Тормоз
The Cooler (2003)
- Рейтинг IMDb: 7,0
- Продолжительность: 101 мин.
- драма / мелодрама
- Режиссёр: Уэйн Крэймер
- В ролях: Уильям Х. Мэйси, Алек Болдуин, Мария Белло, Шон Хэтоси, Рон Ливингстон, Пол Сорвино, Эстелла Уоррен, Артур Дж. Наскарелла, М.С. Гэйни, Эллен Грин
Поймай удачу,.. если сможешь.
Всю жизнь Берни Лутцу не везло. Причем до такой степени, что одно из казино Лас-Вегаса, управляемых мафией, специально наняло его на должность "тормоза", распространяющего свою "ауру неудачника" на самых везучих клиентов. Как раз здесь он действует весьма успешно. Проблема лишь в том, что он задолжал казино огромную сумму и привязан к нему крепче, чем стальными цепями. Знакомство с "приносящей удачу" официанткой Натали, перерастает в роман и избавляет его от клейма "вечного тормоза". Берни начинает потихоньку выплачивать свой долг и собирается покинуть Лас-Вегас со своей возлюбленной. Но управляющий казино Шелли не собирается расставаться с таким ценным кадром...
Психологический анализ
Не очень понятно, почему фильм называется в русском варианте "Тормоз". Родное название переводится как "холодильник". Но главный герой не является отморозком и тормозом, он просто неудачник.
Это фильм про карму, про то, что ничто не случайно на самом деле. Есть такая тема в кино: невезение - это психологическое или кармическое? Или одно и другое, скорее всего.Помните французский фильм "Невезучие", "Один счастливый день"? Главному герою не везет по полной программе, так что это становится уже диагнозом, нет - скорее проклятием. Многим из нас знакомы периоды везения и невезения, Вадим Зеланд считает, что это "маятники" виноваты. Или сам настрой человека, как он интерпретирует реальность, в которой живет, события, которые вокруг него происходят?
Главный герой одержим комплексом неполноценности и зарабатывает этим на хлеб насущный. Ирония судьбы! Это не просто комплекс, он уже развивается на тонком плане и приносит неудачу другим. С психологии все начинается, а эзотерикой заканчивается. Самый мистический момент фильма - когда удача приходит и уходит, просто наблюдаешь этот процесс, и ничего не можешь объяснить. Только на уровне ощущений идет понимание. Любимая женщина для героя - и есть удача на всех уровнях реальности.
Отдельный разговор про директора Шангри Ла, которого играет Алек Болдуин. Такой чел становится начальником и считает себя наперстником Бога на Земле, ему нравится вершить судьбы людей, карать и помогать им. Но именно с верхней позиции. Люди для него - это объекты, с одной стороны..с другой - вроде бы живые люди, а он им как отец. От этой двойственности он сам запутывается и переходит человеческую черту. Например, убивает певца казино, а потом рыдает, держа его на руках! С одной стороны, он хочет самому себе казаться хорошим человеком (справедливым, сильным), с другой - хочет быть царем и очень крутым, выше всего человеческого. И убивают его в конце фильма, так - беззлобно, ничего личного, ты просто нам не нужен стал.
Еще момент, который запомнился: герой с любимой несколько раз задаются вопросом, а не уехать ли прочь отсюда, от этого проклятого казино? Но только в конце у них это получается. Так бывает трудно уйти откуда-то, изменить свою жизнь, ведь все уже так устоялось...как знакомо. Другой вопрос касается профессиональной реализации героев, дело в том, что ее как нет. Она как бы официантка, он как бы приносящий неудачу. Ни на то, ни на другое не надо учиться, профессионально расти. Подработка для студентов. Вот, приедут они в новый город. Там есть школы, завод, детские сады, стадион, мэрия, магазины, всякие структуры и организации..Но не пойдут ли они в казино по проторенной дорожке? И их эта проблема не смущает на протяжении всего фильма ни разу. У них заблокирована самореализация, они близки в этом плане. Возьмутся ли главные герои за ум? Хочу верить, что да. Потому что так симпатизирую им. Но, кажется, в Америке и так можно жить, не парясь особо. Он пойдет в охранники, она снова в официантки. А в охране такая скукота, нужно ведь профессионально ничего не делать целыми днями и целую жизнь.
Вообще, реально хороший фильм, может быть, пособие "Как не надо жить" (или хороший человек - это не профессия). Проблем у героя навалом, но мысль пойти к хорошему психотерапевту у него не возникла также как и с выбором профессии. В отношениях с бывшей семьей тоже дела плохи: сын аферист и наркоман, нечестный человек, просто чудовище.
Главному герою повезло, что такая классная женщина полюбила его. Сначала ей заплатил босс, а потом влюбилась сама. Но так бывает только в кино или сказке. Нужно герою взяться за свою жизнь и делать ее, пока не прошла в ж.. Судьба подарила ему шанс. Пусть покажет себе - Тормоз он или нет?