Аватар
Информация о фильме
Название: Аватар
Оригинальное название: Avatar
Слоган "Welcome To Jake Sully’s World"
"Добро пожаловать в Мир Джейка Салли"
Год выхода: 2009
Бюджет: $200 000 000
Жанр: Фантастика, боевик, триллер, приключения
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи, Джоэль Мур, Си Си Эйч Паундер,Уэс Студи, Лас Алонсо
О фильме:
Кино режиссера Джеймса Кэмерона, по его собственному сценарию. Камерон придумал сюжет ленты в 1995 году, но учитывая сложность и масштабность спецэффектов проект пролежал на полке до 2008 года. Это первый крупный проект режиссера после фильма "Титаник" (1998).
Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Несмотря на немощное тело, Джейк в душе по-прежнему остается воином. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса.
Фантастический фильм рассказывает, как в будущем американский морской пехотинец прилетает на планету Пандора, где земляне ведут геологические работы. Им противостоит местное население – сильный народ нави. Чтобы устранить их, люди создают свой вариант нави, к которым человек может "подключаться", лежа в специальной машине. Человеческий нави и называется "аватар". К одному из них и подключают главного героя. Постепенно тот переходит на сторону аборигенов и возглавляет их восстание против людей.
Отзыв на фильм от Ольги Коробовой
Аватар – прежде всего фильм для любителей компьютерной графики, которая конечно выше всяких похвал. Мастерская анимация героев, пейзажи, диковинные звери… не устаешь восхищаться фантазией разработчиков! Фильм стоит посетить хотя бы ради того, чтобы на все это полюбоваться.
Сюжет же фильма прост, прям и понятен, как татарская стрела. Идеи о единении с природой нашли отклик в людских сердцах еще в 18 веке – Жан Жак Руссо был тогда на пике популярности; сейчас эти идеи нашли научное оформление и называются «традиционное природопользование» - это значит обеспечение жизнедеятельности человека теми методами, которые были разработаны его предками, отсутствие эксплуатации природных ресурсов в промышленных масштабах. Эти методы традиционного природопользования, с одной стороны, позволяют сохранять природные ландшафты, с другой стороны – хранить, изучать и использовать национальные традиции. В частности, сейчас разрабатываются программы по организации целых территорий с традиционным природопользованием с целью спасти от вымирания некоторые исчезающие народности крайнего севера.
Словом, единение с природой
– это прекрасно, и если синие аборигены не такие алчные и беспринципные, как люди – то множествам поколений предстоит мирно прожить на прекрасной планете Пандора. Только у них никогда не будет такого явления, как Ренессанс. Потому что для того, чтобы появился, скажем, Боттичелли, надо чтобы поколения мастеров – скульпторов, художников, резчиков по камню, ткачей – жили в городе и посвящали свою жизнь своему ремеслу. Из их умения, находок, совершенствования и шлифовки сложится наконец гений, но для этого нужно, чтобы не одно поколение прожило в городе, а следовательно, нужно чтобы кто-то кормил это племя ремесленников – вот и возникает эксплуатация природных ресурсов в промышленном (то есть не только для прокорма себя, но и на продажу) масштабе. Я уж не говорю о том, что художникам, поэтам, людям искусства нужны ценители, заказчики – а это может быть только аристократия… и пошло- поехало…
Характеры землян в фильме обрисованы весьма схематично – Ученый, Военный, но это не вызывает отторжения, потому что основные черты схвачены весьма правдиво. От этого фильм приобрел слегка пацифистский привкус, но тем не менее стоит отметить, что основные черты характера носителя милитаристского мышления показаны правдиво. Надеюсь, у Камерона хватит такта не снимать продолжение этой прекрасной синей сказки – оно должно быть очень грустным. Почему? У Джерома К. Джерома есть, кроме юмористической повести про троих в лодке, совсем не юмористическое эссе на тему продолжения сказки о Золушке – не поленитесь, разыщите и прочтите.
Мой отзыв про главного героя
Джейк Салли - открыт новому знанию (его голова не забита концепциями, он воспринимает мир таким, каким он является), стремится к нему - и получает его. У него чистое сердце - и он получает любовь и путь. А в душе его нет страха - таким образом, он исполняет свое предназначение. Наличие научных знаний о мире приводит к тому, что субъект включает механизм интерпретаций явлений этого мира. Но оправдан ли такой подход? Может ли хоть одна теория полностью охватить всесущность явлений? Понятно, что нет. В этом ключе хорошо высказался Френсис Бэкон в теории человеческих заблуждений. Отсюда следствие - если уж мы изучаем мир в тиши кабинетов, то должны быть готовы оставить свои теории, когда приходим в реальность. Чтобы стать пустыми, открытыми для новых знаний. Ученые не могли до конца стать своими для племени Нави, потому что их головы были полны своими интерпретациями и у них вообще была другая цель - препарировать, изучать мир, чтобы познать его. Но как можно познать что-то, если мы разрежем это на кусочки-образцы?
Теперь о страхе. В душе среднестатистического субъекта есть страх, потому что все чего-то боятся. Когда душа отравлена страхом, то человек не сможет поднять себе планку, страх всегда будет тормозом у него на пути. Казалось бы, такая субъективная вещь - страх! Но сколько возможностей эта субъективная вещь отбирает в жизни! Сколько звезд не загорелось, сколько открытий не сделано, сколько замыслов нереализовано!
Когда у человека чистое сердце и нет страха в душе, он обретает способность видеть другого. Джейк и его подруга говорят друг другу: "Я вижу тебя". Нахожу в этом видении что-то от видения Карлоса Кастанеды, означает - видеть суть, по-настоящему, душу.