Чтец

on 09 Март 2010. Posted in Психология в кино

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оригинальное название: The Reader
Год выхода:
2008
Слоган
«When a woman who knows everything meets a man who knows nothing...the inevitable happens.»
"Когда женщина, которая знает все, встречает мужчину, который не знает ничего.., неизбежное случается".
Жанр: Драма, мелодрама
Выпущено: США / Германия, Mirage Enterprises
Продолжительность: 02:03:27
О фильме:
Повествование структурировано на три истории, каждая из которых вызывается из памяти постаревшим Михаэлем Бергом. Первая часть происходит в 1950-е годы в послевоенной Германии, в провинциальном городке, название которого не указывается (подразумевается Гейдельберг). Вторая часть — спустя 10 лет — происходит в Берлине, где Михаэль изучает юриспруденцию. Заключительная часть истории происходит в 1980-е годы.

Чтец» (англ. The Reader) — фильм популярного британского режиссёра Стивена Долдри по одноимённому роману-бестселлеру немецкого писателя Бернхарда Шлинка, входившему в списки самых популярных книг газеты The New York Times и телеведущей Опры Уинфри. Работа над экранизацией началась 19 сентября 2007 года в Берлине на киностудии в Бабельсберге. Премьера фильма состоялась в декабре 2008 года.

В январе 2008 года производство фильма было поставлено под угрозу в связи с объявленной беременностью ведущей актрисы Николь Кидман. Кидман, для которой до этого две беременности завершились неудачно, решила не рисковать, принимая участие в фильме, и покинула проект в момент, когда тот был уже на 4-м месяце съёмок. Спустя два дня после её отказа роль Ханны Шмиц была отдана британке Кейт Уинслет.

Повествование, ведущееся от лица Михаэля (Майкла) Берга, охватывает почти сорокалетний период. Начинается оно в 1958 году в Западной Германии, в провинциальном городке Нойштадт. Далее — спустя 8 лет — оно переносится в Гейдельберг, где Михаэль изучает юриспруденцию. Заключительная часть истории происходит в 1990-е годы.

Юный Михаэль Берг, мальчишка 15-ти лет, по дороге из школы внезапно заболевает лихорадкой, и единственным человеком, который предлагает ему помощь и доводит до дома, оказывается 36-летняя кондуктор трамвая Ханна Шмиц. Спустя несколько недель самочувствие Михаэля улучшается, и он приходит к своей спасительнице, чтобы отблагодарить её. Мальчика непреодолимо тянет к этой взрослой женщине, на следующий день он снова возвращается в её квартиру, где Ханна предлагает ему принять ванну, а потом они занимаются любовью. Тайный роман стремительно вспыхивает, любовники проводят вместе целые дни, и Ханна время от времени просит Михаэля почитать ей книги, сама каждый раз почему-то отказываясь читать их. Но спустя несколько месяцев Михаэль обнаруживает, что его любовница исчезла, оставив пустую квартиру.

Проходит восемь лет. Михаэль обучается на юридическом факультете и присутствует на показательном процессе в реальном суде. К своему ужасу, среди подсудимых он обнаруживает Ханну. Его бывшая любовница обвиняется в том, что работала надзирательницей в концентрационном лагере и во время пожара не открыла двери трёмстам еврейским женщинам, которые заживо сгорели в церкви во время бомбёжки. Другие надсмотрщицы во время суда пытаются свалить большую часть вины на неё, говоря, что Ханна была их начальницей и подтверждая это рапортом, якобы написанным Ханной. Неожиданно, вспомнив о своих чтениях книг для Ханны, Михаэль понимает, что она была совершенно неграмотна и, следовательно, не могла написать этот документ. Это означает, что вина Ханны не превышает вины других надсмотрщиц, которых суд приговорил к менее длительным срокам заключения. Ханна же осуждена на пожизненное заключение. У Михаэля, таким образом, появляется возможность помочь своей бывшей любовнице. Он даже записывается на свидание с ней в тюрьме, но разворачивается на половине пути.

После развода с женой и визита в родной город, десять лет спустя Михаэль начинает начитывать на магнитофон некоторые книги, которые он читал Ханне в прошлом. Записи этих книг он отправляет ей в тюрьму. Ханна, слушая записи, сопоставляет их с текстами книг, которые она берёт в тюремной библиотеке и, таким образом, постепенно учится читать и писать.

Проходят годы. Михаэль по-прежнему посылает Ханне посылки, но не отвечает на её письма. Вскоре суд принимает решение о досрочном освобождении Ханны. Михаэль оказывается единственным её знакомым, способным поддержать на свободе, помочь с жильём и работой. Они встречаются в тюремной столовой после 28-летней разлуки. Ханну волнует его отношение к ней, а Михаэля — её раскаяние в преступлении против человечности. За день до своего выхода, понимая, что на свободе она никому не нужна, Ханна вешается в камере. Михаэль узнаёт, что за годы заключения Ханна прочитала много классических книг. Перед самоубийством она завещает деньги, заработанные за время заключения, единственной оставшейся в живых узнице концлагеря, свидетельнице и жертве её преступлений. Михаэль посещает камеру Ханны после её смерти, видит книги, прочитанные ею, и получает от тюремной администрации деньги, завещанные Ханной. Он прибывает в Нью-Йорк и пытается передать их той самой женщине, но та отказывается принять деньги Ханны и советует перевести их в какую-нибудь благотворительную организацию.

В самом финале Михаэль Берг посещает могилу Ханны Шмиц вместе со своей дочерью и рассказывает ей эту историю.

В ролях

Художественные особенности

В октябре 2007 года стало известно, что оператором фильма стал один из ведущих голливудских специалистов Роджер Дикинс, постоянный оператор братьев Коэн, пятикратный номинант на премию «Оскар», а дизайнером костюмов выступит трёхкратная лауреатка премии «Оскар» Энн Рот, которая прежде четыре раза работала с Кидман и однажды с Файнсом.

Интересные факты

Оскар, 2009 год
Победитель (1):
- Лучшая женская роль (Кейт Уинслет)

Золотой глобус, 2009 год
Победитель (1):
- Лучшая женская роль второго плана (Кейт Уинслет)

Британская академия, 2009 год
Победитель (1):
- Лучшая женская роль (Кейт Уинслет)

С самого старта съёмочного процесса светская хроника всего мира отмечала, что в границах одной студии (Бабельсберг) окажутся Том Круз и Кидман (в сентябре-октябре Том Круз завершал съёмки военного триллера «Валькирия»); не ушёл от внимания и такой факт, что бывшие супруги одновременно сыграют в двух фильмах на тему военной Германии — правда Круз изобразит практически национального героя (Клауса фон Штауффенберга), а Николь Кидман могла сняться в роли нацистской преступницы.

Психологический анализ

Можно выделить 2 проблемы, поднимаемой в фильме: можно ли судить на самом деле героиню фильма Ханну Шмиц? Да, она работала надсмотрищицой в концлагере, но она была лишь винтиком в общей машине власти Гитлера. Она пыталась исполнять свои обязанности добросовестно. У нее не было образования, она верила всему, что писали в газетах, нормально прозомбированный субъект. Известно, что многие гитлеровские начальники смогли избежать ответственности на свои преступления и живут спокойно, доживают свой век. А гнев народный поднялся на пешек фашисткого режима, на охранников. Она лично никого не убивала, не измывалась, но вынуждена отправлять на смерть других неповинных людей.У Ханны настолько сужено сознание, она понимает лишь текущую реальность, - не знаю, можно ли за это судить? Я бы не стал.. Лишь те люди, которые мыслят ярлыками, сразу бы расставили точки над i на этом суде.

Очень впечатляют отношения Майкла и Ханны - то, как он заботится о ней, пожилой уже женщине, то, что он не отвернулся от своего прошлого. У Майкла хватило мужества и широты сердца остаться честным с ней до конца. Вспомните, иногда встречаешь на улице друга/знакомого юности (одноклассника) и с одной стороны хочется остановить его, поговорить, посмотреть в глаза, но с другой стороны, есть и мысли о том, что столько времени прошло, столько воды утекло, да я не знаю, что сказать ему, мы стали разными людьми, чужими. И проходишь, отводя взор. И так мы относимся к людям, с которыми у нас были когда-то отношения, но по разным причинам разошлись. Мы склонны забывать, игнорировать свое прошлое, а глубоко в душе остается неприятный осадок. Уверен, что эта проблема касается каждого человека.

Нельзя не сказать о самоубийстве Ханны. Она отсидела 20 лет, но вот-вот освободят и любимый в прошлом человек будет помогать и заботиться. Ей за 60, а ему - 40. Понятное дело, что она будет обузой. А в душе, в воспоминаниях ей 35, а ему 15.. Слишком много боли, слишком силен внутренний конфликт, дисгармония. Мне кажется, если бы Майкл обнял ее на свидании в столовой, проявил больше теплоты, она бы не покончила с собой.
Но я не могу упрекнуть Майкла, потому что он и так сделал очень много для Ханны. Кроме того, после ее ухода, он слетал в Америку и выполнил ее последнюю просьбу - встретился с дочкой заключенной, чтобы передать банку с деньгами. Кто бы так поступил? Мне кажется, что далеко не каждый..Он ведь разделил ответственность за ее судьбу в психологическом смысле..

Знаете, после всего отстоя в кино увидеть настоящего честного человека - это событие! Это фильм - про наше отношение к своему прошлому, к нашим скелетам в шкафу, просто невероятно пронзительный душевный фильм!