Студентам

Модернизация образования

on 01 Июнь 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва

к.п.н.Сигаев С.Ю.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://www.sigaevpro.ru/

Модернизация? Оккультизм в психотерапиии и образовании современной России

Аннотация: в работе освящается этическая и профессиональная проблема гуманитарных дисциплин, появившихся в последнее время в учебных планах вузов. Дана объективная оценка содержания данных курсов с точки зрения традиционных ценностей.

Ключевые слова: биоэнергетика, арт-терапия, глобализация, эзотерика, оккультизм, лженаука, нейролингвистическое программирование, трансперсональная психология.

Традиционное отечественное образование в нашей стране имеет устойчивые корни и академическую научную основу. Общеизвестно, что образование в СССР занимало почетную третью позицию в мире, что привело к освоению космоса, успешному развитию экономики, освоению пространств Сибири и Дальнего Востока, соблюдение ядерного равновесия со капиталистическими странами. С момента ликвидации СССР началась бесконечная образовательная реформа, призванная уничтожить традиции советского фундаментального образования. Вступление России в Болонский процесс в 2003 году отражало геополитический вектор развития страны в сторону глобализации. В рамках глобализации нашей стране уготована роль «кочегарки» - поставщика энергоресурсов для развитых стран Западной Европы в обмен на не только продукты, но и духовные ценности. Именно духовные ценности призвано формировать образование для подрастающего поколения. Таким образом, происходит воспитание и формирование будущих кадров великой страны – Российской Федерации. Набор изучаемых дисциплин призван наделить студентов не только востребованными профессиональными компетенциями и знаниями, но не несет определенную смысловую и экзистенциальную нагрузку. Например, изучение дисциплин «Психологическое консультирование» и «Психотерапия» позволяет оказывать психологическую помощь в трудных жизненных ситуациях, а изучение курса «Тренинг профессионального педагогического общения» позволяет овладеть навыками и секретами педагогического общения:  позитивно выходить из конфликтов, эффективно вести публичное выступление, развить навык активного слушания и работы с возражениями.

Однако в последние 5 лет все четче реализуется тенденция на внедрение в обучение психологов и педагогов высшей школы таких дисциплин как: нейролингвистическое программирование, трансперсональная психология, биоэнергетика, поликультурное образование. Другие же дисциплины изменяют не только свое содержание (судя по учебникам), но и экзистенциальные ценности. Особенное неприятие и отторжение подобных курсов испытывают православные студенты, «люди принципов». Имея опыт преподавания вышеназванных дисциплине, можно констатировать, что такие курсы основаны не на традиционных (христианских) ценностях. Рассмотрим по очереди каждую из этих дисциплин и проанализируем смысловое пространство, которое она создает. Биоэнергетика – не является научной дисциплиной, т.к. включает в себя эзотерику, магию, телесно-ориентированную психотерапию. Возможно ли изучение в университете биоэнергетики как группы теорий и практик альтернативной медицины, психотерапии и экстрасенсорики, использующих псевдонаучные концепции существования «биоэнергии» или «биополя»? Если же допустить подобное, то не пострадает ли престиж науки и университета, который уподобляется академии волшебных наук в фильме про Гарри Поттера? Если биоэнергетика является частью оккультных наук, практикуемых в магических салонах (а так оно и есть!), то насколько целесообразно учить студентов такого рода знаниям?

Для лиц, стремящихся к изучению оккультизма, конечно, введение такого рода курсов будет оценено положительно, но православные студенты воспримут такой курс негативно. Т.к. в Священном Писании есть множество изречений Бога об оккультизме и Его резконегативном отношении к нему:
«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Третья Книга Моисеева. Левит
Глава 20, стих 6). Курс «Биоэнергетики» вызывает непонимание и среди профессорского состава, которые возмущены откровенной антинаучностью данной дисциплины. Так, знакомый  профессор, читая биоэнергетику, плавно переходит на изучение анатомии центральной нервной системы, находя, таким образом педагогический компромисс.

Следующая дисциплина, надежно прижившаяся в учебных планах, и при этом не признаваемое научным сообществом – нейролингвистическое программирование (НЛП). Большая  часть научных экспериментов говорят о неэффективности методик НЛП и отсутствии у них научного обоснования. Несмотря на широкую рекламу о высокой эффективности техник НЛП, на деле психологи-практики обращают внимание на отсутствие достоверных экспериментальных подтверждений эффективности НЛП, но и на характерные псевдонаучные черты, присутствующие в концепциях данного направления, его названии и применяемой терминологии. Кроме того, существуют этические проблемы при использовании НЛП-подхода, заключающиеся в манипулятивности техник НЛП. На самом деле, НЛП – это просто товар, некий псевдо-психологический продукт, ознакомиться с которым может любой желающий в психологических центрах на платных тренингах в частном порядке. Рассмотрим для примера краеугольный камень НЛП – сигналы глазного доступа, согласно которому выделяют такие психотипы как: визуал, аудиал, кинестетик и дигитал. О движении глаз в процессе обработки информации в головном мозге говорил еще немецкий офтальмолог 19 века Герман Гельмгольц. Поэтому научной новизны в сигналах глазного доступа нет. Но правомочно ли деление на вышеназванные психотипы? В НЛП утверждается, что 60 % людей являются визуалами, 20 % - аудилами, 20 % - кинестетиками, а количество дигиталов очень незначительно. Отметим, что никаких исследований по данной типизации не проводилось, создатели НЛП предлагают принять данный постулат просто на веру. Автор данной работы на занятиях со студентами по НЛП проводил калибровку на определение ведущей модальности. Результат показал, что 100 % студентов являются визуалами. Какой смысл тогда в данной типизации? В НЛП часто применяются техники эриксоновского гипноза, а ответственность за ход терапии целиком на психотерапевте, что создает этическую проблему. Православие уважает свободу человека, свободу от тайных гипнотических воздействий, любого психологического программирования и скрытых манипулятивных ходов. Большинство техник НЛП являются умственными играми, которые не приводят к психотерапевтическому эффекту (техника «Шоколад леди Годива»), а различные модели НЛП (SCORE, TOTE и др.) также очень условны и умозрительны – и ни к чему не ведут. Подводя черту под нашим эссе об НЛП, вспоминается сказка Ганса Христиана Андерсена «Голый король», в которой король и все окружение не верит своим глазам и здравому смыслу, чтобы назвать вещи своими именами (сказать, что король на самом деле голый!). Также бесполезна и литература по НЛП, заполняющая прилавки наших книжных магазинов. Например, книга Роберта Дилтса «Стратегии гениев»  не поможет читателю открыть в себе источники гениальности и творчества. Три тома запутанного повествования Дилтса по сути говоря, ни о чем. Аналогична профанация практической психологии в книге классика отца-основателя НЛП Майкла Гриндера «Исправление школьного конвейера», в котором утверждается, что от одного этапа обучения в школе к другому у учащихся меняется ведущая модальность. И, как принято в НЛП, данный постулат никоим образом не подтверждается результатами исследований и научных наблюдений! Чего нельзя отнять у авторов книг по НЛП – так это эффектные многообещающие заголовки: «НЛП для идеального секса», «Как управлять собой и другими с помощью НЛП», «Как стать богатым и знаменитым. 12 правил НЛП», «Структура магии», «Моделирование совершенной личности. Редактирование судьбы». В итоге хочется задаться вопросом о том, зачем НЛП прописано в учебных планах как обязательная дисциплина? Может быть лучше было бы вместо шарлатанского НЛП изучать когнитивно-поведенческую психотерапию, которая уважается психологами-практиками и во всем научном мире, продемонстрировала свою высокую эффективность и не вызывает этических вопросов?

Следующая дисциплина, которую рассмотрим непредвзято – это трансперсональная психология. Трансперсональная психология – такая же лженаука, как и биоэнергетика, своеобразный сплав психологии с оккультизмом на фоне ЛСД и холотропного дыхания. Идеологической основой трансперсональной психологии является учение New Age, которое представляет собой смесь эзотерики и неоязычества в глобальном масштабе. В нашей работе мы не будем подробно останавливаться на сути учения New Age, а адресуем к статье Ольги Николаевны Четвериковой «Кто стоит за New Age» [4]? Псевдонаучной основой трансперсональной психологии является теория Станислава Грофа о базовых перинатальных матрицах, что есть продолжение идеи психоаналитика Отто Ранка о травме рождения. И снова, можно со 100%-ой уверенностью констатировать, что обе эти теории не были доказаны, а принимаются в трансперсональной психологии просто на веру. Посмотрим теперь, что изучает трансперсональная психология? Утверждается, что изучаются психологические и психиатрические духовные традиции:

  • Индуизм и йога
  • Буддизм
  • Шаманизм и магия
  • Каббала
  • Суфизм
  • Мир духовных существ и энергий
  • Исследование прошлых жизней и кармы
  • Паранормальный опыт.

Отметим  нездоровый интерес трансперсональных психологов [3] к паранормальным феноменам и восточному оккультизму и приведем техники трансперсональной психологии:

  • шаманские путешествия
  • медитативные практики 
  • работу со сновидениями
  • техники активного воображения, предложенные К. Г. Юнгом
  • техники психосинтеза, предложенные Роберто Ассаджиоли
  • холотропное дыхание, предложенное Станиславом Грофом
  • ребёфинг, предложенный Леонардом Орром
  • вайвэйшн, предложенный Джимом Ленардом
  • трансовые техники телесно-ориентированной психотерапии
    • техники гипноза и самогипноза
    • астрология
    • арт-терапия.

       О трансперсональной психологии можно говорить долго, но мы полагаем, что и приведенного выше вполне достаточно, чтобы заявить об этической проблеме данного курса и его антинаучности, выразить серьезную озабоченность необходимостью преподавания такой дисциплины студентам гуманитарного направления обучения.

В заключении данной работы можно упомянуть такую дисциплину, появившуюся в последнее время, как «Поликультурное образование». Данный курс навязан хозяевами нового мирового порядка и призван поддерживать глобализацию с ее принципами мультикультурализма и толерантности. Некоторые безобидные, на первый взгляд, дисциплины несколько обновили свое содержание в связи с установками глобализаторов. Современные учебники [2] по гендерной психологии содержат информацию о якобы имеющей место униженности женщин в обществе, что является пропагандой феминизма, с помощью которого глобализаторы стараются разрушить традиционные семейные ценности. Кроме того, традиционные гендерные стереотипы объявляются устаревшими и предполагают другое, извращенное понимание. Дисциплина «Арт-терапия» [1] изобилует рисунками восточных мандал, которые по сути своей являются сердцевиной восточного оккультизма. В арт-терапии некоторые «техники» вызывают законные вопросы. Например, техника монотипии, на наш взгляд, имеет надуманное психотерапевтическое или диагностическое значение и напоминает сказку про голого короля, упоминавшуюся выше. Методика семейных расстановок Берта Хеллингера также вызывает вопросы этического и профессионального характера. Семейные расстановки пережили пик своей популярности, когда почти каждый практикующий психолог их проводил. Только в последнее время метод семейных расстановок получил объективную оценку как псевдонаучное, а значит ложное учение.

Актуальная  этическая проблема заключается в позиции преподавателя, ведущего такие, мягко говоря, сомнительные и антинаучные дисциплины. Если сам педагог, говоря православным языком, прельщен эзотерикой, то ему предоставляются законные основания прельщать и студентов, погружая их в оккультные знания. Но если педагог отдает себе отчет за духовные последствия подобных уроков, он будет говорить правду об этих лженауках, обличать их антинаучность, показывать душепагубность подобных дисциплин. Ведь оккультизм и эзотерика – это антихристианское учение, разновидность сатанизма, которому не место ни в школе, ни в вузе.

 

Литература

  1. Будза А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. – СПб., Северо-Запад, 2006. – 317 с.
  2. Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология. – СПб., Речь, 2010. – 270 с.
  3. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект.  - М., 2007. – 350с.
  4. Православный взгляд /Четверикова О.Н. / Кто стоит за New Age? / URL: http://orthoview.ru/docent-mgimo-olga-chetverikova-kto-stoit-za-new-age/ / Дата доступа 3.11.2016.