О пользе но-шпы и голливудской комедии

on 04 Февраль 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

О, как бессодержательны, как низкоинтеллектуальны голливудские фильмы, как примитивны все эти гэги, все эти картонные с точки зрения психологии герои, вечно попадающие в какие-то нелепые истории с засоренными унитазами, рвущимся нижним бельем, банановой кожурой под ногами и сексуальными конфузами. Любой интеллектуал с оседлавшими его нос очками запросто объяснит Вам, насколько низка их художественная ценность! Под жарким калифорнийским солнышком, похоже, трудно думать об онтологической сущности  … то ли дело наша, московская  погода! «Белая гадость лежит под окном, я ношу шапку и шерстяные носки»… мы встаем засветло, едва проснувшись заглатываем по-удавьи завтрак, пререкаясь с домашними, напяливаем на себя одежду – подчас вовсе не ту, которая подчеркнула бы наши неоспоримые достоинства, выбегаем на улицу и нас захватывает борьба с общественным транспортом, нас засасывает водоворот, состоящий из людской массы, мы видим вокруг невыспавшиеся сведенные судорогой лица… мы добираемся до места работы – может быть не той работы, о которой мечтали в юности, работы, подчас лишенной какого-либо смысла кроме зарабатывания денег, мы весь день шуршим какими-то бумагами, беспрестанно курим и пьем дешевый кофе и страдаем от изжоги и самодурства начальства, а когда день наконец проходит, не можем внятно ответить на вопрос о том, что же сегодня произошло… настает отпуск, во время которого мы расслабляемся на полную катушку, не тратя ни одной драгоценной минуты попусту, и вот – снова праздник ёлки, оливье и мандаринов. Мысль о том, что мы работаем и живем для того, чтобы прокормиться, нестерпима. Мы ведь работаем, чтобы прокормить семью – родных людей (жена запилила уже на тему новой шубы, дети – мерзавцы, в дневнике одна красная ручка, о теще ничего не будем, как –бы в воскресенье смыться с друзьями на футбол),  ради которых …  У нас деревянная походка, пивной живот и выражение вечного недовольства на лице, наши лицевые мышцы свело судорогой так, что нами с большим успехом можно пугать маленьких детей. Если на каком – то празднике нам доведется станцевать, мы топчемся под музыку, как дрессированный медведь на ярмарочной пощади. А посмотрите, как танцуют дети! Как грациозны их движения, как легко они подхватывают ритм и следуют в такт музыке! Но вот малыш устал, он подходит к маме, ложиться рядом, голова его пристраивается на маминых коленях и он мгновенно засыпает…на лице улыбка, каждый мускул расслаблен, поза естественна и гармонична. Попробуйте так же!

Вероятно, будут исписано множество страниц на тему о том, почему жизнь большинства напоминает один непрекращающийся спазм – спазм чего? Мозгов? Души?

Вероятно, на это есть множество причин социального обустройства, культурных традиций, стереотипов общественного мнения и прочее-прочее-прочее, но мы сейчас отставим все это в сторонку, и все-таки попытаемся просто полежать в расслабленной, а не скрюченой, позе. Это очень трудно. Потому что жизнь как спазм предполагает умение моментально концентрироваться, а не расслабляться (поскольку мы все время концентрируемся для решения текущих моментов, нам не до мысли о тщете всего сущего и прочих философских вопросов, потому что для их осмысления нужно состояние праздности). Спору нет, высокое искусство заставляет нас задуматься о тех вопросах, без которых не проживает жизнь ни один человек. Но для того, чтобы задуматься о смысле жизни, надо чтобы нижняя челюсть была не сведена, брови не насуплены, спина не сгорблена – нужно по крайней мере никуда не торопиться. Если сравнивать Искусство как средство врачевания души и медикаменты как средство врачевания тела – то наверное, глупо прописывать больному, страдающему отравлением, занятия йогой и ведения здорового образа жизни. Тут лучше подойдут промывание желудка, клизма, сорбенты… а уж потом – свежий воздух и правильное питание.

Я думаю, каждый сам должен составить себе список рецептов - как на время выйти из состояния взбудораженной озабоченности, прекратить бег белки внутри колеса и хоть на несколько минут прийти в себя. Хороши, конечно, занятия спортом, русская баня и алкоголь в разумных дозах, но и славная тупая комедия голливудского производства прекрасно может  подойти! Потому что смех – это то, что отличает нас от животных, это такие странные сокращения  лицевых и брюшных мышц, которые вызываются отнюдь не физическими процессами. Смеясь, человек примиряется с действительностью; смеясь над чем – либо, невозможно одновременно этого чего-либо бояться, невозможно смеяться и испытывать жгучую злобу одновременно. Быть может, это один из видов катарсиса, как и плачь? Поэтому дурацкие бессодержательные комедии бессмертны, как но-шпа.

Сюжеты таких фильмов просты, как русские сказки – вот благородный герой, а вот мерзавец, и внешность у мерзавца мерзкая, а благородный герой хоть и попадает в разные конфузливые ситуации, но в конце концов его находчивость помогает ему победить злодея, а мы, сидящие по ту сторону экрана, старательно ему сочувствуем, мы тоже на стороне добра - а это значит, что мы тоже хорошие, и раз добро побеждает, то мы с ним, и жизнь на время становится проще – как-то на короткое время проясняется и упорядочивается, а наши неврозы (пусть ненадолго) прячутся.

Бессмысленная тупая комедия – это такое лекарство, душевная но-шпа, и кроме этой функции совершенно бесполезно приписывать им какой- то иной смысл. Бессмысленно разбирать поведение героев голливудской комедии с психологической точки зрения. Бессмысленно выискивать в них хоть какую- то крупицу содержательности и художественной ценности. Потому что они сняты вовсе не для этого. Лучше отвесьте доброго пинка интеллектуальному очкастому искусствоведу, и посмейтесь на здоровье.

статью написала Ольга Коробова