Студентам

Самореализация студенчества

on 01 Июнь 2018. Posted in Научные публикации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Прогноз влияния духа времени «Цифрового будущего» на личностную и профессиональную самореализацию студенчества

Сигаев С.Ю., к.п.н., МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Власкина М., студентка МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье анализируется экзистенциальные смыслы советской и современной молодежи, влияние идеологии на становление высших ценностей молодого поколения. Рассматриваются особенности влияния современных информационных технологий и педагогических инноваций с точки зрения патриотических позиций.

Ключевые слова. Мейнстрим, глобализация, коммунизм, zeitgeist, цифровая экономика, педоцентризм, национальная идея, когнитивный диссонанс.

 

Zeitgeist – дух времени, оказывает определенное влияние на формирование мировоззрения и установок подрастающего поколения за счет различных факторов, среди которых можно выделить такие как информационный фон (СМИ и интернет), влияния технологического уклада, различные тренды социальной среды и мейнстрима. Кроме того, мы предлагаем особо выделить влияние правящих элит на смыслообразующие ценности подрастающего поколения. Например, поколение молодых людей, живших в 1940 – 1950 годы в СССР героически сражалось с фашизмом и возрождало страну после войны (поднятие целины); 1960 – 1970 годы – молодые люди мечтали о космосе и строили БАМ; 1980-е – годы можно охарактеризовать как нарастание скепсиса к главной идее развития – идее коммунизма, нарастал культ комфорта и желание перемен, расцвела молодежная субкультура, диссиденты; «лихие»1990-е годы стали символом деградации и разрухи, национального унижения, потерей смыслов жизни, вершина советского ракетостроения - космический корабль «Буран» продается за гроши для развлечений туристов, наблюдается общее падение нравов, нашествием сект; 2000-е годы: это, прежде всего, теракт 11 сентября,  положивший начало переформатированием мира мировыми правящими элитами, с приходом Президента Путина и потоком нефтедолларов можно связать с надеждами на более лучшую жизнь в общем фарватере Запада (идея Большой Европы от Лиссабона до Владивостока), потерей атомной подлодки «Курск» в 2000 году – как горечь утраты, которую не смогли внятно объяснить СМИ, породив множество слухов; либералы и диссиденты наслаждаются возможностями, которые предоставляется глобализацией, права ЛГБТ-сообщества становятся критерием прав человека - на Западе узакониваются однополые браки; начинается увлечение гаджетами, создание электронного правительства и понимания государства как сферы услуг; на мейнстрим 2010-х, вне сомнений, повлияли потрясения украинского Майдана 2014 с последующим присоединением Крыма, войной на Донбассе и в Сирии, поднятием патриотических настроений у одной части общества и либеральной прозападном настроенной части общества с другой; массовой оптимизацией бюджетной сферы; усилившимся влиянием Запада: встреча в Гаване патриарха и понтифика, внедрением ювенальной юстиции и гендерного равенства; внезапно принятой «Национальной технологической инициативы» с последующей громогласно объявленной проектом «Цифровой экономики» летом 2017 года.

Какой же дух времени сказывается на психологию современного студенчества наблюдается сегодня? В виду несформированности экономики для самых амбициозных очень актуальна идея миграции в развитые страны Запада, благо, что Болонская система располагает. Во-вторых, общий хаос в развитии образовательных реформ в России создает сильнейшую неуверенность в завтрашнем дне, по данным наших опросов до 94% студентов не планируют работать по специальности. Государство же, со своей стороны, полностью отстранилось от формирования рынка труда, девиз современного поколения «Каждый сам за себя» означает то же самое, что «Спасайся кто может». Коммерциализация всех сторон жизни приобретает все более конкретные очертания, дополнительные услуги заменяют обязательные. Стиль поведения современных студентах на лекциях сформирован идеями педоцентризма, внедрямые в высшей и средней школе с падением Советского Союза. За красивыми тезисами об уважении к личности ребенка и раскрытием его творческого потенциала, общением на равных с учителем, происходят такие явления, как падение авторитета учителя, ожидание от учебы развлечения, отсутствие трепета от обладания знаниями («ведь все равно знания есть в интернете»), студенты не конспектируют лекций, не могут осилить обычную книгу, у них выявляются огромные пробелы в знаниях в любой сфере, зарубежные фонды закладывают антипатриотические установки в трактовке отечественной истории (выступление школьников в бундестаге в ноябре 2017 года). Можно уверенно констатировать, что высшая школа реформируется в сторону становления нового типа общества, цифрового – но каковы его характеристики, в чем его коренное отличие от современного общества (которое мы бы предложили считать переходным периодом)?

Исходя из рассматриваемых трендов возможно предположить zeitgeist ближайшего будущего:

- нарастание когнитивного диссонанса из-за напряженности в обществе и его поляризацию между богатыми и бедными, между либералами и патриотами, между культом золотого тельца и русским духом

- кризисом, а возможно, и полным пересмотром с последующим отказом от концепции социального государства. «Концепция социального государства, сложившаяся в 20 веке, переживает кризис во многих странах и не способна обеспечить рост благосостояния, заявил президент России Владимир Путин на открытии форума «Один пояс - один путь» в Пекине. «Многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны. Во многих странах кризис переживает и концепция социального государства, сложившаяся в 20 веке. Сегодня она не только не в состоянии обеспечить устойчивый рост благосостояния, но порой и удерживать его на прежнем уровне», - сказал Путин[3]

- влияние новых it-технологий на жизнь обычных людей достигнет максимума, что приведет к утере границ личного пространства, замену понятия презумпции невиновности на презумпции виновности (все перечисленные факторы и множество других, подобные им, уже стали трендом в наше время), отмену наличных денег; искусственный интеллект с его «умными вещами» внедрится в каждый дом и будет его контролировать; переход на дистанционное обучение через сайты для получения высшего образования, окончательный отход от фундаментального образования в пользу перечня компетенций, за которых обучающийся способен заплатить

- усиление влияние глобализации: политика управляемого хаоса и перманентного кризиса и нестабильности, неразвитость реального сектора экономики приведет к уничтожению среднего класса; государство становится  квазигосударством без суверенитета в составе союза (Объединенные штаты Европы и т.п.). Французский экономист, писатель-глобалист, член Бильдербергского клуба Жак Атали  характеризовал такие характеристики глобализации в своей книге «Линии горизонта» (1992): - всемогущество денег (более корректно: хозяев денег, транснациональных корпораций); - становление новой кочевой элиты, оторванных от своих национальных корней; - повсеместное распространение биороботизации (трансгуманизм); - человек — придаток к кредитно-регистрационной карточке, кочевник в глобальном разделении специальностей, профессий — без семьи, без родины; - кастовое устройство общества: социальное неравенство. Другой французский политик-глобалист Бернар Анри Леви в книге «Враги общества» (2008) подчеркивает влияние идеологии иудаизма в процессах глобализации.

Однако политолог Александр Дугин[4] утверждает, в «в дивном новом мире» России нет места: «Лучшие русские умы ясно видели, что Запад движется к бездне, и сегодня, глядя на то, куда привела мир неолиберальная экономика и культура постмодерна, мы вполне можем убедиться, что эта интуиция, толкавшая поколения русских людей на поиск альтернативы, была совершенно обоснованной». России предстоит найти свой новый путь выхода из тупика глобализации, найти новые смыслы, сформулировать свою национальную идею, предложить миру новый путь спасения. Тогда, выйдя из порочного круга золотого тельца, и наша молодежь сможет проявить в полную силу и свои способности, и свои таланты!

 

Литература

  1. Атали Ж. Линии горизонта. – М., Академия, 2012. – 440 с.
  2. Леви Ж., Уэльбек М. Враги общества. – СПб., Азбука, 2011. – 320 с.

 

                                                          Источники сети интернет

      3. RNS Информационное агенство [Электронный ресурс] URL: https://rns.online/economy/Putin-zayavil-o-krizise-kontseptsii-sotsialnogo-gosudarstva-v-ryade-stran-2017-05-14/ Дата обращения: 13.12.17.

      4. Сайт Геополитика.ру/ Александр Дугин/Четвертая политическая теория https://www.geopolitica.ru/article/chetvertaya-politicheskaya-teoriya / Дата обращения: 16.01.18.