Студентам

НЛП педагогической эффективности

on 07 Октябрь 2015. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

  

Сигаев, С.Ю. Использование НЛП-подхода в повышении педагогической эффективности преподавателя вуза [Текст] // С.Ю. Сигаев// Научный альманах DOI: 10.17117/.na.2015.09.1447 // По материалам международной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука», Россия, г. Тамбов, 30 сентября 2015 г. - С.1447-1450.

Нейролингвистическое программирование еще 10 лет назад было отвергаемым направлением в отечественном образовании, психологии и педагогике. Академические психологи справедливо упрекали разработчиков НЛП в неэффективности методик и отсутствии их научного обоснования. У ряда исследователей вызывает сомнение этичность использования эриксонианского гипноза в НЛП, 100%-ная ответственность терапевта за результат работы.  Гипнотический транс и широкое применение технологии изменения состояния сознания дают основания подтверждать справедливые упреки в манипулятивности и серьезных этических проблемах при использовании НЛП.  Американский психолог Шарпли (1984) показал, что основные положения НЛП не подтверждаются эмпирическим путем, а Национальный Исследовательский Совет (National Research Council) в 1990 году также не смог подтвердить эффективность НЛП-технологий. Так или иначе, в отечественном образовании прошлого десятилетия присутствовало не только настороженное, но даже враждебное отношение к нейролингвистическому программированию. Однако, мы хотим показать, чем является НЛП как направление практической психологии на самом деле и чем возможно его использование для личного применения педагога.

    По сути, нейролингвистическое программирование является когнитивно-поведенческим направлением психологии, основанное на широком применении трансовых состояний и моделировании: опыта успешных профессионалов (психотерапевтов и др.). Оперируя когнитивными структурами психики и сенсорной репрезентацией опыта в различных модальностях, практикующий НЛП, получает быстрые результаты в изменении поведения. НЛП опирается на учение И.П. Павлова о условных рефлексах, положения немецкого офтальмолога Германа Гельмгольца о взаимосвязи движений глаз с умозаключениями, идеях Коржибски о картрировании опыта и формирования модели мира в субъективном мире человека.

Чтобы лучше объяснить сущность НЛП, рассмотрим отличительные особенности НЛП-подхода:

  1. Объект-объектное общение, игнорирующее внутреннее содержание психической жизни человека
  2. Широкое применение трансовых состояний, упор на работу с бессознательным, недооценка роли сознания
  3. Обязательность раппорта при проведении техники
  4. Техничность и процедурность исполнения техники
  5. Возможность получения быстрых результатов, так как техника в НЛП может длиться около 15 минут, но полученный результат не будет долговечным и через 2 недели прогресс может быть утерян
  6. Техники НЛП направлены на работу с симптомом, что отражается в моделях S.C.O.R.E., T.O.T.E. и других [1]. Таким образом, целостная личность с ее богатым внутренним миром и ее взаимосвязи с другими не рассматриваются в данном направлении практической психологии
  7. Ответственность за ход терапии целиком лежит на терапевте. Это означает изначально пассивную позицию клиента и вера во всемогуществе техники со стороны терапевта.

     Реальность сегодняшнего дня заключается в том, что НЛП как научная дисциплина широко внедряется в обучение студентов гуманитарных вузов и не только психологов, но и будущих специалистов психолого-педагогического профиля, педагогов иностранного языка и менеджеров. Педагоги-психологи средней школы уже давно проходят курсы переподготовки по нейролингвистическому программированию. Таким образом, назрела насущная потребность овладения потенциалом НЛП-подхода в педагогике. Но что из данного направления будет востребовано в профессиональной педагогической деятельности? Рассмотрим некоторые основные моменты и осветим те техники и положения НЛП, которые современный отечественный педагог может использовать.

  1. Одно из базовых положений НЛП звучит так: «Не бывает сопротивляющихся клиентов, а есть лишь недостаточно гибкие терапевты» [3]. В переводе на язык педагогики это означает, что с так называемыми «трудными» обучающимися возможно сотрудничество и понимание, но к ним нужен особый подход, опирающийся на мировоззренческую  и интеллектуальную гибкость педагога. Обиды или карательные акты со стороны педагога скорее всего вызовут проблемы в общении педагога и учащимися. В НЛП сопротивление рассматривается с коммуникативной точки зрения и с сопротивлением следует не бороться, как в принято в психоанализе, а относится к нему как бессознательному сообщению, говорящим о том, что выбрано неверное направление работы с учеником и нужно задуматься, в каком направлении следует двигаться дальше.
  2. Круг обучения, показывающий соотношение сознательных и бессознательных процессов в приобретении полезных навыков также представляет интерес для современного педагога потому, что ему придется провести аналогичный круг обучения по своим дисциплинам. Начинается круг с первой ступени «Бессознательная некомпетентность», когда мы даже не осознаем отсутствие знания или навыка и поэтому у нас даже нет мотивации к его усвоению. Многие учащиеся, особенно гуманитарного направления, приступают к обучению с чистого листа, не имея отношения к нему. Педагогу только предстоит заинтересовать их своей дисциплиной, в чем ему поможет энтузиазм и профессионализм, такт и чувство юмора! Вторая ступень «Сознательная компетентность» дает ощутить ученику понимание того, что он не знаком с новой системой знаний, что приводит к возникновению мотивации к познанию и чувством неуверенности, если материал выглядит непонятным и пугающим. Таким материалом для студентов-психологов, например, является курс «Математические методы в психологии». Обилие формул и таблиц, непонятная логика обработки данных заметно напрягают обучающихся.

     Следующая третья ступень круга обучения – это сознательная компетентность, когда научившись навыку, мы еще не совсем привыкли к нему и воспроизведение нового знания требует постоянного мысленного самоконтроля обучающихся. Для педагогов, обучающихся НЛП, например, характерно на этой стадии ощущение искусственности воспроизводимых техник и видимой напряженности позы и голоса. Кроме того, на этой стадии овладения навыком невозможно творчество и импровизация, потому что не хватает внутренней свободы. Но на последней стадии обучения, которая называется «Бессознательная компетентность», навык уже полностью интегрирован в наш поведенческий репертуар. Это стадия настоящего мастерства, творчества и импровизации, ей соответствует психологическая раскрепощенность и естественность проявлений, что выражается в уверенной манере общения и поведения, достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.

  1. Определение ведущей модальности обучающихся согласно сигналам глазного доступа и предикатам речи. Сейчас уже многие современные педагоги знают, что людей можно дифференцировать на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Однако, еще ведь существуют нюансы этой техники, которые называются «нечеткие функции» [1], ведь чаще всего происходит так, что ведущая модальность работает в паре с оставшейся. Например, нечеткая функция «Вижу-чувствую», которая характеризуется быстрой обработкой данных визуальной модальности, которая опирается на чувственную составляющую психики. В речи такая нечеткая функция представлена формулировками типа: «Когда я представляю, что провожу презентацию на занятии, то начинаю волноваться». Возможны и другие комбинации модальностей: «Чувствую - вижу», «Вижу - подумал», «Услышал - представил» и т.д.
  2. Следующая техника, которая может сделать речь педагога более эффективной, основывается на применении «Фокусов языка», описанных Робертом Дилтсом [2] и широко использующимися в психологии бизнеса и психотерапии для работы с возражениями клиентов и изменении убеждений.  Техника «Фокусы языка» в профессиональном педагогическом общении может применяться при конфликтах для снятия вербальной агрессии с помощью так называемых «раскруток», благодаря которым фокус внимания обучающегося переводится в бесконфликтные зоны и модель мира ученика расширяется. Раскрутки можно приравнять к методика сократовского диалога, однако очень важно, чтобы изменение убеждений не превратилось в манипуляционное воздействие. Техниками таких раскруток являются: расширение рамки, модель мира, последствия, намерение, о важном, детализация, измеримость, контрпример, рекурсия (обращение на себя), зеркало, переопределение понятий, дополнение, аналогия и др.

      Рассмотреть все возможности применения теории и практик нейролингвистического программирования в формате нашей работы невозможно, но тем не менее, мы полагаем, что потенциал НЛП для педагогики, профессионального образования очевиден. Применение НЛП в образовании позволит сделать процессы коммуникации более эффективными, благоприятно скажете на психологическом климате образовательного процесса.

                                             Литература

 

  1. Бэндлер Р., Гриндер Д., Структура магии. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 384 с.
  2. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
  3. Плигин А. Руководство к курсу НЛП-практик – М.: Твои книги, 2009. – 576 с.
  4.  
  5. https://img-fotki.yandex.ru/get/3414/17259814.15/0_92fea_b40996eb_orighttps://img-fotki.yandex.ru/get/9651/17259814.15/0_92fe9_6240433a_orig
    https://img-fotki.yandex.ru/get/4/17259814.15/0_92ae1_3665f0dc_orig