Скандальный дневник

on 06 Январь 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Notes on a Scandal (2006)

Жанр: Драма
Режиссер: Ричард Айр
Актёры: Джуди Денч, Кейт Бланшетт, Том Джорджсон, Майкл Мэлоуни, Джоанна Скэнлан, Шон Паркc, Эмма Кеннеди, Эндрю Симпсон, Филип Дэвис, Уэнди Ноттингэм, Билл Найи, Джуно Тэмпл

Описание фильма:
Преподавательница гуманитарных наук Шеба Харт заводит роман со своим пятнадцатилетним учеником. Тайная связь грозиться стать достоянием общественности, когда об этом узнает другая преподавательница по имени Барбара Коветт...

Выпущено: Великобритания
Продолжительность: 1:31:46

Психологический анализ

Но сначала предистория из нашей жизни

Предлагаю сценарий на этот фильм на основе реальных событий. Сильно верующая семья, с сильными сексуальными табу и всяческими запретами. Мальчик 9-ти классник  из этой семьи учится в обычной школе. С ним после уроков занимается учительница. Парень ведет интимный дневник, где фантазирует на тему интима с этим педагогом. Видно, что воображение у парня разыгралось через край, но бумага терпит.

Мама как бы случайно находит этот дневник, разумеется, читает. Можете представить ее чувства? Она бежит к директору школы, который сдает подчиненную, верит всей липе и клевете. Дело приобретает огласку, засуетились журналисты на жареные факты «Педагог совращает ученика!». То, что у педагога своя семья, безупречная репутация – уже не существенно. То, что прыщавый подросток не тянет на Ален Делона в юности, отнюдь – обычный страшноватый подросток – тоже не важно. Потому что началась компания.

Потом все выяснилось, страсти улеглись, а осадок остался. А что бедная учительница может сделать? Услуги адвоката – 300долларов в час ей не оплатить.

Эта история реально была, и  дневник стал на самом деле скандальным.

А теперь перейдем к самому фильму…

Фильм посвящен теме «Сексуальные отношения в педагогике». Участники истории переходят свои профессиональные границы, нарушают профессиональную и личную этику и несут за это соответствующую расплату. То, что обучаемые могут иметь сексуальные отношения между собой, и сексуальные отношения между педагогами – это еще куда ни шло. Кто-то в кого-то влюбляется, кто-то заводит отношения с кем-то – это естественно. Но когда отношения возникают «по разные стороны баррикад» - это уже нарушение великого Табу и грех, и скандал.

Хотя с другой стороны, а что, собственно говоря, произошло? Парень не получил никакой психологической травмы или проблемы, скорее всего даже наоборот, богатый жизненный опыт отношений, вел он себя в принципе почти корректно, перед тем как закурить разрешения спрашивал. У молодой учительницы тоже проблем в этой связи не было, лишь бы никто не узнал. Проблемы возникли в социуме из-за нарушения Табу. Участники происшествия наказаны, общество удовлетворило свой праведный гнев. Только я не понимаю – почему такая реакция? Потому что все боятся, что сами на такое способны. Получается, что все думают только о себе, об участниках ситуации: парне и молодой учительнице никто не думает.

В фильме показаны две линии сюжета отношений: молодой учительницы Харт и ученика, а также отношения Харт с пожилой учительницей. Про эту линию отношений особый разговор. Здесь нарушается другое великое Табу: возрастное и табу на гомосексуальность.

Со стороны такой пожилой дамы – кто бы мог ожидать такое? Я думаю, что изменились времена и нравы, сравните со старым советским фильмом «Большая перемена». Там тоже есть намеки на нарушение табу – секретные отношения учительницы и ученика. Они представители с разных сторон баррикад, но одного возраста. Потом оказывается, что они вообще женаты, и табу вроде бы и не нарушается и все герои получают прощение общества. В советское время общество было более несвободным, сейчас пришла свобода, нереализованные желания заявляют о себе с новой силой. Соблазнам трудно противостоять.

Еще этот фильм о секретах. В психоанализе этим понятием обозначается такой секрет, который имеет сексуальную природу, завязан на мастурбации или идее совращения, инцеста, есть секреты относительно строения тела, испражнения и прочих вещей, которые хотелось бы утаить от огласки. По ходу фильма количество этих секретов лавинообразно нарастает и бедная учительница уже не может с ними справится, когда в конце фильма она выбегает к журналистам с бабьим ревом, это уже срыв на психическом уровне.

Муж молодой учительницы получил свою психическую травму из-за измены жены и огласки ситуации, но проявил мудрость и толерантность. Молодец, попытался понять, простить, принять. Но этот молодец проморгал психологический кризис в семье, потерял контакт с женой на духовном уровне, и наверно, уже давно.

Пожилая учительница, похоже, решила оторваться в конце жизни по полной программе по молоденьким девушкам. Что называется, удариться во все тяжкие. И ничто ее не удержит, в Бога она не верит, Страшного Суда не боится. И такое чудовище работает в школе! Ее главная проблема - в глубине души она пошла на сделку с дьяволом, она считает себя нехорошим человеком. Наверно, осатанела от одиночества. Здесь психоанализ уже не поможет. Она находится в архетипе ведьмы. Да, воистину, настоящая злая ведьма, со своим злым колдовством! Вы заметили, как она ненавидит детей в своей школе? А на молоденьких девушек поглядывает так плотоядно..Наверно, мечтает выпить их молодость, забрать их силу.

Что общего и различного у пожилой и молодой учительницы? Все согрешили на сексуальной почве, но молодая – оступилась по глупости, а пожилая -  сознательно плетет паутину зла, манипуляций. Манипуляции на счет дружбы пожилой учительницы напоминали настоящее выкручивание рук у молодой Харт.  Быть лесбиянкой не грех, но есть же у них в Англии и сообщества такие и специальные сайты, можно как то решить проблему одиночества по честному. Но со стороны пожилой дамы здесь видно нечестное выстраивание отношений близости и любви, а манипуляционные сети паука, которыми она опутывает потенциальную жертву – самая настоящая охота, с азартом и настоящей добычей. Да и молодая лесбиянка наверно будет не в особом восторге от отношений с такой леди. Зачем она ей нужна?

Преподавательница гуманитарных наук Шеба Харт старалась не замечать своих проблем в личной жизни, как страус прячет голову в песок, поэтому жизнь преподнесла ей этот урок  - роман с учеником. Вышла замуж за пожилого мужчину, а в душе ей не хватало молодого. Она повелась на увещевания своего внутреннего Эго-состояния Ребенка «Ну, давай один раз попробуем, никто не узнает!». Кроме того, она чуть попала в лапы пожилой лесбиянки. То, что у нее в душе было не простроено – по этой части и пришелся удар. Не могла отказать старой потаскухе, не смогла отказать сексуальному мальчику – определенно, играет в игру типа «Сама не знаю, что делаю».

У нее столько в душе накипело: стареющий муж, сын –дебил, столько причин быть недовольной и хотеть чего-то еще..так все достало, хочется другого. И понеслась!.. Однако, как приятно после всех своих выкрутасов и безумств вернуться домой, посмотреть в глаза своему мужу и подумать "Прости, если сможешь. Бес попутал!" и почувствовать раскаяние, прощение и последующее очищение. Вернуться в лоно своей семьи и радоваться, что все так хорошо кончилось. С кем не бывает? То есть триумф семейных ценностей. А у пожилой одинокой лесбиянки такого нет, она в молодости (может быть) боялась фаллического проникновения, страх перед пенисом перенесся на желание к женщине. Таким образом, она сама как бы стала иметь пенис. И в глубине ее души - только отчаяние. Умер любимый кот - отчаяние, не отвечает взаимностью девушка (потому что ей это не нужно) - еще отчаяние. Барбара сама загнала себя в угол безысходности. Путь терапии - отказаться от иллюзии иметь пенис и почувствовать себя женщиной.

Итак, про что кино? Фильм разбивает наши стереотипы про педагогов, про женщин. От общества я ожидал именно такой реакции (стайные рефлексы). Тут все как всегда. От ученика тоже можно ожидать чего угодно – гормон играет.

..Есть соблазны – с одной стороны, и профессиональная и общечеловеческая этика с другой стороны. Выбор очевиден..

Тема  «Сексуальные отношения в педагогике» поднимается в фильмах:

Жена моего учителя (1995), Связи / Hooking Up (2008), Поцелуй меня снова (2006) и др. Поэтому мы еще вернемся к ней.

P.S. Вообще, сюжет в фильме – нонсенс, очень редкое явление. Обыватель после просмотра должен сказать «бывает же такое! Ужас!». Но на практике такие случаи очень редки. На подсознательном уровне, конечно, что-то проскальзывает. Но в катастрофы не выливается. Отдельная  тема в теме – про учителя физкультуры-мужчину. Про то, что он себе позволяет со старшеклассницами и все такое..сам слышал про такие случаи.

Признаюсь, что я не до конца раскопал психологизм этого фильма, можно и дальше разбираться, я чувствую это. Этот фильм можно еще раз просмотреть, чтобы лучше понять.

В широком смысле фильм про тайную жизнь в образовательном учреждении, наверняка в каждом таком учреждении разыгрываются свои драмы, свои комедии. Обычно их не выносят за пределы школы, чтобы сор из избы не выносить. Кроме личных у педагогов есть свои профессиональные психологические проблемы: профессиональное выгорание и управление гневом.

P.S.2 В профессиональной этике психолога-консультанта и психотерапевта, психоаналитика - очень четко очерчены отношения между клиентом и психологом. Про это смотрите в статье Кодекс этики британских психотерапевтов. Никакого интима с клиентами, само собой. Иначе - из профессии кувырком..