Студентам

Опасное влияние

on 01 Июнь 2015. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Сигаев С. Ю.,

доцент кафедры
«Педагогика и психология»,

МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет),

канд. педагог. наук,

Россия, г. Москва

Колосова Е. В.
методист кафедры

"Теология и социальная философия казачества"
МГУТУ им.К.Г.Разумовского
(Первый казачий университет),

Россия, г. Москва

 

Сигаев, С.Ю., Колосова, Е.В. Психологический анализ влияния современной мультимедиа-продукции на психику ребенка [Текст] // С.Ю. Сигаев, Е.В. Колосова // Вестник научных конференций. 2015. № 1-4(1). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Часть 4. 2015. - С.120-125.

 

Аннотация. В статье рассматривается негативное влияние мультфильмов и художественных фильмов на психику ребенка, показаны механизмы восприятия мультимедиа-продукции, а также механизмы влияния не подсознательном уровне. Авторы, придерживаясь традиционных ценностей, дают соответствующую оценку мультимедиа-продукции, раскрывают систему скрытых смыслов и подтекстов, скрываемых за нарративом.

Ключевые слова: подсознание, нарратив, мультимедиа-продукция, психика ребенка, традиционные ценности, психологический анализ.

Негативное влияние современной мультимедиа-продукции на психику ребенка

Несомненно, что телевидение – это один из самых эффективных каналов управления человеком. Именно наше подрастающее поколение – наиболее уязвленная группа получателей информации. Они не всегда могут "отфильтровать" поступающую информацию, критично отнестись к ней, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов[1]. 
Маленькие дети усваивают информацию эффективнее, чем взрослые, во-первых, запоминают все гораздо быстрее, а во-вторых, непосредственно воспринимают ее (без внутренней критики).

Просматривая фильмы, ребенок рисует себе картину мира, «строит свою личность». А предоставить ребенку «правильные» мультфильмы в силах его ближайшего окружения[6]. Специалисты не советуют усаживать детей до трёх лет перед экраном телевизора. И дело тут даже не в пагубном влиянии излучения на детское зрение. В этом возрасте основные функции движения у детей ещё не сформированы, они не умеют одновременно и двигаться, и держать предметы, и слышать, и смотреть. Поэтому маленькие детки полностью погружаются в происходящее на экране, не двигаясь при этом и не отвлекаясь на посторонние предметы[1]. А это в будущем может привести к проблемам с речью и зрением, с движением и лишним весом[3].
       Еще одна, немаловажная проблема скрывается в иностранных мультфильмах: герои говорят на их родном языке и, следовательно, их губы шевелятся совсем иначе. Ребенок слышит русский перевод, но видит совсем другую картину движения рта и губ.
       Герои американских мультфильмов получают по голове смертельные удары разными предметами, но, всегда продолжают вести себя, как абсолютно здоровые. В связи с этим в Америке участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти дети бьют со всей силы молотками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого обращения не ведут себя так же, как герои мультфильмов.
       Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя, считая это веселым.
        Дети всегда ассоциируют себя с главным героем произведения, будь то персонаж книги или мультфильма. Обычно девочек привлекают женские образы, а мальчиков – мужские. Это вполне закономерно, но бывают и исключения, на которые стоит обратить свое пристальное внимание.

Проблема влияния мультимедийной продукции (художественных фильмов, мультфильмов) на психику детей остается слабо изученной, хотя тревога по этому поводу выражается на тематических родительских форумах в интернете. Основные идеи данной работы были почерпнуты из интернет-проекта «Научи хорошему» и брошюры «Детство под угрозой: вредные мультфильмы» Византийского патриархата[4]. Повсеместное распространение универсальных компьютерных устройств (ноутбуки, планшеты, смартфоны) и широкополосного интернета, где можно без труда ознакомиться (или скачать) с практически любой мультимедиа-продукцией, создает питательную среду для развития интернет-зависимости и зависимости от контента. В каждой семье имеется телевизор, и зачастую не один, широко распространены DVD-проигрыватели и диски. Не секрет, что современное поколение детей все меньше времени проводит в подвижных играх со сверстниками, рисовании, лепки, с но  количество часов, проведенных за компьютером и телевизором неуклонно растет и, по данным социологов, составляет от 20 до 50 процентов свободного времени ребенка. По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности, мультфильмы в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально разрешило просмотр мультфильмов для дошкольников в пределах 30 минут, которые не принесут вреда здоровью и психическому развитию детей.

Теперь рассмотрим предполагаемую защиту психики детей от нежелательных просмотров мультимедиа-продукции через возрастную маркировку. Казалось бы, действительно она призвана решить проблему, которой посвящена наша работа. Но так ли это на самом деле? Во-первых, возрастная маркировка на вряд ли способна остановить самого ребенка от просмотра, а контроль родителей над ребенком может быть весьма условным, если оба родителя работают и ребенок имеет большую свободу действий. Во-вторых, возрастная маркировка сама по себе, с точки зрения традиционных ценностей, вызывает большие вопросы. Ведь современная Европа уже отказалась от традиционных ценностей и под предлогом свободы личности и толерантности, которая провозглашена ЮНЕСКО в 1995 году основным принципом демократического общества, и перешла к ценностям общества постмодерна. Например, в фильме «Жизнь Пи» с возрастной маркировкой от 6 лет, помимо захватывающей сюжетной линии (океаническое путешествие в лодке юноши и тигра) вводятся идеи единства всех религий и пропаганда оккультизма. Главный персонаж в конце фильма заявляет в интервью, что «вера – это дом со множеством комнат» и как бы между прочим сообщает, что читает лекции по Каббале в университете. Православная оценка данных заявлений будет строго негативной. Но сможет ли шестилетний ребенок разобраться в религиозных вопросах и оккультизме? По сюжету, главный персонаж «Жизни Пи» вызывает симпатию, его положительные личные качества и приключения выходят на первый план в сознании зрителя, а мнение относительно религий целиком вкладывается в подсознание смотрящего.

Теперь рассмотрим психологические механизмы восприятия при просмотре мультимедиа-продукции. Данные механизмы описаны З.Фрейдом [7]  и другими исследователями практической психологии:

  1. Идентификация: заключается в том, что бессознательно человек отождествляется с главным героем мультфильма, что выражается в сопереживании, эмоциональных реакциях и вовлечением в сюжет
  2. Подражание: является следствием идентификации, выражается в следовании примеру, образцу
  3. Внушение: воздействие на подсознание человека, при котором происходит некритичное усвоение убеждений и установок
  4. Заражение: процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта
  5. Яркость образов и высокая динамика сюжета: восприятие ребенка поглощено яркостью образов и их реалистичностью, что также приводит к понижению осознавания информации

Известный канадский психолог, автор концепции социального научения, Альберт Бандура, исследовавший опытным путем влияние экрана на психику ребенка (а также опыты с куклой Бобо), утверждает, что дети очень психологически восприимчивы и легко обучаются любой модели поведения – как благородной альтруистической, так и агрессивной и эгоистической[2]. Поэтому, есть основания полагать, влияние мультимедиа-продукции на психику ребенка особенно сильно в следствие ее особой восприимчивости и ослабленной рефлексии по сравнению с рефлексией взрослого человека. Но каковы особенности воздействия мульт-и-кино-продукции на подсознание ребенка, а также подростков, каковы его механизмы? Помимо вышеназванных механизмов мы предлагаем следующие:

  1. Погружение в сюжетную линию (нарратив) отключает критическое восприятие. Обычно погружение в нарратив осуществляется через любовную линию: любовь провозглашается высшей ценностью, ради которой можно идти на любые жертвы, включая подмену на уровне Сущности. Ради любви девушка сама становится нечистью (вампиром – Белла в «Сумерках»), а принцесса-человек становится огром («Шрек»);
  2. Антисказки: где нечистая сила показана с положительной стороны («Малифисента», «Шрек»). Люди же показаны с негативной стороны: предают, убивают,  нарушают нормы этики и морали и т.д. Анти-герои становятся положительными персонажами: «Бивис и Бадхед», Бендер («Футурама»), инфантильные миньоны («Гадкий Я»). Пропаганда в оккультизма и сатанизма;
  3. Иная трактовка традиционных ценностей, переписывание классического сюжета, снятие сакральности с образа женщины, смерти («Труп невесты»), культ феминизма («Лара Крофт: расхитительница гробниц», «Ангелы Чарли»), пропаганда эгоцентризма и разрушение традиционных семейных ценностей и т.д.
  4. Антинародная геополитика: противопоставление народа и правящей элиты («Богатыри»), пропаганда генетически измененных продуктов для сокращения населения («Месть ГМО»), ювенальная юстиция («Маша и Медведь»), формирование негативного образа русской семьи (х.ф. «Восхождение Юпитер»),  мульты о супергероях;
  5. Использование конфликта отцов и детей, протеста против общества, свойственных юношеству и подросткам, по Эриху Фромму[8].

В какой момент сказки стали антисказками, когда традиционные ценности, осуждающие грех, стали переписываться: Карлосон обвинен в педофилии, «Гостья из будущего» (1984) запрещен судом Амстердама за пропаганду гетеросексуального образа жизни? Так ли безобидны новые интерпретации классических сказок и какие смыслы и идейно-смысловую нагрузку они предлагают юному зрителю?

Мультсериал «Симпсоны» считается домашним и семейным, кроме того, считается, что он критикует американское общество, обнажает его пороки и в каждой серии присутствует какая-то поучительная идея, но мы хотим обратить внимание на шоу Щекотки и Царапки, где убийство и смерть одного из персонажей показаны с акцентом, в этом и является смысл мультфильма, его цель! В каждом сезоне «Симпсонов» присутствует серия ужастиков по теме праздника нечистой силы Хеллуина, когда нечисть правит бал и все персонажи совершают мерзкие поступки (убивают друг друга и занимаются оккультизмом).

Еще никогда сакральный покров смерти не был так сорван, как в мультфильмах Монстер Хай, основная задача которых, как мы понимаем, сбить программу женской реализации девочек. Монстер Хай сейчас – это не только мультимедиа-продукция, но и сверхприбыльный бизнес по продаже детских игрушек мертвых и демонических фигурок девочек с вампирскими клыками. Но почему такие игрушки стали весьма популярны? Мы считаем, что популярность Монстер Хай основывается на нарративе: девочки-монстры (в христианской теологии - демоны) живут обычной земной естественной жизнью девочек-подростков. Они влюбляются, учатся в колледже, побаиваются взрослых и преподавателей, защищают дипломные проекты, некоторые имеют психокомплексы (застенчивость) и т.д. При этом они идеально выглядят – стройные, тонкие талии, с глазами на пол-лица, распущенные волосы, высокие каблуки, броский макияж. То, что они спят в гламурных гробиках, допускает сюжетная линия, отметим также, что юным девушкам предоставляется идеальная возможность для идентификации: протест против общества, красивая внешность, общая реальность обыденной жизни. Таким образом, происходит демонизация сознания, смена парадигмы ценностной ориентации молодых девушек. Полнометражный мультфильм 2010 года выпуска так и называется «Новая нечисть школы» и предназначен для девочек от 6 до 10 лет.

Демоны все чаще представлены в привлекательном образе в современных фильмах и мультфильмах. В «Монстрах на каникулах» современный, в полной мере демонизирующийся подросток из США, легко находит общий язык с монстрами и веселит их. Создается такое ощущение, что он больший демон, чем сами монстры! Он флиртует с дочкой вампира, развлекает гостей-нечистую силу и чувствует себя среди них суперзвездой. В некоторых мульт-сериалах демоны замаскированы под пришельцев из космоса («Люди в черном»), сущность этой маскировки была раскрыта иеромонахом Серафимом (Роузом) и получила соответствующую оценку в его книге «Православие и религия будущего»[5]. Мультфильм «Университет монстров» ориентирован на юношей и также погружает в студенческий нарратив. Монстры-демоны прорисованы творчески и каждый из них представлен как яркая индивидуальность.

Заигрывание с нечистой силой в саге «Сумерки» перешло грань дозволенного: главная героиня, образец для подражания старшеклассниц, Белла, не только влюбляется в «доброго» вампира, но и выходит за него замуж, рожает от него и сама становится нечистью. Причем, в процессе трансформации она получает множество преимуществ: стала себя лучше чувствовать, появилась волшебная грация, улучшился самоконтроль, обрела бессмертие и сверхспособность создавать магический щит, защищающий свою семью. Нарратив погружает в сложности любовных переживаний и юный зритель, сочувствуя героине, одобряет такую смену сущности персонажа.

Популярность магии и оккультизма в фильмах и мультфильмах стала обычной реальностью. «Дозоры», «Хоббиты», «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» и «Чародей равновесия» обрисовывают мир без христианства, но полный магии. Якобы есть белые, добрые маги и злые, плохие – и их задача сохранять равновесие между собой. Часто добрые маги переходят на темную сторону, а злые проявляют мудрость и раскаиваются, сюжет приводит к смешению понятий добра и зла, что и происходит в сознании юных зрителей.

В одной статье трудно провести психологический  анализ всех популярных образцов мультимедиа-продукции, но в завершении нашей работы мы рассмотрим тему супергероев в американском мультимедиа. Отметим, что тема супергероев активно продвигается именно в США, сверхдержаве, которая навязывает свое доминирование по всему миру. Типичный супергерой отрицает правосудие, нормы закона, сам вершит суд, борется с суперзлодеем, используя любые доступные средства и свои сверхспособности. Чем не оправдание идеи исключительности американской нации, заявленной президентом США Бараком Обамой?

Обсуждая со студентами проблему современных мультфильмов, авторы статьи наблюдали разделение аудитории на две половины. Одна часть студентов была согласна с психологической угрозой со стороны продукции мультимедиа-продукции. Другая же часть открыто признавала приверженность нетрадиционным ценностям и не могла осознать свою зависимость от нарратива. Идеал таких студентов заключается в образе Шрека, колдунов из «Гарри Поттера» и Россомахи из супергеройских сериалов. У нас есть основания полагать, что образование, став платной услугой, нацеленной на получение баллов по ЕГЭ, утратило свою воспитательную функцию. Сегодня мы потеряли поколение, а завтра можем потерять страну. Так как страну навряд ли будет защищать поколение  с идеалами Щекотки и Царапки, монстров и миньонов, магов и колдунов.

Литература

  1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.
  2. Бандура А. Теория социального научения. – М., Евразия, 2000.
  3. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культу ры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. -М.: Просвещение, - 1988. - 144с.
  4. Детство под угрозой: вредные мультфильмы. – брошюра Византийского патриархата, 2015.
  5. и.Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. – М., Русскiй Паломникъ, 2010.
  6. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб., Питер, 2007.
  8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., АСТ, 2010.
  9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

 

 Поздравляю соавтора, студентку-психолога 3 курса МГУТУ Катю Колосову с первой научной публикацией!