Мне бы в небо

on 16 Январь 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Up in the Air

Слоган «История мужчины, готового ко всем пересадкам.»

Режиссер Джейсон Райтман

Сценарий Джейсон Райтман, Шелдон Тернер, Уолтер Кирн

Продюсер Али Белл, Майкл Бегг, Джейсон Блюменфилд, ...

Оператор Эрик Стилберг

Композитор Рольф Кент, Мэтт Мессина

Съёмочная группа

В ролях

Продолжительность: 109 мин.

жанр мелодрама

бюджет$25 000 000

сборы в США$57 372 671

премьера (мир)5 сентября 2009

премьера (РФ) 14 января 2010«Централ Партнершип»

релиз на DVDИюнь 2010, «Юниверсал Пикчерс Рус»

Награды

Номинации

  • 2010 — 6 номинаций на премию «Оскар»: лучший фильм (Джейсон Райтман, Дэн Дубицки, Айван Райтман), режиссер (Джейсон Райтман), адаптированный сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер), актер (Джордж Клуни), актриса второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик)
  • 2010 — 5 номинаций на премию Британской киноакадемии: лучший фильм (Джейсон Райтман, Дэн Дубицки, Айван Райтман), актер (Джордж Клуни), актриса второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик), монтаж (Дэйна И. Глауберман)
  • 2010 — номинация на премию Гильдии режиссеров США за выдающийся вклад в режиссуру (Джейсон Райтман)
  • 2010 — 5 номинаций на премию «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, режиссер (Джейсон Райтман), драматический актер (Джордж Клуни), актриса второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик)
  • 2010 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучший актер (Джордж Клуни) и актрисы второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик)

Райан Бинэм — корпоративный юрист, всё время проводящий в командировках. Образцовый потребитель, он преуспел в корпоративных связях, чем не может похвалиться в личной жизни. Отношения на одну ночь для него просто часть длинного списка с бесчисленными люксами отелей, арендованными автомобилями, электронной почтой и сообщениями на автоответчике. Постоянные разъезды отдалили его от родной семьи, а свою он так и не создал.

Порой Райану кажется, что в небе существует отдельное государство. Пункт регистрации в аэропорту в нём граница, питание на борту — местная кухня, премиальные мили — валюта. Да, он налетал много миль, до рекордного одного миллиона ему осталось совсем немного. Накопление и подсчёт премиальных миль очень занимают Райану, ведь он считает их своей неотъемлемой частной собственностью, способной осуществить его мечты. Тем очевидней окажется бессмысленность его надежд, когда компания, управляющая начислением иллюзорных бонусов начнёт менять правила игры.

  • В основе фильма лежит одноимённый роман Уолтера Кирна, увидевший свет в 2001 году.
  • Съемки проходили в Детройте, Лас-Вегасе, Майами, Эффтоне, Омахе и Сент-Луисе, США.
  • На роль Натали Кинер рассматривались кандидатуры Эмили Блант и Эллен Пейдж.

Психологический анализ: Райан Бинэм - почему в небе лучше?

У тебя было такое - что смотришь в глаза любимого человека и мир растворяется в этих глазах? Так вот, у меня такого не было - говорит Райан. Райан создал для себя философскую систему, по которой и живет. По этой системе он самодостаточный одиночка с пустым рюкзаком за плечами. Он сам ее называет "теорией избегания социальной ответственности". Райан спускается на Землю только в отдельные моменты, чтобы уволить кого-нибудь. Но психологически он всегда находится не в земной жизни, на на небе. Его фирменной фишкой являются публичные выступления про мотивацию. Рассказывая про рюкзак, он пропагандирует свои взгляды на жизнь. Он призывает отказаться от благ материального мира, которые только тяготят. Подумать о своих истинных душевных желаниях. Подобно восточным мудрецам мудрости Райан живет без привязанностей в этом мире. Когда в его жизни появляются отношения с Алекс, изменяется и сюжет публичного выступления: он призывает заполнить рюкзак отношениями с близкими людьми, потому что это и есть самое главное в жизни. Когда он нашел женщину своей мечты, изменились его ценности, то последовал "облом": Алекс оказалась замужней женщиной, для которой Райан - лишь отдушина от семейной рутины. Я думаю, что и Алекс по-своему несчастна тоже. Но она привыкла к "жизни с двойным дном", двойной моралью и когнитивного диссонанса у нее не возникает. Мне кажется, что теория Райана снова подтвердилась. Он спустился на землю, построил отношения, мечтал о большем, но семейной идиллии не суждено сбыться. И поэтому, снова в небо. На Земле делать нечего. Надо думать, что Джоржу Клуни эта роль была гармонична, он ведь холостой мужчина 48лет.

Символикой образа жизни Бинэма является карточка и статус пассажира, налетавшего 10млн. миль. Небо признало его за своего, а небесный капитан вручил особую карточку элитного клуба. Однако, и сам капитан-командир корабля был поражен, что у Райана нет дома кроме самолета, нет семейных ценностей. Главный герой в прошлом представлял эту ситуацию, но когда она настала, нечего сказать. Пустота. Такую же пустоту он почувствовал, когда узнал, что Алекс на самом деле замужем. С этой пустотой в душе ему приходится жить.

Теперь о молодой девушке Натали Кинер, коллеге Райана: она противоположность Бинэму, олицетворение социальных установок и иллюзий. Хочет жить как все, одним словом. Жизнь по шаблонам, у нее в голове есть шаблон отношений, своего избранника, работает с клиентами она тоже по технике Райана Бинэма. Поражает, что НЕТ НИЧЕГО СВОЕГО! Натали как двумерная картинка: карьеристка и посредственная личность. Вся в интернете, но, честно говоря, убогая личность. Райан Бинэм стал для нее настоящим Учителем, придал ей трехмерность, объем, человечность. В самом начале их работы он предлагает ей сменить чемодан и выкидывает оттуда все лишнее. Рюкзак, чемодан - это наша голова и она забита всяким хламом! Хламом, которому место на помойке. В фильме "Мирный воин", статья про который тоже когда-нибудь будет на моем сайте, Учитель дал первую заповедь ученику - очистить свой разум, потому что там много лишнего. Так же учит Морфеус в моей любимой "Матрице" - очисти свой мозг!

Одна маленькая деталь, штрих к образу: когда Натали переживала разрыв со своим молодым человеком, в качестве выхода из ситуации, лекарства, она легко и естественно рассматривала изменение своей психосексуальной ориентации - то есть отношения строить с женщинами и стать лесбиянкой. Это прозвучало быстро и естественно. То, о чем говорит Александр Гордон на своих "Закрытых показах" проявляется в полной мере - в современном обществе пропало, стерлось понятие греха. Жизнь стала супермаркетом, где все продают себя и покупают других людей по социальным шаблонам и ценникам. Для Алекс вести двойную жизнь - это рабочий момент, для Натали стать лесбиянкой - тоже самое. Просто новый формат отношений!

Честно говоря, можно понять Райана, что он захотел быть выше всего этого и быть в небе, чем на такой чокнутой Земле. Почему же Райану не повезло в отношении с Алекс? Поражение ли это? Нет, я думаю, что и философия Райана теперь изменилась: он снова в небе, но понял, как хорошо, когда с тобой "второй пилот"! И знаю, что когда-нибудь ему встретиться такая женщина, с которой все сложится. Вселенная - сфера дружественная, всегда отвечает на наши запросы.

Нельзя не сказать пару слов о сущности самой работы Райана: он сам называет ее "гнусной". Бинэм настоящий психолог внутри. Он помогает увольняемому человеку справится с кризисом, открывает для него новые перспективы, находится в душевном контакте с человеком. Натали хоть и прослушала курсы по психологии, но не понимает глубинных движений души. Все что она может-пересказывать заученные на лекциях формулировки академических психологов. Самоубийство женщины, которую она уволила, послужило ей уроком и вообще - разрушило ее привычный двумерный мир.

Другая идея фильма о взаимодействии людей: личное общение лицом к лицу и дистанционное. Как легко неприятные вещи делать на расстоянии! Послать смс, высказаться в скайпе, аське..Самые главные и важные сообщения человеку надо сообщать глядя в глаза ему, разделяя ответственность за ситуацию, быть в контакте с ним.

И в заключении пару слов о присвоении Оскаров. Смотрел фильм "Мне бы в небо" 3 раза - и каждый раз открывал что-то новое, Оскар этот фильм заслужил - чистая и честная работа! "Повелитель бури" отобрал награду у "Аватара" - полностью несправедливо, это политическое решение. Потому что Америке надо поддержать свои войска в Ираке, сформировать общественное мнение. Чтобы в конечном варианте укрепить свое влияние в нефтегазоносном регионе планеты. Двойная мораль оценки фильмов на лицо. Потому что "Аватар" лучше по всем параметрам. И здесь мы видим двойственность, ложь и лицемерие. И хочется в небо на самом деле..