном возрасте еще не развиты - осознание окружающего протекает быстрее, чем накопление слов и установление логических связок.
      Таким образом, рисование позволяет ребенку передать свое настроение, рассказать о переживаниях с помощью художественных средств, представить свои знания об объекте без слов, параллельно развивая мыслительные способности и моторные навыки. Следует отметить, что детское рисование имеет свою специфику - ребенок рисует не как взрослый, не присматриваясь к оригиналу и рисуя без натуры. Для ребенка свободное рисование – это, прежде всего, отображение его впечатлений. Оно основано не на копировании реальности, а на представлении о ней автора. Рисуя,ребенок не стремится показать предмет так, как он выглядит в реальности, но изображает основ­ную сущность рисуемого объекта в своем субъективном представлении. По сути, он изображает не сам объект, а свое впечатление о нем[1]. В результате, рисунок  будет моделью внутреннего психического состояния, своего рода психической реальностью.Для того чтобы углубится в понимание психодиагностики личности ребенка по анализу его графического продукта, следует проследить поэтапное развитие сознания ребенка, что проявляется в изменениях типичного детского рисунка.Рассмотрим эти изменения и дадим им психологическую характеристику.    
    Первый - доизобразительный— это период «каракулей», лишенных смысла штрихов, который длится до приближенно до 3 лет. Этот этап не представляет ценности для диагностики, поскольку изображение возникает случайно, как один из результатов манипуляций с карандашом по бумаге. Началом следующего этапа – изобразительного (после 3 лет) – считается момент, когда у ребенка перед процессом производства рисунка возникает замысел нарисовать что-либо. Условно делится на три подэтапа. Рисунки первого подэтапа характеризуются примитивной выразительностью, попытками выражать эмоции и движение через линию, но пока еще без способности формировать изображение.
     На втором  подэтапе изобразительного периода (6–7 лет) в детских рисунках различаются эмоции, движение и мимика, изображенные объекты имеют свои специфические ярко выраженные черты. Позже, по мере развития детского рисунка в нем появляется чувство формы и линии. Третий подэтап изобразительного этапа начинается с попыток создания правдоподобного изображения. Этот подэтап характеризуется расширением тематики рисунка и переходом от схематичности к действительности. Здесь наблюдается более точная пропорциональность и детализация. Рисунок отчасти теряет свою детскость, ту специфическую часть, которая свойственна детскому рисунку -  появляются форма и объем без передачи перспективы. Лишь немногие дети без посторонней помощи переходят к следующему этапу, когда в изображении появляется перспектива, понятие светотени, правильно передается движение, общий вид становится более пластичным и объемным. Анализируя содержание детского рисунка, следует отметить, что самый первый распознаваемый рисунок чаще всего является  человеческой фигурой, и это подтверждает тот факт, что рисованием ребенок выражает свои знания, а не воспроизводит реальность. В первую очередь, дети рисуют то, что для них важно – значимых людей. Многие исследователи, анализируя детские работы, обращают внимание на то, каким образом в них передается окружающая ребенка атмосфера; они утверждают, что детский рисунок является образным рассказом о том, что в нем изображается. В свою очередь, задача анализа состоит в том, чтобы уметь прочесть этот, выполненный в образной форме, рассказ.Анализ детского графического продукта также способствует глубокому пониманию душевного состояния ребенка, поскольку рисунок сохраняет в себе  индивидуальный «след» автора, который отражает личностное состояние. Основная трудность анализа состоит в том, чтобы выделить специфический «след» автора изображения, и отделить его от того, что составляет общее содержание рисунка. Таким образом, теоретически есть возможность идентифицировать личность и выявить психические особенности  посредством диагностики ее графического продукта.Несмотря на доступность и простоту применения методов анализа, необходимо соответствие высоким требованиям к человеку, применяющему их - одно из обязательных условий состоит в том чтобы эти методы не  применялись изолированно от других способов диагностики, кроме того, необходимы практический опыт и осторожность в трактовке. Богатый материал для исследователя представляет простое наблюдение за детской игрой, в которой ребенок раскрывает свои фантазии, мечты и страхи. Заполнение бланков детских опросников обычно вызывает сопротивление ребенка, но психодиагностика в форме игры или рисунка воспринимается с энтузиазмом большинством детей. Еще не сформирован общий подход к психологическому анализу рисунка - среди исследователей нет общего согласованного взгляда на интерпретацию рисунка. Искусство интерпретации детского рисунка обычно зависит от уровня профессионального мастерства практикующего психолога, его профессионального опыта, образования и подготовки.
      Чаще происходит, что конкретный исследователь, применяет определенную группу методик, тем самым, набивая руку, и в последствии выделяет свои собственные параметры для интерпретации.Выделение характерных черт, позволяющих дифференцировать рисунки страдающих неврологическими заболеваниями, зависят от мастерства исследователя, поскольку каждый потенциальный пациент с дисфункцией мозга по-своему болен.  Из-за большого разнообразия психических расстройств  нельзя выделить универсальную  систему и свести ее к единой норме. Аномалия мыслительных процессов и проявление невротических  побуждений располагаются во всему спектру психических отклонений и могут быть совершенно различными по типу,  интенсивности и периоду протекания.Как пример рассмотрим частный случай – ребенок из семьи с напряженными отношениями между ее членами: его рисунок композиционно не един, часто  характеризуется раздробленностью пространства; при изображении членов семьи  нарушается целостность, их фигуры оторваны друг от друга или разъединяются большим промежутком, они не ориентированы на согласованные совместные действия. Подобные, ярко выраженные аспекты косвенно указывают на невротическую тенденцию и дают повод для более тщательного анализа психотравмирующей ситуации. При составлении заключения о психическом здоровье ребенка необходима система психодиагностических процедур таких, как: консультация ребенка и родителей, анализ продуктов деятельности (проективные методики), наблюдение за невербальным поведением, анализ речевой активности и др.     В рамках собственного исследования темы, авторы сформулировали основные принципы интерпретации детского рисунка, при определенных условиях исследования, которым необходимо следовать при трактовке: - принцип системности, обозначающий необходимость учета ситуации ребенка в родительской семье; - принцип психодинамики, который обозначает анализ защитных механизмов эго, психологических комплексов и других психологических сил в психике ребенка. Одним из самых информативных тестов является рисунок семьи, в котором ребенок отражает общую ситуацию в семье, уровень доверия между членами семьи, их готовность оказывать покровительство, поддержку между собой и по отношению к ребенку. Процесс произведения рисунка в рамках графической диагностики должен протекать в    игровой атмосфере в естественной среде. Поэтому особый интерес представляет наблюдение за рисунками мелом на асфальте возле домов, в которых живут дети, и возле школ. Лишенные контроля и опеки  взрослых, дети в рисунках на асфальте выражают то, что психоаналитически ориентированный исследователь обозначил как сексуальный интерес, агрессивные импульсы и свою идентификацию. Дети 3-4 лет, находящиеся на анальной стадии психосексуального развития изображают зверолюдей, отправляющих естественные потребности. Более старшие дети, находящиеся на фаллической стадии 5-6 лет рисуют недвусмысленные сексуальные сцены с ярко выраженной фаллической тематикой. Агрессия в детских рисунках на асфальте изображается в виде злобных мужских фигур со звериным оскалом, в руке изображен кинжал, что по З. Фрейду может трактоваться как страх кастрации, присущий Эдиповому комплексу. Как правило, рисунки сопровождаются пояснительными надписями о том, кто нарисован и что он делает. Рисунки самоидентификации представлены собственным автопортретом, например, с надписью «Я клёвый», что трактуется как позитивное отношение к себе и естественный для данного возраста нарциссизм. Клинический психолог, опирающийся на интерпретацию детских рисунков, получает бесценный психодиагностический материал, но не должен использовать интерпретацию рисунка как единственную отправную точку для окончательного вынесения диагноза. Предварительные тенденции в психическом развитии ребенка следует проверять при помощи дальнейшего обследования с использованием дополнительных психодиагностических методик.
     Таким образом, в данной работе выделены основные принципы интерпретации детского рисунка детей дошкольного возраста, дана характеристика особенностей психодиагностики через рисунок семьи и произвольный рисунок ребенка.



[1] Озерова М. О детском рисовании. – Минск: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2012. - 276 с.