Студентам

Великий Октябрь и Цифровая

on 12 Ноябрь 2017. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Сигаев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Педагогика и психология профессионального образования», ИСГТ, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»

 

Осмысление Великой Октябрьской социалистической  и «Цифровой» революции в сети Интернет

 

Аннотация. Проводится сравнительный анализ (сходства и различия) некоторых аспектов Великой Октябрьской социалистической революции и современной «цифровой» революции на основе источников сети интернет. Таким образом, автор делает срез информационного поля виртуального и мультимедиа пространства, которое существенно влияет на самосознание народных масс. Автор пытается ответить на вопрос, на сколько вероятно реализация в России глобалисткого (протестантского) проекта?

Ключевые слова: Великая Октябрьская социалистическая революция, «цифровая» революция, трансгуманизм, глобализация, индустриализация, патриотизм, традиционные ценности, образ будущего.

Феномен Великой Октябрьской социалистической революции (далее: ВОСР) в связи со своим 100-летием снова приобрел свою актуальность и снова общество России расколото на различные лагеря, и снова возникает ощущение, что наше общество стоит на пороге грандиозных изменений. «Большой друг» нашей страны Збигнев Бжезинский писал в 1968 году: «Наша эпоха не просто революционная: мы вошли в фазу новой метаморфозы всей человеческой истории. Мир стоит на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям будет более драматичной, чем та, что была вызвана французской или большевистской революциями... В 2000 году признают, что Робеспьер и Ленин были мягкими реформаторами» [6]. И действительно, с одной стороны, настоящий момент является точкой флуктуации -  точкой выбора дальнейшей траектории развития человечества, создание своеобразной «дорожной картой будущего».

Отметим, что обе революции устремлены в будущее и опираются на определенных набор идей – смысловых концептов: в случае Великого Октября – это немецкая философия в лице Карла Маркса, В.И. Ленина и др., в случае «Цифровой» революции (далее: ЦР) – это идеи футурологов-трансгуманистов Олдоса Хаксли («О дивный новый мир», 1932), Ферейдун Эсфендиари («Трансчеловек ли ты?», 1989), экономиста Жака Аттали («На пороге нового тысячелетия»), идеологов «открытого общества»  философов Анри Бергсона и его последователя сэра Карла Поппера («Открытое общество и его враги», 1945), американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы («Конец истории и последний человек», 1992), идея сверхчеловека Ф. Ницше.

Конечно, каждая из этих революций соответствует своему zeitgeist и на первый взгляд между ними не может быть ничего общего, однако при ближайшем рассмотрении отметим следующие близкие для каждой из них моменты:

  1. Каждая из революций изначально носила глобальный характер: в первой – это идея коммунистического интернационала с его лозунгом «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!», вторая – с происходящим сейчас процессом глобализации, мондиализации (мировое правительство, наднациональные структуры управления)
  2. Обе революции подразумевают коренную смену общественно-жизненного уклада населения. В ВОСР – уничтожение религии, семьи (идеи Троцкого), частной собственности, диктатура; в цифровой революции – экуменизм, ювенальная юстиция, презумпция виновности, «электронный концлагерь»
  3. Каждая из революций обещала населению «построение рая на Земле»: «от каждого по способностям, каждому по потребностям», «комфорт и безопасность», сети дешевых продуктов в гипермаркетах,  и т.п.
  4. Влияние внешних сил на революции: ВОСР – активная внешняя поддержка со стороны Германии (Ленин) и Англии-США (Троцкий); современная ЦР проводится под контролем Всемирного Банка (проект «Цифровая экономика»), Бильденбергского клуба и форума в Давосе, акции Навального и Удальцова при поддержке из-за рубежа
  5. Влияние внутренних сил на протекание революции и формирование общественного сознания: ВОСР – отречение духовенства от Царя, предательство либералов, масонское[1] Временное правительство; ЦР – «пятая колонна» либералов, митинги за возвращения Крыма Украине, Болотная площадь; 8,5 миллиарда рублей в квартире полковника Дмитрия Захарченко и т.п.

Для полноты картины отметим и некоторые различия обеих революций:

- индустриализация («реальная экономика») / цифровая экономика. Большевики развивали отечественную экономику, усиленная индустриализация страны, проведенная Сталиным, позволила победить объединенную Европу под предводительством нацистской Германии. После разрушения экономики в 1990-х годов валютные поступления России формируются в основном за счет продажи природных ресурсов (нефти и газа), по данным портала «Война и мир» в первой половине 2017 года – 47 %. По экспорту пшеницы Россия занимает первое место в мире – 25 млн. тонн, что на 14 % больше, чем в прошлом году. Можно уверенно констатировать, что в условиях непрерывного нарастания санкций Запада Россия очень зависима от импорта продовольствия и технологий, а программа реиндустриализации так  и не запущена! Кроме того, вопрос о том, насколько уход экономики в виртуальный план соответствует национальной безопасности страны остается открытым, ведь все it-технологии разработаны, прежде всего, в США

- национальная идея, высшие смыслы нации: в СССР, как известно, это – освобождение всех трудящихся мира от гнета эксплуататоров; в современной России национальная идея, сформулированная В.В. Путиным в ежегодном послании Президента 1 декабря 2016 года – это патриотизм. Но на сколько данный посыл найдет отражение в социально расслоенном и предельно коммерциализированном (введение платных услуг в образовании и здравоохранении, кризис пенсионной системы) обществе современной России (при том, что не секрет, что дети правящей элиты проживают за границей)?

- христианские (традиционные) ценности (в СССР: «Кодекс строителя коммунизма») / в современном открытом обществе и далее в цифровом обществе: разрушение христианских ценностей (однополые браки, эвтаназия и др.). Особо предлагаем отметить отношение к такой социально значимой ценности российского общества, как справедливость. В СССР однозначно соблюдалась социальная справедливость, в отличие от современной РФ, в которой по данным исследования, проведенного банком Credit Suisse, Российская Федерация является мировым лидером по концентрации богатства: один процент домохозяйств владеет более чем двумя третями всех активов [4]. По неофициальным данным, доходы 10% богатейших жителей страны превышают заработки наиболее бедных в 40-45 раз(!). В Австрии, Германии, Франции данный коэффициент варьируется от 5 до 7. В США он равен 10. Если коэффициент превышает указанное значение – это «сигнал», предупреждающий о наличии серьезной социальной опасности. И данный тревожный сигнал для России уже давно прозвучал

- наличие харизматических лидеров: ВОСР - Ленин, Троцкий, Зиновьев, Свердлов, Сталин, Ворошилов, Чапаев и др.; ЦР – пожалуй, можно назвать «локомотивом» ЦР президента В.В. Путина, однако отметим крайнюю непопулярность в народе таких представителей команды президента, как Чубайс, Медведев и т.п. Кроме того, такие акции как триумфальное открытие Ельцин-центра и канонизация образа Бориса Николаевича вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе [7].

- ВОСР опиралась на простых тружеников, защита прав трудящихся, сильные профсоюзы / цифровое общество – на новые технологии, вводится понятие «человеческих ресурсов», падение роли профсоюзов в защите прав трудящихся

- ВОСР: национальное ориентирование, национализацию экономики; ЦФ: курс на транснациональные корпорации, приватизацию экономики

- роль банков: при цифровом обществе банки становятся хозяевами страны, получают право выдавать паспорта и т.д. Центральный банк России подчиняется ФРС США более, чем президенту и правительству РФ

- особенности протекания революций: ВОСР проходила на фоне мировой войны; цифровая революция – проходит незаметно, локальные войны показывают в новостях (Сирия и Донбасс), отвлекая внимание общества от насущных проблем на внешние события, не имеющие к населению непосредственное отношение; создается единая база данных на граждан, пакет Яровой, проекты «Детство 2030» и «Образование 2035» [2], «Национальная технологическая инициатива»[1], нейронет и «Цифровая экономика»

- образы побуждающего будущего и героического прошлого: в СССР пропагандой создавался привлекательный образ будущего в произведениях научной фантастики (Стругацкие, Булычев), поэзии (Маяковский, Бедный, Горький, Фадеев и др.) и кинематографа (Островский «Как закалялась сталь»); цифровая революция же воодушевляет же в основном голливудских режиссеров, чьи фильмы («Время», «Вне себя», «Люси», «Превосходство», «Призрак в доспехах», «Терминатор: Генезис (5)», «Матрица», «Она» и др.), изобилующие компьютерной графикой и спецэффектами, тем не менее рисуют пессимистичное будущее и сформировали новые направление в киноискусстве – киберпанк. Таким образом, в ВОСР у народа имелся положительно окрашенный образ желаемого будущего, ради которого имело смысл потерпеть тяготы и лишения, а цифровое будущее дает скорее негативный депрессивный образ. В сети интернет появилось много публикаций о предстоящих потерях рабочих мест в связи с роботизацией производства и повсеместным распространением новых технологий. Так, Алексей Кудрин объявил, что через несколько лет (до 2024 года) аппарат госслужащих будет сокращен на 30 % [5]. Кто будет трудоустраивать всех сокращенных людей, на что они будут жить и содержать свои семьи? Ответом на этот вопрос была инициатива введения закона о тунеядстве, предусматривающим штрафные санкции для безработных («самозанятых» граждан). Отметим, что цифровая экономика не предусматривает рабочих мест.

Итак, в данной работе были рассмотрены некоторые сходства и различия в Великой Октябрьской социалистической и современной – цифровой революций. Как и 100 лет назад, наше общество находится на стадии глубокой трансформации и перемен. Как бы ни пугали данные изменения, но они имеют свои основания в развитии современной цивилизации. В качестве позитива можно отметить, что любые изменения Бог поворачивает к добру. Так, кровопролитное начало советской власти и СССР после Великой Отечественной войны развернулось в сторону человека труда, эпохе относительного мира на Земле и стабильно улучшающихся условий жизни народа.

В заключение данного эссе отметим проектно-цивилизационный подход в работе Владимира Павленко «Цивилизационный проект как система», опубликованный на информационном патриотическом портале «Завтра.ру» [3], в котором автор анализирует концептуальные основы глобальных проектов (см. рис.1 Проекты западной и российской преемственности)

 рис.1 Проекты западной и российской преемственности

 

Из предлагаемой схемы видно, что навязываемый России «Новый мировой порядок» (он же – «открытое информационное общество») не соответствует стратегическому вектору развития нашей страны, поэтому есть надежда, что Россия не впишется в оцифрованное будущее, но какой путь будет выбран – покажет время.

 

 

Список используемых источников

  1. Агентство стратегических инициатив. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] //  // http://asi.ru/nti/ // Дата обращения: 19.08.2017.
  2. Агентство стратегических инициатив. Форсайт «Образование 2035» [Электронный ресурс] // http://asi.ru // Дата обращения: 19.08.2017.
  3. Завтра Ру. Владимир Павленко [Электронный ресурс] // Цивилизационный проект как система // http://zavtra.ru/blogs/tcivilizatcionnij_proekt_kak_sistema_chast_i // Дата обращения: 17.06.2017.
  4. Коммунисты столицы. Михаил Кечинов // Россия: бедность, богаство и социальное неравенство [Электронный ресурс] // // http://comstol.info/2015/01/ekonomika/10512 // Дата обращения: 16.08.2017.
  5. РИА Новости. Алексей Кудрин [Электронный ресурс] // https://ria.ru/politics/20170607/1495984723.html// Дата обращения: 07.06.2017.
  6. Русская народная линия [Электронный ресурс] // Валерий Павлович Филимонов // Цифровая экономика как цифровое рабство – это касается всех и каждого //  http://pravoslavnye.ru/news_rl/2017/08/18/cifrovaya_ekonomika_kak_cifrovoe_rabstvo_eto_kasaetsya_vseh_i_kazhdogo/ // Дата обращения: 18.08. 2017.
  7. YouTube. Россия 24. Никита Михалков: есть ли выход из исторического лабиринта Ельцин Центра? [Электронный ресурс] // https://www.youtube.com/watch?v=M4IgocuwPaI // Дата обращения: 19.08.2017.

 



[1] Официально Керенский с 1912 года уже был Генеральным секретарём масонской ложи "Великий восток народов России", при этом он уже был депутатом IV Думы в возрасте 31 года.