Алиса в стране чудес

on 04 Март 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Alice in Wonderland/2010/США
слоган    «Вы приглашены на безумно важное событие»/моя версия слогана "Очарование шизофрении"
режиссер    Тим Бёртон
сценарий    Линда Вулвертон, Льюис Кэрролл
продюсер    Тим Бёртон, Каттерли Фроуенфельдер, Дерек Фрэй, ...
оператор    Дариуш Вольски
композитор    Дэнни Элфмен
жанр    фэнтези, приключения, семейный
бюджет    $250 000 000
премьера (мир)    3 марта 2010
премьера (РФ)    4 марта 2010, «BVSPR Disney»
время    108 мин.
Жизнь 19-летней Алисы Кингсли принимает неожиданный оборот. На викторианской вечеринке, устроенной в её честь, Алисе делает предложение Хэмиш, богатый, но глупый сын лорда и леди Эскот. Не дав ответа, девушка убегает и идёт за кроликом, замеченным ею на лужайке. Кролик как кролик, вот только он одет в камзол и всё время смотрит на карманные часы.

Алиса гонится за Белым Кроликом через весь луг и видит, как он исчезает в кроличьей норе. Затем, неожиданно, Алиса падает туда сама, летит вниз по странному, сказочному туннелю и приземляется в круглом зале со множеством дверей. Выпив из бутылки с надписью «ВЫПЕЙ МЕНЯ», она уменьшается в размерах, а откусив от пирожного с надписью «СЪЕШЬ МЕНЯ» — вырастает. Наконец, миновав череду злоключений, Алиса попадает через одну из дверей в чудесный фантастический мир, который его обитатели называют Подземной страной.

Там её ждёт целый парад колоритных персонажей: хвастливая Соня, сумасшедший Шляпник, глумливый Чеширский Кот, накурившаяся кальяном гусеница по имени Абессалом, жутковатая Белая Королева и её злобная сестра, Королева Червей, вздорная и раздражительная правительница Подземной страны.

Тим Бертон о фильме “Алиса в Стране чудес”

«История Алисы в Стране чудес глубоко проникла в нашу культуру, – говорит  Тим Бартон о сказке Льюиса Кэрролла, – Но в художественном кино я не видел ни одной экранизации, которая бы мне по-настоящему понравилась. Мой фильм основан на материале Льюиса Кэрролла. Все в нем из этого источника, включая поэму про Бормоглота. Прежние фильмы об Алисе были всегда о девочке, пассивно предающейся удивлению, а вокруг — множество странных персонажей. Мы попытались превратить это в историю, полную эмоций, и которая создает настроение.».

Для максимального эффекта в создании причудливого, мрачного, а в чем-то и сюрреалистического мира фильма “Алиса в стране чудес” Тима Бартона пришлось совместить игру актеров и новейшие визуальные эффекты. Насыщенная компьютерной анимацией и технологией «motion capture», премьера фильма в России состоится 4 марта 2010. “Алиса в Стране чудес” обещает подарить зрителю по-настоящему незабываемые впечатления.

Психологический анализ

Общее впечатление: хорошо прорисована иная реальность, но весь фильм немного скучно. Скучно от того, что диалоги героев не блещут игрой слов, хочется найти какой-то смысл в сюжете, но после просмотра особо не хочется ничего обсуждать. В "Аватаре" нам показали другой мир, динамику отношений, а здесь..так себе. Но если попытаться поразмышлять над фильмом, то вот какие есть мысли:
сама по себе данная сказка заложила основы феминизма, пробуждения женского самосознания - ведь главная героиня девочка, а не мальчик как обычно. В экранизации "Алисы" в 1951г. героиня более пассивна, с ней что-то происходит, но она не активно взаимодействует с реальностью. Здесь же у Алисы активная позиция, феминизм окреп и проявился в сценарной линии. Битва с драконом - вообще, мужское ремесло всегда было. Но девочка с мечом побеждает чудовище, делает мужскую работу. Общая мысль - девушка должна быть наравне с парнем, такой же сильной и при этом еще и женственной. Размытие половых позиций, ролевых ожиданий - характерная черта "разлагающегося Запада", вот поэтому они к психоаналитикам и ходят.
Другая мысль из этого фильма касается альтернативных реальностей - Алиса часто задается вопросом "Это всего лишь сон?", но в конце фильма склоняется к другому ответу - что это другая реальность. Вместе с тем, она с детства задавалась вопросом - не свихнулась ли она, не сошла ли с ума? С одной стороны, опасения имеют основания, но с другой говорят о сохранности саморефлексии. Больна ли Алиса на самом деле? Если девочка видит такие насыщенные сны, то это одно, но если она проваливается в другую реальность наяву - то это уже признак психоза. Социально девочка реализуется хорошо и в нашем мире и в  другом. При шизофрении это было бы нереально. Хотя повествование почти от имени первого лица отключает внутреннюю критику Алисы на автомате. Короче, "все ли у нее дома" - это еще вопрос, который остается загадкой.
Если бы альтернативная реальность являлась проекцией внутреннего мира Алисы, подвала- то можно было бы говорить о внутреннем конфликте героини: черная злая королева с одной стороны и белая любящая с другой, обилие сцен насилия и борьбы за власть..
В настоящей истории Льюиса Керролла была своя настоящая магия, тайна, помноженное на детское очарование Алисы. В Алисе Тима Бёртона чего-то не хватает - может быть, этого очарования? Или чувствуется нехватка love-story?
Мне кажется, что образ Алисы могла бы сыграть какая-то другая актриса. Надо было поискать девушку "с огоньком в глазах". От личности тоже много чего зависит. Второстепенные персонажи - не доработаны, а просто прикольны (настоящие клиенты психиатрической клиники или зоопарка).
Но главное в фильме, что мне и так понятно сразу, что замуж героиня за молодого человека, сделавшего ей предложение не выйдет, и ради этого не обязательно бежать от всех и прыгать в кроличью норку.

Ради чего этот фильм все же стоит посмотреть? - Снят мастерски. Но после картины "Большая рыба" (2003) ожидал от Тима Бертона чего-то большего.

 

 

 

 

 

ниже читатель может ознакомиться с рецензией на фильм про Алису из сети

Алиса в Стране Бёртона

Здравствуйте, дорогие читатели, добро пожаловать на страницы рецензии "Алисы в Стране чудес". И давайте, что ли, разнообразия ради начнём без предисловий, а с разбега сиганём в кроличью нору.

Вот вы! Да, вы, фанат "Аватара", ждущий от "Алисы" столь же красивого, ненавязчивого и уместного 3D. Можете расслабиться и ждать дальше — "Алиса" не то, что не способа — она даже и не пытается стать новым "Аватаром". А вы, судя по томику Кэррола, зажатому в трясущихся от заранее заготовленной злости руках, — поборник точных экранизаций, честно следующих и букве, и духу оригинала? Простите, этот фильм не для вас. Да, знаем, мы тоже любим Кэррола и тоже расстроены, но что ж поделать. Так, а вы у нас кто? Чёрно-белые одежды, ножи на руках и свисающие с лезвий куклы… Неужто члены террористической группировки "Тим Бёртон сдулся"? Даже не знаем, что вам сказать, господа. Можете, конечно, взрывать свои начинённые навозом шахидские пояса, но — да, это действительно не новый "Эд Вуд", не "Эдвард руки-ножницы" и уж точно не "Бэтмен". Помилуйте, неужели вы всерьёз ждали от "Алисы" чего-то подобного? Зачем? Любите смотреть на всё через призму ничем не обоснованных ожиданий, чтобы уж точно во всём разочаровываться? Что ж, ваше право.

Ох, как же вас тут много, ждущих всякого. Вам что? Джека Воробья? Не будет, с чего бы. Вам? "Властелина колец"? Каким, Саурон вас задери, образом вы углядели в "Алисе" нового "Властелина колец"? Вам? Порно-мюзикл? Смело, конечно, но вы опоздали лет эдак на тридцать с лишним, господин извращенец. Так, а вам? Что, простите? Да не жмитесь вы так робко в углу, не сожрут вас. Увидели надпись "Дисней" и решили спросить, не является ли "Алиса в Стране чудес" новой чисто-диснеевской сказкой"? Господи, ну наконец-то! Господа, дамы, давайте дружно поздравим победителя этой бессмысленной игры "Угадай, чего ждать от "Алисы"". Дорогой победитель, ваш приз — получить от фильма кучу удовольствия и не уйти домой разочарованным. Остальным — добрый совет: кончайте играть в эту дурацкую игру. Создавая себе ожидания, вы с высокой долей вероятности обрекаете свою персону на разочарование. Посмотрите, как люди кричат "Аватар говно!" зачастую не потому, что им не понравился фильм, а потому что он не добрался в их глазах до обещанных хайпом вершин. Посмотрите, сколько возмущения вызвало решение Зака Снайдера снять мультфильм про птичек вместо брутального эпика для серьёзных мужиков. Вам оно надо — рисовать в своих головах мир фантазий, который не имеет ничего общего с ожидающимся творением, только чтобы потом возмущённо голосить, каким разочарованием фильм оказался? Нам — точно нет.

Собственно, к чему мы затеяли эту перекличку? Во-первых, к тому, что это и впрямь не столько "фильм Тима Бёртона" или "экранизация Льюиса Кэррола", сколько ещё одна диснеевская сказка с непременным злом и приключением, которое помогает героине разобраться в своих житейских проблемах (до полного комплекта разве что песен не хватает). Однако нам, пожалуй, стоит немного прояснить верхние абзацы. Само собой, в этой "Алисе в Стране чудес" есть что-то и от Бёртона, и от Кэррола, и от Воробья, и от "Властелина колец", и от "аватаровского 3D"… Да даже от многочисленной порнухи про Алису у фильма есть кое-что: привычка постоянно раздевать главную героиню. Просто все эти элементы встречаются здесь совсем не в тех количествах, в которых иные люди ожидают.

Скажем, сразу можно было понять, что "Алиса" не будет дословной экранизацией книги Кэррола. И не потому, что "Ну так ещё бы, тут ведь Алиса взрослая и это типа-сиквел!", а по той простой причине, что дилогия Льюиса вообще не предназначена для экранизаций. Да, там есть красивые, безумные образы и персонажи, так и просящиеся на холст и плёнку. Да вот только истории толком нет, а та, что всё-таки присутствует, заканчивается ненавистным всему миру приёмом "Это был просто сон". Сила оригинала — она в языке, которым описывались безумные, зачастую бессвязные похождения Алисы. В тексте, бредовость которого была продумана и выверена с математической точностью. Во всём том, что отлично работает в книге, но, само собой, теряется при переносе на киноплёнку.

Если помните, "Дисней" уже пытался экранизировать "Алису", и получилось замечательно, но чтобы растянуть сказку на 75 минут, студии пришлось мало того, что вклеить в "Страну чудес" отрывки из "Зазеркалья", так ещё и как следует разбавить всё песнями. Здесь же место песен занял простенький, но всё-таки полноценный сюжет про добро и зло. Плохо ли это? Ничуть. Фильму нужен был стержень, и легенда о Бармоглоте и двух сражающихся за корону сёстрах успешно заняла его место. Да, история в итоге стала чётче и связанней, чем в книгах, но это простительно. Главное — общий безумный настрой никуда не делся, повествование всё так же орудует логикой, работающей лишь во снах, а в героях (включая новых) безошибочно чувствуется принадлежность Стране чудес.

И вот тут надо сказать спасибо Тиму Бёртону: пройдя через призму его великолепного безумного стиля (или это стильное безумие?), текстовые описания Кэролла преобразились в поистине восхитительные картины, дизайны и внешности. Эта Страна чудес — совсем не такая, какой мы привыкли её видеть. Но в то же время это — именно она, родимая. Да, после трейлеров и постеров могло показаться, что Бёртон пошёл по пути Американа Макджи в попытке сделать Страну "взрослой", а её жителей (особенно Шляпника и Красную королеву) — откровенно отталкивающими. Но в фильме от этого ощущения не остаётся и следа. Великолепны все: от относительно важных персонажей вроде боевой глазоковырятельницы Сони и глуповатых близнецов Труляля и Траляля (учись, как надо делать близнецов-клоунов, Майкл Бэй!) до презирающего собак коня Стейна и Бармоглота, считающего своим противником Вострый меч, а не воина, его держащего.

О Шляпнике и Красной королеве разговор отдельный – эти двое выглядели настолько дико, что просто обязаны были стать самым слабым звеном фильма. Но – не стали, ведь дизайны и персонажи явно были созданы специально под любимых актёров Бёртона – Джонни Деппа и Хелену Бонэм Картер. Лишь эта парочка могла вытянуть столь причудливых персонажей, и она справилась со своей работой настолько хорошо, что сместила с почётного поста главного действующего лица Алису. Нет, не потому, что Миа Васиковска не осилила роль — просто такой уж ей достался образ — обычной потерявшейся девушки. Пусть населяющая Страну чудес братия каждые пять минут заявляет, что Алиса — избранная, пусть именно она присутствует в кадре большую часть времени – всё равно режиссёр крайне редко сажает девушку во главу стола. Она, как и книжный оригинал, наблюдает, комментирует и реагирует — то есть играет роль ведомой, оставляя остальным персонажам возможность сражаться за роль ведущего. Пожалуй, единственные моменты, когда Алиса действительно становится главной героиней — это эпизоды, действие которых происходит в реальном мире. Вот там, на фоне "обычных людей" она и её вычурная манера речи (кстати, замечательно переданная в русском дубляже) начинают сверкать и искриться. А в Стране чудес всего этого явно не хватает, чтобы как следует выделяться на общем фоне.

Кстати, о реальном мире. Одна из визитных карточек Тима Бёртона — умение показать реальность настолько неправильной, фальшивой, тусклой и лживой, что после неё безумные миры, порождённые режиссёрским воображением, кажутся куда живее и правильней, чем эта затхлая "реальность". Так было в "Чарли и шоколадной фабрике", так было в "Невесте-трупе", таким оказалось и это кино. Только в нём к этому контрасту прибавилась ещё одна деталь — отражение событий из реальности в дальнейшем "не совсем сне" Алисы. Поболтала девушка с парой весёлых говорливых сестричек? Всё, теперь Труляля и Траляля будут играть в Стране чудес куда большую роль, чем раньше. Увидела, как муж сестры целуется со своей "подругой детства"? Не сомневайтесь, найдётся наглый изменник и на той стороне кроличьей норы. "Насладилась" тем, как все вокруг расхваливают её мерзковатого жениха из-за его высокого положения? Вот вам и кучка притворщиков в свите Красной королевы. Даже сцену, когда Алисе приходится принимать важнейшее решение в жизни, стоя перед толпой народу, — и ту ей приходится пережить в обоих мирах. Важно ли это? Нет, не очень. Но наличие связи между обыденностью и Страной чудес делает картину более цельной, объёмной.

Ну и напоследок — ещё об одной штуке, добавляющей картине объёма — о 3D. Да, это не "Аватар", и Тим Бёртон не чурается иногда пошвырять чем ни попадясь прямо в зал, но и задирать зрителей этим трюком никто не будет — чай, тут у нас не "Рождественская история". Большую часть времени 3D используется для того, чтобы подчёркивать отдельные детали, например — непомерный лоб Красной королевы, и в таких мелочах авторы "Алисы" сработали не хуже Кэмерона. Просто камернее.

Вот, собственно, и всё. Ещё одно отличное произведение, вдохновлённое "Страной чудес", осталось позади. И лишь один вопрос витает в воздухе: когда уже кто-нибудь возьмётся за "Зазеркалье" – именно за всё целиком, а не отдельные его элементы? «Дисней»? Бёртон? Может, хоть вы сподобитесь, а?

Лев Гринберг
9 марта 2010