Студентам

Неолибералы

on 23 Январь 2016. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

Психология конфликта неолиберальных и традиционных ценностей в образовании современной России

                                                    Сигаев С.Ю., Зимина М.М.

МГУТУ им. К.Г. Разумовского

Ключевые слова: картина мира, конфликт, неолиберальные ценности, традиционные ценности, образовательная парадигма, толерантность, мультикультурализм, модернизация образования, глобализация, национальная идентичность, двойные стандарты, новый мировой порядок.

Аннотация. В работе анализируется последствия вхождения России в процессы глобализации. Показана связь глобализации и неолиберализма, негативные последствия установления в России и в мире открытого общества и его эволюция в абстрактное, основанное на идеях трансгуманизма. Психология конфликта неолиберальных  и традиционных ценностей означает подмену на уровне идентичности.

 

    Проблема данной статьи заключается в том, что образование в России формально придерживаясь традиционных ценностей, со времени развала Советского Союза в дальше двигается в сторону глобализации, которая объявлена высшей ценностью и благом нашей цивилизации. Но у нас есть много оснований, чтобы усомниться в ценностях неолиберализма, включая и психологический аспект данной проблемы. Изначально либерализм рассматривался как прогрессивное явление, увлекая научную интеллигенцию идеей свободы личности, громкими заявлениями о приоритете прав человека и идеей гуманизации общества. Джон Локк и Шарль Монтескье, Вольтер и Жан Жак Руссо отстаивали идею свободной личности, идеи свободного рынка и ограничения роли государства в регулировании общественных отношений. Особые надежды общества Запада придавали крушение СССР. Либеральный подход, заключающийся в преодолении любых биологических табу привел к узакониванию эвтаназии в Европе, легализации гомосексуализма и однополых браков. Особую роль в процессах глобализации играет ЮНЕСКО, которая в 1995 году провозгласила Декларацию толерантности, размывающую традиционные ценности постулатом, что в мире больше не существует какой-то общепризнанной истины. Отметим, что особой ценностью в неолиберальном подходе считается так называемое открытое общество. Идеологами открытого общества являются французский философ Анри Бергсон (1859-1941) и продолжатель его идей австро-британский философ сэр Карл Раймунд Поппер (1902-1994). Эти два исследователя обосновали такие характеристики открытого общества как: - демократичность, преодоление любых сдерживающих табу, плюрализм и мультикультурализм,  нетерпимость к традиционному обществу с его консервативными ценностями, а также они обосновали дальнейшую эволюцию открытого общества в «абстрактное».

   Отметим, как вышеназванные характеристики нарушают традиционные ценности, как неолибералы стремятся изменить сущность человека через призму концепции толерантности, которая на самом деле стала вседозволенностью и произволом. Однако, философы-неолибералы не ограничились пропагандой сексуальных извращений и греха самоубийства, их идеалом является общество будущего, в котором люди даже не встречаются лицом к лицу. Людям позволено переписываться через электронные сообщения, передвигаться в закрытых автомобилях, а так как общение сведено к минимуму, то нивелируются отношения дружбы, любви. Ведь продолжение рода будет осуществляться искусственно в специальных био-лабораториях. Таким образом, можно сделать определенные выводы о целях неолиберализма, ближайшие цели ими уже достигнуты и активно внедряются в жизнь общества Европы и США.

   Однако, и Российская Федерация находится под их пагубным влиянием через образование, систему здравоохранения и банковскую систему. По данным той же ЮНЕСКО, СССР обладал системой образования на третье место в мире, сейчас же по индексу уровня образования Россия занимает 36-ю строчку.

   Так какие же  ценности нам предлагает открытое общество Запада на самом деле? Какую идентичность нам предлагают воспитывать у обучающихся?  За витриной вседозволенности и свободы российскому обществу пытаются привить чуждые ценности и идеалы. Первая ценность западного открытого общества – это культ денег, наживы, потому что деньги решают все. В медицину и образование внедрено понятие услуг, а высшее предназначение учителя или врача подменено понятием менеджера, оказывающего образовательные или медицинские услуги. Фундаментальный подход к образованию в нашей стране по указке инструкторов Болонского процесса подменен компетенциями и тестами. Андрей Александрович Фурсенко, бывший министром образования с 2004 по 2012 год, на молодежном форуме «Селигер» выразился предельно ясно о приоритетах развития и его приоритетах: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Таким образом, получается, что творцы России не нужны, а нужны легко управляемые «люди одной кнопки». Также нетрудно заметить, что понятие «российский народ» становится анахронизмом, потому что его подменяет понятие «человеческий капитал» или «человеческие ресурсы».

   Теперь обратимся к воспитательной работе, ведь образование – как целенаправленный процесс воспитания и обучения. После возвращения Крыма и сбития российского бомбардировщика тема патриотического воспитания вдруг обрела свою актуальность. Может быть, вышестоящие инстанции озаботились возможностью чрезвычайных ситуаций в геополитике и тем, кто будет реально защищать отечество, если молодое поколение, воспитанное на принципах западного индивидуализма и комфортного существования не ощущает энтузиазма в этой защите. И здесь мы переходим к следующей ценности открытого общества, которая транслируется через систему образования и заключается в том, что на самом деле в отстаиваются интересы международных транснациональных корпораций, чем народные интересы. Образование в стране не может быть отдельным от государства, что было рассмотрено в работе профессора кафедры государственной политики МГУ им. М.В.Ломоносова Вардана Эрнестовича Багдаряна [3], который проанализировал Конституцию России, принятую в 1993 году. В главе 1, статья 13 Конституции указывается идеологическое разнообразие и запрет на государственную идеологию, что означает пробел на уровне ценностей на высшему уровне. Отсутствие ценностей можно трактовать как переход государства на внешнее управление, так как не определены цели, средства их достижения и результат, смысл, национальная идея страны. Относительно миссии России в Конституции кратко сказано «сознавая себя частью мирового сообщества».

   Для сравнения посмотрим Конституцию Китая (1982 г.): «Китай последовательно проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма; укрепляет сплоченность с народами различных стран мира; прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества». Миссия Китая четка и понятна и вызывает неподдельное уважение. Кроме того, обратим внимание, что за прошедшее столетие Китаю удалось сохранить единство нации, в то время как русский мир раскололся на Россию, Белоруссию и Украину, отношения с последней после распада СССР оставляют желать лучшего. В Китае же велась и ведется целенаправленная политика народного единства, поддержка общепринятой версии языка – путунхуа, поддерживаются семейные кланы, как носители национальных традиций. Патриотическим девизом и актуальной политикой Китая являются такие понятия, как национализм, народовластие и народное благосостояние. Кроме того, утверждается сверх-идея о великом возрождении нации Китая и зарубежные китайские общины официально рассматриваются как фактор реализации новой мировой миссии Китая. Отметим, что для России понятие национализма воспринимается с негативным оттенком и подчеркнем, что в китайской триаде слово «народ» (а не «человеческий ресурс») упоминается два раза! Экономическую мощь и национальную гордость укрепляет также планы КНР в освоении космоса: к 2020 году планируется создание орбитальной станции, а к 2050 году – собственная база на Луне. Государственная идеология закреплена в Конституции Китая, в которой принята доктрина социализма с национальной китайской спецификой.

   Если мы попытаемся выделить квинтэссенцию неолиберальных и традиционных ценностей, то понятие свободы личности противопоставиться понятию социальной справедливости. Проблема социального неравенства в России поляризует общество. По данным Института социологии Российской академии наук [2] в бедности проживают почти 30% россиян. Построение капитализма в России, стране в которой традиционное значение имели консервативные ценности обернулось бессцельностью существования, проблемами в национальной идентичности. Проблему упадка патриотизма пытается решить Росмолодежь, представившая программу по воспитанию до 2020 года, которая обойдется в 2 млрд.руб. На начало весны назначено общественное обсуждение программы, исполнять которую будут Минобороны, Минобрнауки, Минкульт и Росвоенцентр. Однако, на сколько данная программа будет эффективна в обществе, имеющим проблемы в социальной справедливости, находящимся под внешним управлением?

  Особую озабоченность общественности вызывает реализация идей открытого общества в трансгуманистических проектах «Детство 2030» и «Образование 2030», в которых утверждается социальная инженерия и изменение сущности человека. Западная цивилизация отреклась от своих христианских корней, предложив техногенную культуру, свободную от любых табу. Иллюстрацией искаженных представлений о свободе личности и толерантности может служить ситуация с французским журналом «Шарли Эбдо», подвергнутого террористической атаке в январе 2014 года. Все мы помним, как весь западный мир сплотился в справедливом гневе в шествиях и митингах, прошедших по всей Европе. Однако данный журнал в дальнейшем публиковал карикатуры на пророка Мухаммеда, Иисуса Христа, на жертв российского взорванного самолета, который упал в синайской пустыне.

   Какие ценности реализуют неолибералы и глобалисты в реальности? За благими рассуждениями о гуманизме и демократии организованные противозаконные госперевороты стали печальной приметой нашего времени. Технология оранжевых революций подробно и пошагово изложена в книге Джина Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения». Начинаются специально организованные волнения в студенческой среде, затем проводится компания по дискредитации власти, потом в дело вступают нанятые тайные снайперы, чтобы пролилась кровь и чтобы раскачать ситуацию и т.п. Подобные сценарии были реализованы в Югославии, Египте, Грузии, Индонезии, Таиланде, Киргизии, Сербии, Украине, Молдавии, Тунисе, Гонконге, Армении. Итак, можно прийти к выводу, что в геополитике неолибералы реализуют другие ценности, чем демократия и свобода личности. Кроме того, есть основания полагать, что терроризм, который не могут победить страны Запада с 11 сентября 2001 года, лукаво организуется и используется в интересах прежде всего правящей элиты США.

   Ольга Николаевна Четверикова [5] в своей книге «Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России» показывает каким образом против нашей страны ведется информационная война на уровне базовых духовных ценностей, как сознание нашей молодежи переводится на чуждые нам западные стандарты, как наше образовательное пространство теряет свой суверенитет.  Восточная мудрость гласит: «Если хочешь победить врага, воспитай его детей». Только сохранив традиционную систему ценностей российское образование имеет шанс сохранится, что означает будущее для России, возможность устойчивого развития для нашей страны. Стремление же интегрировать Россию в глобальную цивилизацию будущего будет означать замену традиционных ценностей на неолиберальные, понижению уровня российского образования, способствовать расчеловечиванию человека.

                                 

                                           Литература

  1. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Дисс. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. - Ставрополь: СГУ, 2004. - СЗ.
  2. Поспелов Александр Евгеньевич. Конфликт ценностей в образовательной парадигме современной России : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ставрополь, 2005 175 c. РГБ ОД, 61:05-9/557
  3. Институт социологии Российской академии наук [Электронный ресурс]// URL http://www.isras.ru/analytical_report_Social_inequality_3.html Дата обращения 14.01.2016.
  4. Багдарян В.Э. [Электронный ресурс]// URL  http://vbagdasaryan.ru/ Дата обращения 14.01.2016.
  5. Четверикова О.Н. Разрушение будущего [Электронный ресурс]// URLhttp://www.e-reading.by/bookreader.php/1038284/Chetverikova_-_Razrushenie__buduschego.html [Электронный ресурс]//2015. Дата обращения 14.01.2016.
  6. Шашкин П. Суверенная демократия в контурах нового мирового порядка. Христианский взгляд на современные проблемы социально-экономического развития [Электронный ресурс] http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35961 Дата обращения 14.01.2016.

                           Данный доклад предназначен для:

- XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новация: культура, общество, личность»  26 января 2016 г.

Диалог-клуб  «Развитие духовно-нравственных традиций казачества в системе  непрерывного образования казаков»

Место проведения: Правительство города Москвы, ул. Новый Арбат, д.36/9. Проезд  станция метро «Краснопресненская»,  сектор «В».

Презентацию по докладу можно скачать здесь